Доктор Марк Холлабауг Астрономические изображения Лакота. Дух и небо. LAKOTA CELESTIAL IMAGERY. SPIRIT
AND SKY. by Dr. Mark
Hollabaugh Перевод с английского Орлиного Пера, - Новосибирск,
2005 © 1997, Марк Холлабауг Это письменный вариант речи, которую я произнёс в мае 1997 года на
конференции по истории Дакота, проводимой Центром Изучения Запада в колледже Augustana в Сиу Фэллс (Sioux Falls), Южная Дакота. Введение «Одна звезда никогда не перемещается и это - вакан. Другие звёзды двигаются вокруг неё. Они танцуют в круге танца», Звонящий Щит, май 1903 (Уолкер, 1991, стр. 114-115). Этот комментарий старейшины Лакота о Полярной звезде послужил началом для этой статьи. Лакота или Сиу проживали в течение более ста лет на большой равнинной территории, занимающей современные штаты Небраска, Южная и Северная Дакота, Монтана и Вайоминг. Многое из свойств их жизни с приблизительно 1750 по декабрь 1890, сосредотачивалось на взаимодействиях с окружающей их средой огромных равнин. В «стандартных» обращениях к их культуре часто отсутствуют исследования их отношений к миру звёзд, под которыми они бороздили равнины. Цель этой статьи заключается в исследовании этих астрономических представлений в контексте их культуры. Невозможно проанализировать все многочисленные толкования астрономических образов, которые являются важными для этого народа, также как полностью обсудить их значение. Поэтому это краткий обзор тех понятий, которые могут послужить основой для дальнейшего изучения. Нация Лакота разделяется на три различных культурных и лингвистических группы. Восточные Сиу говорят на диалекте Дакота, центральные Сиу говорят на Накота, и западные Сиу говорят на диалекте Лакота. Это групповые языковые разделения также известны под их общими названиями: Санти, Янктон и Титон. Четыре группы Санти, две группы Янктон и Титон, как считается, входили с семь «огней советов». Титон Сиу или Лакота – главные в этой статье. Титон далее подразделяются на семь подгрупп, самые известные из них назывались Оглала («Рассеять самих себя»), Сичангу или Брюле («Опалённые» по-французски), Хункпапха («Их лагерь у входа») и Мникховожу («Сеющие возле воды»). Несколько превосходных исторических работ содержат подробности истории Лакота. Центральным в статье являются астрономические идеи Лакота девятнадцатого века, и поэтому необходимо использовать источники о девятнадцатом веке. Наиболее легко доступный материал написан человеком, который стал доверенным другом Лакота. Джеймс Р. Уолкер, бывший врачом в Пайн Ридж с 1896 по 1914, тесно работал с традиционными целителями Лакота и вместо них. Это духовное соединение привело к доверительным отношениям между Уолкером и священными людьми Лакота, которые поделились с ним своей историей, верой и ритуалами. Его записи – первостепенные источники о Лакота конца девятнадцатого столетия. Собранные Уолкером сведения - первичный источник для этой статьи. Возможности этого исследования ограничены знаниями, данными респондентами Уолкера в конце девятнадцатого века. Вообще, современные Лакота хорошо относятся к Уолкеру и к правдивости его отчётов, которые он записал. Вайн Делория-младший, например, высоко оценивает Уолкера и его методы, но обращает внимание на то, что все его осведомители являлись «поздними» (“late”) в истории Лакота, и мало знали о происхождении веры Лакота о звёздах. Он далее утверждает, что Уолкер задавал «неправильные» вопросы об информации, которая являлась бы ценной для архаеоастрономии (Deloria, 1982). Я не согласен с этим утверждением, так как считаю, что Уолкер оставил богатую информацию, по которой, если объединить её с другими историческими материалами, можно получить хорошее понимание. Другая, достаточно сильная критика Уолкера, ссылается на то, что он имел свойство полагаться только на нескольких переводчиков. Существует важный пункт теории познания, который необходимо отметить. Не существует такой вещи, как