на главную



Доктор Марк Холлабауг

Астрономические изображения Лакота. Дух и небо.

 

LAKOTA CELESTIAL IMAGERY. SPIRIT AND SKY.

by

Dr. Mark Hollabaugh

 

Перевод с английского Орлиного Пера, - Новосибирск, 2005

 

 

© 1997, Марк Холлабауг

Это письменный вариант речи, которую я произнёс в мае 1997 года на конференции по истории Дакота, проводимой Центром Изучения Запада в колледже Augustana в Сиу Фэллс (Sioux Falls), Южная Дакота.

 

 

Введение

 

«Одна звезда никогда не перемещается и это - вакан. Другие звёзды двигаются вокруг неё. Они танцуют в круге танца», Звонящий Щит, май 1903 (Уолкер, 1991, стр. 114-115).  Этот комментарий старейшины Лакота о Полярной звезде послужил началом для этой статьи. Лакота или Сиу проживали в течение более ста лет на большой равнинной территории, занимающей современные штаты Небраска, Южная и Северная Дакота, Монтана и Вайоминг. Многое из свойств их жизни с приблизительно 1750 по декабрь 1890, сосредотачивалось на взаимодействиях с окружающей их средой огромных равнин. В «стандартных» обращениях к их культуре часто отсутствуют исследования их отношений к миру звёзд, под которыми они бороздили равнины. Цель этой статьи заключается в исследовании этих астрономических представлений в контексте их культуры. Невозможно проанализировать все многочисленные толкования астрономических образов, которые являются важными для этого народа, также как полностью обсудить их значение. Поэтому это краткий обзор тех понятий, которые  могут послужить основой для дальнейшего изучения.

 

Нация Лакота разделяется на три различных культурных и лингвистических группы. Восточные Сиу говорят на диалекте Дакота, центральные Сиу говорят на Накота, и западные Сиу говорят на диалекте Лакота. Это групповые языковые разделения также известны под их общими названиями: Санти, Янктон и Титон. Четыре группы Санти, две группы Янктон и Титон, как считается, входили с семь «огней советов». Титон Сиу или Лакота – главные в этой статье. Титон далее подразделяются на семь подгрупп, самые известные из них назывались Оглала («Рассеять самих себя»), Сичангу  или Брюле («Опалённые» по-французски), Хункпапха («Их лагерь у входа») и Мникховожу («Сеющие возле воды»).

 

Несколько превосходных исторических работ содержат подробности истории Лакота. Центральным в статье являются астрономические идеи Лакота девятнадцатого века, и поэтому необходимо использовать источники о девятнадцатом веке. Наиболее легко доступный материал написан человеком, который стал доверенным другом Лакота.

 

Джеймс Р. Уолкер, бывший врачом в Пайн Ридж с 1896 по 1914, тесно работал с традиционными целителями Лакота и вместо них. Это духовное соединение привело к доверительным отношениям между Уолкером и священными людьми Лакота, которые поделились с ним своей историей, верой и ритуалами. Его записи – первостепенные источники о Лакота конца девятнадцатого столетия.

 

Собранные Уолкером сведения  - первичный источник для этой статьи. Возможности этого исследования ограничены знаниями, данными респондентами Уолкера в конце девятнадцатого века. Вообще, современные Лакота хорошо относятся к Уолкеру и к правдивости его отчётов, которые он записал. Вайн Делория-младший, например, высоко оценивает Уолкера и его методы, но обращает внимание на то, что все его осведомители являлись «поздними» (“late”) в истории Лакота, и мало знали о происхождении веры Лакота о звёздах.    Он далее утверждает, что Уолкер задавал «неправильные» вопросы об информации, которая являлась бы ценной для архаеоастрономии (Deloria, 1982). Я не согласен с этим утверждением, так как считаю, что Уолкер оставил богатую информацию, по которой, если объединить её с другими историческими материалами,  можно получить хорошее понимание. Другая, достаточно сильная критика Уолкера, ссылается на то, что он имел свойство полагаться только на нескольких переводчиков.  

 

Существует важный пункт теории познания, который необходимо отметить.  Не существует такой вещи, как единая «система» «ортодоксальной» веры Лакота. В отличие от христианства, например, которая догматизирована, и имеет в своей вере набор доктрин, религия Лакота намного более гибкая. Вера Лакота может быть даже очень «жидкой» с разнообразными проявлениями (DeMallie, 1987, p. 43). Нельзя сказать: «Это – то, во что верят о звёздах Лакота». Можно сказать то, что определённый человек Лакота говорит о звёздах. Это означает, что интервью Уолкера и истории позволяют нам понять то, во что верили о звёздах Лакота в Пайн Ридж. Хотя мы не в состоянии непосредственно понять происхождение этой веры,  отчёты Уолкера лишь начало.