единая «система» «ортодоксальной» веры Лакота. В отличие от христианства, например, которая догматизирована, и имеет в своей вере набор доктрин, религия Лакота намного более гибкая. Вера Лакота может быть даже очень «жидкой» с разнообразными проявлениями (DeMallie, 1987, p. 43). Нельзя сказать: «Это – то, во что верят о звёздах Лакота». Можно сказать то, что определённый человек Лакота говорит о звёздах. Это означает, что интервью Уолкера и истории позволяют нам понять то, во что верили о звёздах Лакота в Пайн Ридж. Хотя мы не в состоянии непосредственно понять происхождение этой веры, отчёты Уолкера лишь начало. Цель этой статьи состоит в том,
чтобы исследовать астрономические представления Лакота
и понять их значение. Сначала я приведу определенные примеры астрономических объектов,
включая кометы, метеоритный дождь, солнце и луну. Во вторых, я исследую
концепцию вакан Лакота,
чтобы понять значение этих астрономический представлений. Примеры астрономических изображений Существует много астрономических изображений Лакота девятнадцатого столетия, которые сохранились на зимних счётах, а также в бухгалтерских книгах. Фон Дел Чемберлен (Von Del Chamberlain, 1984) собрал превосходный перечень зимних счетов индейцев Равнин и рисунков в бухгалтерских книгах, которые определённо относятся к астрономическим событиям. Garrick Mallery, эксперт по зимним счетам конца девятнадцатого столетия, объяснил использование и скрытую функцию зимнего счёта:
повсюду, и который дал жизнь
и движение всему что живёт или движется. Каждый переводчик понимал под Таку Шканшкан того, «Который
создаёт движение», или того, который даёт движение всему, что двигается. Из
информации, данной Пальцем, очевидно, что его концепция Таку
Шканшкан или Шкан является
неопределенной или туманной идеей о силе или энергии. Вспоминая попытки других Оглала определить это слово, я уверен, что они понимали ту же
самую концепцию Шкан. Однако я удивлён, что это не
дошло до меня до разговора с Пальцем». Таку Шканшкан можно также перевести как «энергию вселенной». Буечел переводит эту фразу как «работающая сила, таинственно перемещающая вещи» (Buechel, 1983, p. 476). В мнении Пальца, концепция близко связана с Вакан. Уолкер не только знал то, кем были его источники, но также и то, кем были его переводчики. Хотя сам он знал немного язык Лакота, но полагался на туземных переводчиков, чтобы передать значения слов старейшин. В следующих пассажах, Уолкер связывает несколько концепций Лакота: «Обсуждение Пальцем
Вакан Танка, соответствует данным в моей
работе о Танце Солнца как показано вам [то есть Уолкеру,
1917], исключая условные Шкан и условное
существование четырёх превосходящих Божеств. Например, он
определил Инйан, как первый из существующих и как
дедушку всего. Макха, Земля возникла второй из
существующих и является бабушкой всех вещей. После Земли появился Шкан, но он самый сильный и возвеличенный Вакан Танка, является Вакан Танка
Кин, Вакан Танка. Он также сказал, что Объединёнными с Вакан Танка являются Ви (Солнце),
Ви Хан (Луна); Татэ (Ветер).
И Вакинйан (Крылатый) и Вохпэ являются другими из четырёх Превосходящих Божеств; то
есть, что Ви и Вихан –
единое; Шкан и Ветер – едины; Скала и Крылатый –
едины; и что Земля и Вохпэ – едины. Это в то время, как
существует восемь персон, которые являются Вакан
Танка, четыре Превосходящих и четыре Объединённых, они все – как один и этот
один – Вакан Танка. Это Большая Тайна, известная
только самым знающим шаманам. Обсуждая
Ви и Шкан, Палец сказал,
что в то время как Солнце был превосходящим и наиболее сильным из Божеств, всё
же он получил свою силу от Шкан; те многие из Лакота верят, что Ви и Шкан одно и тоже лицо; но Ви
является Вакан Танка и виден в небе только половину
всего времени, в то время как Шкан является Наги Тханка, Большим Духом, он всегда повсюду и он невидим кроме
своего цвета, который является синим и всегда в небе».
Уолкер признаётся, что простой перевод вакан не подходит, и он пытается понять находящиеся во взаимосвязи идеи, высказанные Пальцем. В этой главе он предлагает переводить Вакан Танка как «Большая Тайна». В завершающем комментарии, Уолкер подтверждает свои собственные ограничения. Интересно, что он говорит, что его работа «конструктивна». Очевидно, он был очень уверенным, передавая свои мысли в это сообщение: «Я
полностью осознаю то значение, что моя работа полностью основана на информации,
данной другими, и что она является конструктивной частью. Я также осознаю, что
я, возможно, был введён в заблуждение преднамеренно либо при осложнениях в
получении правильных переводов с языка моих осведомителей. Но цель этой работы
состоит в том, чтобы передать ту информацию, которую я получил» (Walker, 1983, pp. 9-10).
Кометы Лакота
также видели кометы и очевидно отличали их от метеоров. Две шкуры, хранящиеся в Государственном
Историческом Обществе Северной Дакоты, иллюстрируют изображения кометы (Maurer, 1992, pp. 274-275; Chamberlain, 1984). Счёт
зим Синего Грома из бенда Верхних Янктонаи
Накота, изображает события от 1785 до 1913. Там ясно
показана пиктография метеора в начале столетия, и также комета. Вторая шкура
Быстрого Пса из Хункпапха Лакота,
отмечает хронику их истории от 1797-98 до 1911-12. Треть с конца начала
изображает Комету Галлея, появившуюся в 1910. Maurer
обращает внимание на то, что Хункпапха помнят 1911-1912 годы, как «время, когда дети
имели корь, и яркая комета появилась в небе». Это говорит о том, что обычные
грегорианские календарные даты всегда совпадают с датами, зафиксированными
специфической пиктографией, что очень важно. Солнце и Луна Обсуждение роли солнца и луны в жизни Лакота охватило бы целую книгу. Например, можно было бы выяснить, как они рассчитывают время. Мы принимаем за очевидное, что солнечные и лунные циклы могут создать календарь. Хотя Лакота используют солнечные и лунные циклы, они имеют концепцию времени очень отличную от американской или европейской. Время дня, например, рассчитывается тем, когда солнце или луна появляется или перемещается поперек неба. Шкуры со счётом зим являлись визуальными представлениями истории Лакота и функционировали в качестве ежегодного календаря (Chamberlain, 1984). Хотя Лакота использовали повторяющиеся циклы природы, чтобы дать имена течению времени, я полагаю, что они имеют очень линейный, непрерывный вид времени. Их история, по-видимому, никогда не закончилась бы, по крайней мере, пока бизоны были на земле. В попытке понять концепцию времени Лакота, я нахожу, что следующая оценка будет полезной: «В
культуре Лакота время не воспринимается как причинная сила; история не является
направленной, и при этом она не воплощает то понятие прогресса и изменения,
которое является фундаментальным для европейской культуры. Вместо этого,
вселенная воспринимается как существование в гармоничном балансе. Как однажды
сказала Элла Делория, «Вы видите, мы – индейцы живём
в вечности» (DeMallie, 1987, p.
31).
Я буду следовать разговорам Уолкера со старейшинами Лакота, чтобы растолковать непосредственное значение вакан. Наиболее общий перевод вакан – «священное» или «святое». Например, лучший перевод названия бэнда Мдевакхантонван Санти или Дакота Сиу Миннесоты, - «Лагерь Священного Озера». В основании Епископального Собора в Сиу Фэллс в Южной Дакоте, заложена маленькая часовня, используемая христианской паствой Лакота. На алтаре часовни вырезаны слова Вакан, Вакан, Вакан, это ссылка на формулу Христианской Троицы, «Святой, Святой, Святой». Лучший подход понять вакан, состоит в том, чтобы понять применение этого слова, и важно при этом принять культурный контекст, от которого эта концепция берёт свой значение. Лакота
– глубоко духовные люди. Хотя они и