 

Цель этой статьи состоит в том, чтобы исследовать астрономические представления Лакота и понять их значение. Сначала я приведу определенные примеры астрономических объектов, включая кометы, метеоритный дождь, солнце и луну. Во вторых, я исследую концепцию вакан Лакота, чтобы понять значение этих астрономический представлений.   

 

Примеры астрономических изображений

 

Существует много астрономических изображений Лакота девятнадцатого столетия, которые сохранились на зимних счётах, а также в бухгалтерских книгах. Фон Дел Чемберлен (Von Del Chamberlain, 1984) собрал превосходный перечень зимних счетов индейцев Равнин и рисунков в бухгалтерских книгах, которые определённо относятся к астрономическим событиям. Garrick Mallery, эксперт по зимним счетам конца девятнадцатого столетия, объяснил использование и скрытую функцию зимнего счёта:

 

Большой Миссури зимний счёт

____________________________________________________________
Большой Миссури зимний счёт
Музей индейцев Сиу, Рапид-Сити, фото Фон Дел Чамберлен.

Оригинал в Смитсонском, несколько копий в различных музеях, включая The Journey в Рапид-Сити.
[Von Del Chamberlain, "North American Plains Indian Calendars," Archaeoastronomy: Supplement to Journal for the History of Astronomy, Vol. 15, No. 6, 1984, pp. S1-S54.] ____________________________________________________________

«Хранитель счёта был ответствен за увековечивание истории в соответствии с советом старейшин своего племени, он решал, какой из выдающихся случаев или событий должно различать каждый год, и наносил отметки в виде рисунков на бизонью накидку, хранимую для этой цели. Такие изображения, как считалось, являлись соответствующими символами этого события. Накидка была последовательностью периодов для других индейцев племени, которым таким образом рассказывалось значение и использование росписей, изображающих отдельные года».  (Maurer, 1992, p. 275)

 

Для народа, который полагался в значительной степени на устную традицию, накидки были визуальной шпаргалкой для рассказчиков народных историй.

 

Метеоры

 

В 1822 году сверкающий метеор пересёк небо. Он был зарегистрирован 20 сентября 1822 в форте Снеллинг (Fort Snelling) в Миннесоте (Hyde, 1975, p.318; Chamberlain, 1984). Пара Лакота возможно видела его, и несколько месяцев спустя их новый сын был назван Красным Облаком (Mahpiya Luta) с учётом этого случая. Это – только один из примеров метеора, оказавшего влияние на  Лакота. В ноябре 1833, метеоритный дождь Леонидов показал захватывающую картину. Оцениваемое количество – от 100 000 до 240 000 в час (Rao, 1995). Лакота заметили это невероятное астрономическое представление:

 

«В ноябре 1833 года, когда Пятнистому Хвосту было десять, упали звёзды. Всё небо покрылось огнём несметного числа метеоритов, сверкающих сквозь небо, и напуганные индейцы подумали, что мир завершил свой цикл». (Hyde, 1961, p. 29)

Метеор 1822

____________________________________________________________

Метеор 1822
1.Счёт зим Пламени
2.Battiste Good: "Звезда, сопровождающая зиму громким шумом"

Существуют многочисленные сообщения яркого метеора осенью 1822. Garrick Mallery зарегистрировал много таких сообщений об этой яркой "шаровой молнии" в своей важной работе о счётах зим индейцев Равнин (1893). Индекс фигур его нумерации.

«Упала огромная, ревущая звезда. Она пришла с востока и изрыгала огненные искры вдоль своего курса. Счёт зим Облачного Щита, 1821 – ’22. Этот след и искры показаны на фигуре. Убийца Белой Коровы говорит, что это «зима, когда одна звезда, сильно шумела».
Эти и три следующих фигуры, очевидно, относятся к падению одного большого метеора на землю Дакота где-то во время зимы 1821 – ’22. Этот факт нельзя проверить научными записями. Не существовало каких-либо корреспондентов от научных учреждений на верхней Миссури в упомянутой дате.
Некоторые думали, что этот случай объявил о рождении Красного Облака.
Вечером 20 сентября, луна приняла вид полумесяца с 26 % видимого диска по свету луны. Лунная фаза была в 8:16 пополудни, а закат был в 6:15 пополудни с длительностью сумерек в половину часа».

«Форт Ст. Энтони, 8-ого июля, 1823.

Сэр,
Вечером 20-ого сентября 1822, при перемещении мною с поста от склада до моей квартиры, я был поражён увиденным блестящим светом в небе, я наблюдал метеор, проходящий где-то с северо-запада до юго-востока, и как я мог судить, под углом приблизительно в пятьдесят градусов относительно горизонта; явление было необыкновенной величины, и прошло таким образом от меня, что я отчетливо слышал его звук, который походил на сигнал ракеты; следуя своему взгляду, я увидел, что он летит к интендантскому складу, я явственно слышал, что он упал на землю, когда раздался звук подобно разорвавшемуся снаряду, хоть и более громкий. Я немедленно встал на стражу». ____________________________________________________________

Рис. 1. Метеоритный дождь 1833.

Рис. 1. Метеоритный дождь 1833.

Шкура с зимнем счётом Нет Ушей отобразила этот метеоритный дождь Леонидов (Walker, 1982, p. 138). Его рисунок дождя воспроизведён на рис. 1. Дополнительные изображения дождя Леонидов 1833 и других дождей были зарегистрированы Mallery (1886, p. 116). Чемберлен обращает внимание на всеобщность внешнего вида этого случая в зимних счётах индейцев Равнин (1984). Эти события впечатлили Лакота. Видно, что в любом обсуждении относительно комет и метеоров Лакота – их появление, как считается, вписывается в общую картину того, как работает вселенная. Значения такого феномена – запутанно соединяется с тем, что является вакан или священным.


Уолкер показывает впечатление, которое оказывали такие метеоры, создавая и означая концепцию Вакан. Он сообщает о беседе с Пальцем, святым человеком Оглала Лакота, который потратил целую ночь, инструктируя Уолкера священным путям Лакота (Hirschfelder и Molin, 1992, p. 88).  Этот пассаж также указывает на то, как Уолкер приблизился к своей задаче выяснения у Лакота значений этих концепций и событий:

 

«Это произошло следующим образом:  я был вечером  в доме Пальца, и когда уже собирался  уйти из агенства, начались сумерки, и упал очень блестящий метеор. Палец громко воскликнул: «Вохпэ. Вохпэ-э-э-э». Он так говорил ещё немного, а женщины разожгли костёр, и когда он сгорел до углей, Палец зажёг о них свитграсс, производя очевидные церемониальные формы  и бормотания». [Уолкер продолжает, обсуждая последующий разговор с Пальцем].  Я оставил агенство в начале апреля, но так и не смог пересмотреть этот случай с Пальцем или поговорить об этом с другими Оглала и получить их мнение».    

Метеоритный дождь Леонидов 1833 года

____________________________________________________________

Метеоритный дождь Леонидов 1833 года

В ноябре 1833, на равнинах широко наблюдался метеоритный дождь Леонидов. Должно быть, это была «ночь, падающих звёзд». Лучшая оценка говорит о от 100 000 до 240 000 метеоров, пролетавших поперёк неба каждый час 14 ноября 1833. Это, грубо, от 30 до 60 метеоров в секунду! Луна была маленьким месяцем, который было не видно. Вероятность безоблачного неба
в ноябре примерно от 40% до 60% того места, где жили Лакота. ____________________________________________________________

 

Вохпэ, слово Лакота, использованное Пальцем для обозначения метеора, происходит от глагола вохпа, «упасть от выстрела» или «сбивать» Buechel, 1983, p. 598). Вохпэ, также связывается с Женщиной Белого Бизоньего Телёнка, которая является заметной фигурой в истории создания Лакота. Сжигание свитграсса (приятной травы) – характерный ритуал Лакота. «Хорошие» духи подобны запаху свитграсса, сжигание травы – метод Пальца, используемый, чтобы призвать  хороших духов.   Обратите внимание, что Уолкер попытался подтвердить информацию, которую получил от Пальца с другими Оглала Лакота. Это было характерно для его методов. Он хотел, чтобы несколько людей сказали своё мнение. Уолкер продолжает, упоминая, что проверял свои переводы у Джорджа Сворда (Сабля), одного из его основных переводчиков:

 

 «Информация, которую я получил от Пальца, объясняет много, что было неясно, особенно относительно Таку Шканшкан. Возможно, вы помните, что я сказал, что я не могу перевести Шкан, который является  шаманским термином для Таку Шканшкан, и что согласно с лучшей информацией, которой я обладал, Шкан означает Небо. Я сделал такой перевод с одобрением нескольких индейцев, включая Джорджа Сворда, хотя каждый заявлял, что Шкан является Небом, а также духом, который существует