являются одними из наиболее юморных и беззаботных
американских индейцев, они очень серьезно относятся к своему отношению к Вакан Танка (часто переводимый как «Великий Дух» или
«Большая Тайна»), к созданному миру, к своим товарищам и к самим себе. Их
взгляд на мир очень отличается от взгляда белого человека, которого они впервые
встретили в начале девятнадцатого века. Таким
образом, я думаю, что может быть тяжело или невозможно суммировать в нескольких
словах концепцию подобную вакан. Отец Юджин Буечел
в своём Лакото-английском словаре даёт несколько
коннотаций этому слову: «священный, посвященный, специальный, непостижимый,
обладающий или способный наделить духовным качеством, которое возникает или
передаётся вещам, делая их свойство хорошим или плохим» (Buechel,
1983, p. 525). Значение этого утверждения отражается
в термине вичаша вакан,
который Буечел переводит как «священник, прежде всего
индейский шаман». Обычно этот термин слегка неправильно переводится как «medicine man», знахарь. В фильме
«Танцы с волками», Дорис Лидер Чарж
(Doris Leader Charge), которая являлась консультантом диалогов этого
фильма, переводила термин как «Святой Муж». Чёрные Холмы (Паха Сапа) – место,
которое является вакан. Однако, вакан имеет значение, которое уходит далеко за пределы человеческого существования Лакота на Великих Равнинах. Джеймс Уолкер предлагает ценное понимание этой концепции Лакота в девятнадцатом веке. Как всегда, важно понять, что это мнения людей, у которых он брал интервью. Сначала он опросил Хорошую Посадку: «Вакан – это что-то, что трудно понять. Скала является
иногда вакан. Что-нибудь может быть вакан. Когда человек делает что-то, что никто не понимает,
это - вакан. Если готовая вещь имеет свойство, которое
ни кто не может понять, она – Вакан Танка. Как мир
был создан – Вакан Танка. Как было создано солнце – Вакан Танка. Как люди могли говорить с животными и птицами
– Вакан Танка. Где духи и призраки – Вакан Танка. Действия духов – вакан.
Дух – вакан. Солнце, луна, утренняя звезда, вечерняя звезда,
северная звезда, семь звезд [то есть,
Плеяды], шесть звезд [то есть, Большой Ковш], радуга – все они вакан» (Walker, 1991, pp. 70-72). На первый взгляд, кажется, как будто все является вакан для Хорошей Посадки. Но, обратите внимание, что вакан или «таинственные» вещи, Хорошая Посадка описывает как вещи, которые выходят из под контроля человека. Список Хорошей Посадки этих объектов, животных, и явлений, относится к вещам, которые хранят лучшие естествоведы и богословы в течение столетий. То есть они экстраординарны. Вещи вакан – те опыты, события или объекты, которые достойны удивления. Что-то, что является вакан, не достигает аналитического мышления, а скорее ловит дух человека и заставляет его или её вести себя также. После транскрипции беседы с Хорошей Посадкой, Уолкер добавляет свою собственную интерпретацию значения вакан. Снова, здесь он идёт вдоль беседы со многими Лакота, позволяя им, растолковывать друг друга: «Давно,
Лакота верили, что существуют изумительные существа,
чьё существование, силы или действия невозможно понять. Этих существ они
называли Вакан Кин (Вакан). Существует много Вакан,
некоторые хорошие, а некоторые плохие. Из хороших Вакан некоторые были более великими, чем другие. Великие назывались Вакан Ванкату (Превосходящие Вакан).
Другие назывались Таку Вакан
(Родственные Вакан). Они не были родственниками
такими, какими являются отец или брат, но подобно Лакота
были родственны друг другу. Плохие Вакан
не были родственниками ни хорошим, ни друг другу. Старые
Лакота также верят, что каждая вещь кроме Вакан и человечества
имеет нечто подобное духу. Это нечто они назвали нагила
(подобное духу). Эти нагипила (духообразное)
является ваканпила (ваканообразное).
Обычно люди говорят ваканла, вакан.