 повсюду, и который дал жизнь и движение всему что живёт или движется. Каждый переводчик понимал под Таку Шканшкан того, «Который создаёт движение», или того, который даёт движение всему, что двигается. Из информации, данной Пальцем, очевидно, что его концепция Таку Шканшкан или Шкан является неопределенной или туманной идеей о силе или энергии. Вспоминая попытки других Оглала определить это слово, я уверен, что они понимали ту же самую концепцию Шкан. Однако я удивлён, что это не дошло до меня до разговора с Пальцем».

 

Таку Шканшкан можно также перевести как «энергию вселенной». Буечел переводит эту фразу как «работающая сила, таинственно перемещающая вещи» (Buechel, 1983, p. 476). В мнении Пальца, концепция близко связана с Вакан. Уолкер не только знал то, кем были его источники, но также и то, кем были его переводчики. Хотя сам он знал немного язык Лакота, но полагался на туземных переводчиков, чтобы передать значения слов старейшин. В следующих пассажах, Уолкер связывает несколько концепций Лакота:

 

«Обсуждение Пальцем   Вакан Танка, соответствует данным в моей работе о Танце Солнца как показано вам [то есть Уолкеру, 1917], исключая условные Шкан и условное существование четырёх превосходящих Божеств.  Например, он определил Инйан, как первый из существующих и как дедушку всего. Макха, Земля возникла второй из существующих и является бабушкой всех вещей. После Земли появился Шкан, но он самый сильный и возвеличенный Вакан Танка, является Вакан Танка Кин, Вакан Танка.  Он также сказал, что Объединёнными с Вакан Танка являются Ви (Солнце), Ви Хан (Луна); Татэ (Ветер). И Вакинйан (Крылатый) и Вохпэ являются другими из четырёх Превосходящих Божеств; то есть, что Ви и Вихан – единое; Шкан и Ветер – едины; Скала и Крылатый – едины; и что Земля и Вохпэ – едины.  Это в то время, как существует восемь персон, которые являются Вакан Танка, четыре Превосходящих и четыре Объединённых, они все – как один и этот один – Вакан Танка. Это Большая Тайна, известная только самым знающим шаманам.

 

Обсуждая Ви и Шкан, Палец сказал, что в то время как Солнце был превосходящим и наиболее сильным из Божеств, всё же он получил свою силу от Шкан; те многие из Лакота верят, что Ви и Шкан одно и тоже лицо; но Ви является Вакан Танка и виден в небе только половину всего времени, в то время как Шкан является Наги Тханка, Большим Духом, он всегда повсюду и он невидим кроме своего цвета, который является синим и всегда в небе».

 

Уолкер признаётся, что простой перевод вакан не подходит, и он пытается понять находящиеся во взаимосвязи идеи, высказанные Пальцем. В этой главе он предлагает переводить Вакан Танка как «Большая Тайна». В завершающем комментарии, Уолкер подтверждает свои собственные ограничения. Интересно, что он говорит, что его работа «конструктивна». Очевидно, он был очень уверенным, передавая свои мысли в это сообщение:

 

«Я полностью осознаю то значение, что моя работа полностью основана на информации, данной другими, и что она является конструктивной частью. Я также осознаю, что я, возможно, был введён в заблуждение преднамеренно либо при осложнениях в получении правильных переводов с языка моих осведомителей. Но цель этой работы состоит в том, чтобы передать ту информацию, которую я получил» (Walker, 1983, pp. 9-10).

 

Комета Галлея (1910)

_____________________________________________________________________________

Комета Галлея (1910)
Зимний счёт Хункпапха. Фото Фон Дел Чемберлен.

Появление кометы Галлея в 1910, случайно заканчивает интересующий меня период. Много зимних счетов прекратили свою хронологию во время Первой Мировой войны.
Maurer обращает внимание на то, что Хункпапха помнят 1911-1912 годы как «Время, когда дети имели корь, и яркая комета появилась в небе». Это показывает важный факт, что обычные общественные грегорианские календарные даты не всегда совпадают с датами специфической пиктографии.
_____________________________________________________________________________

Кометы    

 

Лакота также видели кометы и очевидно отличали их от метеоров.  Две шкуры, хранящиеся в Государственном Историческом Обществе Северной Дакоты, иллюстрируют изображения кометы (Maurer, 1992, pp. 274-275; Chamberlain, 1984).  Счёт зим Синего Грома из бенда Верхних Янктонаи Накота, изображает события от 1785 до 1913. Там ясно показана пиктография метеора в начале столетия, и также комета. Вторая шкура Быстрого Пса из Хункпапха Лакота, отмечает хронику их истории от 1797-98 до 1911-12. Треть с конца начала изображает Комету Галлея, появившуюся в 1910. Maurer обращает внимание на то, что  Хункпапха помнят 1911-1912 годы, как «время, когда дети имели корь, и яркая комета появилась в небе». Это говорит о том, что обычные грегорианские календарные даты всегда совпадают с датами, зафиксированными специфической пиктографией, что очень важно.

 

Солнце и Луна

 

Обсуждение роли солнца и луны в жизни Лакота охватило бы целую книгу. Например, можно было бы выяснить, как они рассчитывают время. Мы принимаем за очевидное, что солнечные и лунные циклы могут создать календарь. Хотя Лакота используют солнечные и лунные циклы, они имеют концепцию времени очень отличную от американской или европейской. Время дня, например, рассчитывается тем, когда солнце или луна появляется или перемещается поперек неба.

 

Шкуры со счётом зим являлись визуальными представлениями истории Лакота и функционировали в качестве ежегодного календаря (Chamberlain, 1984). Хотя Лакота использовали повторяющиеся циклы природы, чтобы дать имена течению времени, я полагаю, что они имеют очень линейный, непрерывный вид времени. Их история, по-видимому, никогда не закончилась бы, по крайней мере, пока бизоны были на земле. В попытке понять концепцию времени Лакота, я нахожу, что  следующая оценка будет полезной:

 

«В культуре Лакота время не воспринимается как причинная сила; история не является направленной, и при этом она не воплощает то понятие прогресса и изменения, которое является фундаментальным для европейской культуры. Вместо этого, вселенная воспринимается как существование в гармоничном балансе. Как однажды сказала Элла Делория, «Вы видите, мы – индейцы живём в вечности» (DeMallie, 1987, p. 31).

 

Роспись шкуры зимнего счёта, Лакота

____________________________________________________________

Календари

- Календарь, основанный на Луне: 12.4 лунных месяцев в солнечном году.
- Лакота: Лунный календарь, 12 или 13 месяцев.
- Индейцы Равнин сохраняли счета зим.

В счёте времени, Сиу были заинтересованы, однако, не только с ведением хроники лет, но и с сохранением счётов месяцев и дней.
Согласно Железной Раковине, год из тринадцати месяцев начинался в апреле, и основанием для него было тем, что его отец (также зовущимся Железной Раковиной) заменял палку счёта лун в это время:
«Вечерами, когда луна только всходила, Железная Раковина делал зарубку на длинной палке, он хранил её для этого у кровати. Каждую ночь он делал подобную зарубку, пока луна, наконец, не пропадала. Тогда он говорил: «Луна умерла». Обычно наносилось 25 или 26 зарубок в течение каждого месяца, есть три дня, когда луну не видно. С другой стороны палки, Железная Раковина отмечал отдельную зарубку, чтобы показать, что месяц прошёл».
Железная раковина носил палку везде, куда он шёл. Он получал новую палку каждый год, срезая её в луну Рождения Телят. Возможно, это происходило в апреле, луна рождения телят, была связана с ежегодным началом новой охоты Сиу, символизируемой рождением телят, что объединялось с завершением зимы. Важная вещь здесь заключается в том, что идея о годе, имевшая начало или окончание, не имела большого значения для индейцев. Зима, играющая роль символа, указывалась в виде спирального ряда, без последовательного обозначения периода.
[Royal B. Hassrick, The Sioux, University of Oklahoma Press, Norman, 1964, ISBN 0-8061-2140-8. Page 11.]
____________________________________________________________

Я задумался, как Лакота приостанавливают время. Не существовало какой-либо причины для изменения их ситуации, пока белый человек (вашичу) не начал «пускать корни».

Жизнь в вечности, где солнце является постоянной особенностью неба, привело к тому, что оно заняло важное место, и существует один ритуал, где центральная роль Солнца показана наилучшим способом. Первостепенным ритуалом в жизни Лакота, тогда и теперь, является Танец Солнца. Начиная с Уолкера, много учёных написали тома о Танце Солнца Лакота. Снова, невозможно включить длинное обсуждение этого важного ритуала в эту статью. Однако важно отметить, что Танец Солнца не является поклонением Солнцу.