Вакан Танка (Большой Вакан) и Вакан кин означает одно и тоже. В старые времена термин Вакан Танка редко использовался, но теперь он используется
чаще, чем Вакан кин. Более молодые Оглала называют
христианского Бога, когда говорят Вакан Танка. Когда
шаман говорит Вакан Танка, он подразумевает тоже самое, что подразумевалось в прошлом, когда говорили Вакан кин. Это означает все Вакан и Ваканпила, человечество и
другие вещи, которые, как думали старые Оглала,
являются все как один. Это – кхан (непостижимое,
непонятное явление, которое нельзя показывать). Когда
Оглала удивлён чем-нибудь, он может сказать, что это
означает вакан, что это является ваканла
(подобным вакан). Понятно из вышеупомянутой
информации, что "божественный" ("divine")
– правильное толкование вакан» (Walker,
1991, pp. 72-74). Важно обратить внимание на то, то эти характеристики основаны на традиционной вере Лакота девятнадцатого столетия, зафиксированной таким же белыми людьми как Уолкер. Толкование вакан как «божественное», явно получило христианское влияние. Столкновение с белыми, а также со специальными христианскими миссионерами, оказало эффект изменения на традиционную религию середины девятнадцатого столетия. Действительно, два важных респондента Лакота являлись христианами: Джордж Сворд был епископальным дьяконом, а Чёрный Олень являлся римско-католическим проповедником. Такой опыт мог повлиять на растолковывающие комментарии старейшин Лакота двадцатого столетия. Хорошая Посадка намекнул об этом, когда сказал: «Я – старик. Я знаю то, что сказал мой отец. Я знаю то, что сказал отец моего отца. В старые времена индейцы знали много вещей. Теперь они забыли это. Белые люди заставили забыть их то, что сказали им их отцы» (Walker, 1991, p. 70).Уолкер ссылается на это видоизменение, когда он комментирует: «Более молодые Оглала имеют ввиду христианского Бога, когда они произносят Вакан Танка». Следовательно, миссионеры использовали Вакан Танка, чтобы передать христианскую идею о Боге и обычно переводили эту фразу как «Великий Дух». Нам, белым и рождённым с
западным мышлением, трудно понять эти значения вакан.
В белом мышлении американцев (или европейцев) существуют различия между естественным и сверхъестественным, между мирским и
священным, между человеческим и божественным. Эти различия всего лишь задели Лакота, либо вовсе не существуют в их мнении. Такого
двойственного разделения не существует. Важное различие для Лакота
проходит между обычным и экстраординарным. Лучше
чего-либо, что характеризует вселенную для Лакота,
является её непостижимость, её уникальность, и их удивление ей. Таким образом,
я полагаю, что лучшие толкования для вакан являются «непостижимость», «то, что является отличающимся»
и «достойным удивления». Лучшей интерпретацией для Вакан
Танка может быть «Большая Непостижимость». Лакота
были способны почувствовать часть этого удивительного, тайного и непостижимого
через свои ритуалы (DeMallie, 1987, p. 28) и их единение с естественным миром. Достаточно
интересно, что хотя религия Лакота имеет много
вариаций, ритуалы являются более однообразные. Возможно, это от
того, что ритуалы являются общественными, представляют собой усилие
сообщества, которое направлено на улучшение родственных связей.
Вакан и Звёзды Обсудив значение вакан, я теперь кратко исследую, как эта важная концепция Лакота повлияла на их понимание звезд. Уолкер записал беседу со Звонящем Щитом в мае 1903, в которой звёзды называются вакан: «Это
сказал мудрый человек. Звёзды – вакан. Им нет дела до
земли или до чего-то, что на ней. Они не имеют никакого отношения к
человечеству. Иногда они приходят в мир, а иногда Лакота
идут к ним. Существует много историй об этом. Никакого целительства
нельзя применить к звёздам. Они не имеют отношения к кому-либо, кто ходит или
дышит. Святой муж знает о них. Но это нельзя рассказать людям. Если бы люди
знали эти вещи, они утянули бы звёзды сверху. Есть одна звезда, появляющаяся в течение
вечера и в течение утра. Одна звезда
никогда не перемещается, и это – вакан. Другие звезды
двигаются вокруг неё. Они танцуют в круге танца. Существует
семь звезд. [Семь звезд – так Лакота называют Большой
Ковш.] Поэтому существуют семь очагов
совета среди Лакота. Иногда бывает много звёзд и
иногда их не бывает вовсе. Когда их не так много, другие спят. Тропа духов –
среди звёзд. Они двигаются по ней так, чтобы плохие духи не смогли найти её. Вакан Танка держит плохих духов далеко от Тропы духов. Тропа духов начинается
на крае мира. Ни один человек не может найти его. Таку
Шканшкан там, и он говорит хорошим духам, как найти
его. Ветры покажут хорошим духам, где идти и как найти начало следа. Плохие
духи всегда блуждают по следу духов. Звезды скрываются от солнца. Они должны
бояться его. Так что человечество не должно пытаться учиться у них. Не хорошо
говорить о них. Не хорошо бороться светом звезд. Они должны быть злыми, так как
они боятся солнца» (Walker, 1991, pp. 114-115). В этом пассаже есть и проницательность и противоречие. Сначала рассмотрим Полярную Звезду. Название Лакота для Полярной Звезды Вичхахпи Ованжила – «Звезда, всегда стоящая на одном месте». Что является особенно интересным из слов Звонящего Щита, так это то, чтоПолярная Звезда является вакан, потому что она не двигается. Это говорит о том, что вакан означает «того, который является отличающимся» относительно Полярной Звезды по сравнению с другими звёздами. Дальше Звонящий Щит продолжает упоминать утреннюю звезду и вечернюю звезду. Он приравнивает семь звезд Ковша с семью очагами совета Лакота. Эти утверждения о звёздах могут вступить в конфликт с с этим утверждением: «Так что человечество не должно пытаться учиться у них. Не хорошо говорить о них». Он говорит по сути, что «даже нельзя думать о звёздах». Однако он и Лакота в целом имеют названия для звёзд, легенды о звёздах, и делают записи астрономических событий, и явлений, и это не запрещается! В похожем обсуждении, Маленькая Рана сказал: «Звёзды – Вакан Танка, но они не имеют никакого отношения к людям на земле. Человечеству не следует уделять внимание звёздам» (Walker, 1991, p. 70). Здесь существует противоречие, или, по крайней мере, двусмысленность. Если человечество даже не говорило о звёздах, и не уделяло какого-либо внимания им, то почему астрономические события должны быть зафиксированы на шкурах, или на раскраске хейока, или стать частью истории, которую необходимо пересказать? Я верю тому, что сказали Звонящий Щит и Маленькая Рана о том, что звёзды и их движение или не движение, является частью «Большой Непостижимости» и, следовательно, человечество не может полностью понимать их или их значения. Тем не менее, солнце, луна, и звезды проникают в мысли и культуру Лакота. Почему? Просто потому, что метеоры, кометы, солнце, луна, и звезды – вакан, они были отмечены, зарегистрированы, и вновь пересказывались в историях и ритуале. Звезды достойны удивления, они таинственны, они непостижимы. Столь же бесплодны попытки, как это может казаться, достигнуть звёзд, как принести большую тайну ближе к земле. Хотя астрономические изображения, сохраненные на шкурах с зимним счётом, в бухгалтерских книгах и на одежде, не только являются украшением, но они также являются частью религии и ритуала Лакота. Каждый ритуал Лакота имеет цель. Ритуал отражает и передает веру и традицию. Таким образом, астрономическое искусство Лакота - неотъемлемая часть религии людей, которые создали это. И центр веры Лакота - непостижимость мира, в котором они живут. Звезды, хотя и экстраординарны и вакан, являются неотъемлемой частью этого мира.
Более важно, понимать вакан и как он касается звёзд, это должно быть центром любого исследования астрономии Лакота. То есть, понимать их культуру – ключ к пониманию их астрономии и их использования астрономических изображений. Существует опасность, что значение могло быть «надиктовано» в идеи Лакота. Возможность избежать этого появляется при «историческо - критическом» методе библейского учения о «понимании», а также когда одни источники Лакота объясняют другие. Существуют этнографические материалы помимо тех, что собрал Уолкер, которые могут показать другое понимание. Также, было бы очень интересно спросить современных стариков Лакота и вичаша-вакан, чтобы они прокомментировали монологи, которые записал Уолкер. Однако, важно признать, что такие комментарии являлись бы взглядом Лакота конца двадцатого века, многие из которых, возможно, могут находиться под влиянием христианства двадцатого столетия или идей Чёрного Оленя. Страсть, являющаяся частью «живущих небом», этого термина Рея Виллиамсона, была центральным аспектом жизни Лакота. Раймонд ДеМалли предлагает завершающую оценку, которая может помочь объяснить двусмысленность Лакота о звёздах и характере вакан: «В
системе веры Лакота девятнадцатого века, единство Вакан Танка охватывало всё время и места, вместе с целыми
явлениями во вселенной, где место людей было незначительным, но определённым.