Танец Солнца осуществляется многими индейцами Равнин, и Лакота называют его Виванянк Вачипи, или «Танец, смотрящего на Солнце». Он – один из семи священных обрядов Лакота, как объяснил легендарный старейшина Лакота Чёрный Олень[1] (Brown, 1989).  Цель всех семи ритуалов состоит в том, чтобы усилить tiyospaye ("сообщество" или «расширенную семейную общину»), и смысл mitakuye oyasin («Мы все родстенники»).

 

Ритуал Танца Солнца включает пост, очищение и танец. В центре круга танца - священное дерево, вокруг которого непосредственно происходит действо. Иногда, даже  сегодня,  Танец Солнца включает пронзание плоти танцоров мужчин, которые желают принести персональную жертву. Солнце всесильно. Когда танцор участвует в Танце Солнца, это участие священно и таинственно. Танец Солнца служит, прежде всего, фактором, чтобы усилить самоосмысление танцора и дух, а также улучшить связи с сообществом (tiyospaye).  В современных ссылках, Лакота на Танце Солнца осуществляют своего рода солнечную вахту, напоминающую о народах юго-западных пуэбло:

 

«Старик – который – считает часы, делает отметки на своей палке, даже при том, что с календарями это больше не нужно. Старик наблюдает за циклом солнца по известному ориентиру. Когда, наконец, всё занимает свои места, приходит время, чтобы сделать священный домик» (Amiotte, 1987, p. 78).

 

Ритуал Танца Солнца включает пост, очищение и танец. В центре круга танца - священное дерево, вокруг которого непосредственно происходит действо. Иногда, даже  сегодня,  Танец Солнца включает пронзание плоти танцоров мужчин, которые желают принести персональную жертву. Солнце всесильно. Когда танцор участвует в Танце Солнца, это участие священно и таинственно. Танец Солнца служит, прежде всего, фактором, чтобы усилить самоосмысление танцора и дух, а также улучшить связи с сообществом (tiyospaye).  В современных ссылках, Лакота на Танце Солнца осуществляют своего рода солнечную вахту, напоминающую о народах юго-западных пуэбло:

Счёт зим Одинокого Пса (Янктонаи)

____________________________________________________________

Счёт зим Одинокого Пса (Янктонаи)

Зимний сезон заканчивал год, и в разговоре о прошлом, зима означала, что год кончился. По этой причине Оглала обозначали прошлое зимами вместо годов. И самое точное, что они могли определить, специфическое время, имевшее луну сезона зимы. Они делали записи этих зим пиктографиями значимых событий, случавшимися в течение года, которые были общепризнанным фактом. События обозначались в порядке их очерёдности. Так создавался календарь.

[29. Divisions of Time. James R. Walker. (CHS) Lakota Society, pp. 122-123.] ____________________________________________________________

 

«Старик – который – считает часы, делает отметки на своей палке, даже при том, что с календарями это больше не нужно. Старик наблюдает за циклом солнца по известному ориентиру. Когда, наконец, всё занимает свои места, приходит время, чтобы сделать священный домик» (Amiotte, 1987, p. 78).

 

Я сомневаюсь, насколько широко распространена эта практика наблюдения за солнцем. Упоминание об этом, однако, является серьезным основанием, чтобы предпринять дальнейшее исследование в наблюдении за солнцем Лакота. Это единственное упоминание о календарных палках Лакота, которое я нашёл. Это может относиться к концу девятнадцатого, началу двадцатого столетия, когда это перешло на практику после того, как заключённые в резервации Лакота больше не могли кочевать на большие расстояния.   Однако, на Выставке Племенного Искусства Северных Равнин в Сиу Фэллс, 28 сентября 1996 года, Артур Амиотт сказал мне, что наблюдение за солнцем осуществлялось во время Зимнего Солнцестояния. Он упомянул, что хотя Лакота и кочевали, они всё равно каждый год возвращались к одному и тому же месту в их «зимний лагерь», и, следовательно, существовали знакомые ориентиры горизонта. Амиотт также сказал, что не знает каких-либо календарных палок Лакота, которые велись бы сегодня. В дополнение к записям Уолкера (Walker, 1917) девятнадцатого века, существует превосходный и современный персональный отчёт о Танце Солнца Лакота, принадлежащий Томасу Е. Майелсу: «Танец Солнца в Роузбаде и Пайн Ридж» (Sundancing at Rosebud and Pine Ridge, 1978).