Так как эта вселенная наиболее существенно характеризовалась непостижимостью, она
всегда лежала за пределами возможностей человечества познать её полностью, и,
возможно, поэтому поиски понимания вакан, движущей
силы в культуре Лакота, не увенчались успехом» (DeMallie, 1987, p. 32). В конечном счете, любая попытка при понимании использования астрономических изображений Лакота в их культуре, должна также прийти к терминам, под которыми понимается вакан. Это может оказаться бесполезным для нас и по отношению к Лакота, делать выводы, которые могут удовлетворить аналитическое научное мнение двадцатого столетия. Подтверждения Доктор Фон Дел Чемберлен, прежний директор Планетария Хансена города Солт-Лейк-Сити, предоставил для моего рассмотрения свою важную работу о календарях индейцев Равнин. Я глубоко обязан моему хорошему другу и наставнику Лакота, доктору Мартину Брокенлегу (Martin Brokenleg) колледжа Augustana в Сиу Фэллс, за его терпение моих бесконечных вопросов. Я говорю Мартину, «Митхакуе Оясин!». БИБЛИОГРАФИЯ Arthur Amiotte, “The
Lakota Sun Dance: Historical and Contemporary Perspectives”, in Sioux Indian Religion, ed. by Raymond J.
DeMallie and Douglas R. Parks, University of Oklahoma
Press, Norman, 1987, pp. 75-89. ISBN 0-8061-2166-1. Dee Brown, Bury My Heart at Wounded Knee, Henry Holt and Company, Dee Brown, The Fetterman Massacre, University of Joseph Epes Brown, ed., The Sacred Pipe:
Black Elk’s Account of the Seven Rites of the Oglála
Sioux, Eugene Buechel, S.J., Lakota-English Dictionary,
ed., by Paul Manhart, S.J., Red Cloud Indian School,
Holy Rosary Mission, Pine Ridge, South Dakota, 1983. Roberta Carkeek Cheney, The Big Missouri Winter Count, Naturegraph Publishers, Happy Camp, Von Del Chamberlain, “North
American Plains Indian Calendars”, Archaeoastronomy: Supplement to Journal for the History of
Astronomy, Vol. 15, No. 6, 1984, pp. S1-S54. Vine Deloria, Jr., “Sundancing and
Stargazing”, Archaeoastronomy,
Vol. V, No. 3, July-September, 1982, pp. 33-35. Raymond J. DeMallie, “Lakota
Belief and Ritual in the Nineteenth Century”, in Sioux Indian Religion, ed. by Raymond J. DeMallie
and Douglas R. Parks, University of Oklahoma Press, Norman, 1987, pp.
25-43. ISBN
0-8061-2166-1. Royal B. Hassrick, The Sioux, Arlene Hirschfelder and
Paulette Molin, The Encyclopedia of Native American Religions, Facts
on File, George E. Hyde, A Sioux Chronicle, George E. Hyde, Red Cloud’s Folk, George E. Hyde, Spotted Tail’s Folk, Thomas E. Mails, Sundancing at
Rosebud and Pine Ridge, Center for Western
Studies, Garrick Mallery,
Pictographs of the North American Indians, Smithsonian Institution, Bureau of American Ethnology, Annual Report
4, 1886, pp. 1-256. Evan M. Maurer, Visions of the People: A
Pictorial History of Plains Indian Life, The Joe Rao, “The
Leonids: King
of the Meteor Showers”, Sky &
Telescope, Vol. 90, No. 5, November, 1995, pp. 24-31. Robert M. Utley, The Indian Frontier of the American West 1846-1890, University of New Mexico Press, Albuquerque, 1984, ISBN 0-8263-0716-7.
James R. Walker, Lakota Belief and Ritual, James R. Walker, Lakota Myth, James R. Walker, Lakota Society,
ed. by Raymond J. DeMaille, James R. Walker, The Sundance and Other Ceremonies of the Oglála Division of the Teton Dakota, Anthropological Papers of the American Museum of Natural History, Vol.
16, Part 2, 1917, Lakota Books, Kendall Park, New Jersey (reprint). Иллюстрации и аннотации к ним (источник): Как войти со мной в контакт: Е-mail: Hollabaugh@aol.com Телефон: 612-832-6495 Факс: 612-832-6571 [1] Hehaka Sapa – Black Elk,
Чёрный Олень, прежний перевод его имени на русский язык как Чёрный Лось был не
совсем точным. Слово hehaka – разветвлённый
рог, означает американского Благородного Оленя или Вапити. (Прим. переводчика).
|