 

Солнце и луна часто появляются вместе на росписях Лакота. Я нашел пример украшения тела воина хейока (Уолкер, 1991). Хейока являются противоположниками, которые используют свою духовную силу, чтобы умилостивить Вакинйан или существ западного грома. Хейока рассматриваются вакан и пример «того, который отличается» (Hirschfelder и Molin, 1992, p. 119). Этот специфический рисунок из бухгалтерской книги, показывает изображение символов солнца и луны на теле воина. В некотором смысле солнце и луна - противоположности или контрастные по отношению друг к другу, и, следовательно, они своего рода астрономическая "шутка", когда они появляются вместе на хейока.

Солнечное затмение (счёт зим Одинокого Пса)

____________________________________________________________

Солнечное затмение 7 августа 1869
Cчёт зим Одинокого Пса

За несколько дней перед большим затмением в августе 1869, доктор К., врач в агенстве индейцев, захотел испытать свой навык волшебства, и впечатлить индейцев своим волшебным искусством, неразрывно слитым в их умах с целительством. Доктор объявил некоторым главным вождям и воинам будущий случай, сообщив им точное время (узнанное из альманаха) когда солнце закроет тень, и наступит темнота, пока он не сделает так, как было раньше. Когда пришёл соответствующий день и час, доктор собрал свою аудиторию в полном составе, должным образом вооружённой закопченным стеклом. Размещение в необходимом положении, и воцарение безоблачного неба, ясной и восхитительной погоды равнин, способствовало самому наилучшему наблюдению этого явления. Не было и какой-либо ошибки во времени: луна постепенно закрывала диск солнца, черной, сферической массой, уверенно скрывая его свет. Индейцы не смотрели на это безразлично, когда затмение достигло своей кульминации, оставляя только узкую и яркую солнечную корону вдоль внешнего края солнца, глубокие холодно-серые тени привлекли их внимание, также как животных и птиц. Тогда решив, что представление зашло достаточно далеко, и что им необходимо отогнать злых духов, они начали стрелять из своих винтовок в воздух. Солнечный свет постепенно вернулся, они были полностью уверены, что это был результат их усилий, и что магия индейцев сильнее магии белого человека. Доктор предсказал затмение, но они контролировали его ход и предотвратили любые злые последствия, которые могли последовать этому. Поэтому доктор потерпел неудачу утвердиться в качестве великого целителя.

[Garrick Mallery]
____________________________________________________________

 

Естественно, солнце и луна сливаются во время затмения. Солнечные затмения были отмечены Лакота. Шкура с зимним счётом 1888 года Короткого (Рис. 2) несёт пиктографию Ahpa wi wah te, буквально, «Солнце умерло» (Уолкер, 1992, p. 151). Однако, отметка, датирующая это затмение 1 января 1889, довольно странная. Использование Неба 2.03 (уровень 3), я определяю даты солнечных затмений, видимых на западе Южной Дакоты с 1883 по 1892 года. Применение «Времён Солнца для лучшей демонстрации» (Zephyr Services, 1995), я проверил время восхода и заката солнца как даты затмения. Хотя затмение случилось 22 декабря 1889, солнце было в это время не в этой области. Самыми близкими к 1888 даты затмения, на которые мог сослаться Короткий, являются 16 марта 1885, 6 июня 1891, и 10 октября 1892.  Случай, который произошел, например, зимой 1888-1889, мог быть зарегистрирован или в 1888 или в 1889  году (Chamberlain, 1984).

Солнечное затмение, 1888

Рис. 2. Солнечное затмение, 1888.

 

 

Вакан – это то, что отличается

 

Разобрав некоторые примеры астрономических изображений Лакота, я хочу теперь попытаться интерпретировать эти рисунки в терминологии Лакота концепции Вакан. Лакота не существовали вне природы, они являются её частью. В этом смысле, традиционное экологическое сосредоточение отношения Лакота к земле и животным, особенно к бизону (тхатханка), которые заселяют землю, правильно, однако, существует небольшая интерпретация значения астрономических событий и явлений, которые были обсуждены в предыдущей части этой статьи. Это моё утверждение, гласящее: для того чтобы понять значение астрономических событий и изображений, нужно попытаться понять вакан так, как понимали его Лакота в девятнадцатом веке.

 

Я буду следовать разговорам Уолкера со старейшинами Лакота, чтобы растолковать непосредственное значение вакан. Наиболее общий перевод вакан – «священное» или «святое». Например, лучший перевод названия бэнда Мдевакхантонван Санти или Дакота Сиу Миннесоты, - «Лагерь Священного Озера».  В основании Епископального Собора в Сиу Фэллс в Южной Дакоте, заложена маленькая часовня, используемая христианской паствой Лакота. На алтаре часовни вырезаны слова Вакан, Вакан, Вакан, это ссылка на формулу Христианской Троицы, «Святой, Святой, Святой». Лучший подход понять вакан, состоит в том, чтобы понять применение этого слова, и важно при этом принять культурный контекст, от которого эта концепция берёт свой значение.

 

Лакота – глубоко духовные люди. Хотя они  и являются одними из наиболее юморных и беззаботных американских индейцев, они очень серьезно относятся к своему отношению к Вакан Танка (часто переводимый как «Великий Дух» или «Большая Тайна»), к созданному миру, к своим товарищам и к самим себе. Их взгляд на мир очень отличается от взгляда белого человека, которого они впервые встретили в начале девятнадцатого века.  Таким образом, я думаю, что может быть тяжело или невозможно суммировать в нескольких словах концепцию подобную вакан.

 

Отец Юджин Буечел в своём Лакото-английском словаре даёт несколько коннотаций этому слову: «священный, посвященный, специальный, непостижимый, обладающий или способный наделить духовным качеством, которое возникает или передаётся вещам, делая их свойство хорошим или плохим» (Buechel, 1983, p. 525). Значение этого утверждения отражается в термине вичаша вакан, который Буечел переводит как «священник, прежде всего индейский шаман». Обычно этот термин слегка неправильно переводится как «medicine man», знахарь. В фильме «Танцы с волками», Дорис Лидер Чарж (Doris Leader Charge), которая являлась консультантом диалогов этого фильма, переводила термин как «Святой Муж». Чёрные Холмы (Паха Сапа) – место, которое является вакан.

 

Однако, вакан имеет значение, которое уходит далеко за пределы человеческого существования Лакота на Великих Равнинах. Джеймс Уолкер предлагает ценное понимание этой концепции Лакота в девятнадцатом веке. Как всегда, важно понять, что это мнения людей, у которых он брал интервью. Сначала он опросил Хорошую Посадку:

 

«Вакан – это что-то, что трудно понять. Скала является иногда вакан. Что-нибудь может быть вакан. Когда человек делает что-то, что никто не понимает, это - вакан. Если готовая вещь имеет свойство, которое ни кто не может понять, она – Вакан Танка. Как мир был создан – Вакан Танка. Как было создано солнце – Вакан Танка. Как люди могли говорить с животными и птицами – Вакан Танка. Где духи и призраки – Вакан Танка. Действия духов – вакан. Дух – вакан.

 

Солнце, луна, утренняя звезда, вечерняя звезда, северная звезда,  семь звезд [то есть, Плеяды], шесть звезд [то есть, Большой Ковш], радуга – все они вакан» (Walker, 1991, pp. 70-72).

 

На первый взгляд, кажется, как будто все является вакан для Хорошей Посадки. Но, обратите внимание, что вакан или «таинственные» вещи, Хорошая Посадка описывает как вещи, которые выходят из под контроля человека. Список Хорошей Посадки этих объектов, животных, и явлений, относится к вещам, которые хранят лучшие естествоведы и богословы в течение столетий. То есть они экстраординарны. Вещи вакан – те опыты, события или объекты, которые достойны удивления. Что-то, что является вакан, не достигает аналитического мышления, а скорее ловит дух человека и заставляет его или её вести себя также.

 

После транскрипции беседы с Хорошей Посадкой, Уолкер добавляет свою собственную интерпретацию значения вакан. Снова, здесь он идёт вдоль беседы со многими Лакота, позволяя им, растолковывать друг друга:

 

«Давно, Лакота верили, что существуют изумительные существа, чьё существование, силы или действия невозможно понять. Этих существ они называли Вакан Кин (Вакан). Существует много Вакан, некоторые хорошие, а некоторые плохие. Из хороших Вакан некоторые были более великими, чем другие. Великие назывались Вакан Ванкату (Превосходящие Вакан). Другие назывались Таку Вакан (Родственные Вакан). Они не были родственниками такими, какими являются отец или брат, но подобно Лакота были родственны друг другу. Плохие Вакан не были родственниками ни хорошим, ни друг другу.

 

Старые Лакота также верят, что каждая вещь кроме Вакан  и человечества имеет нечто подобное духу. Это нечто они назвали нагила (подобное духу). Эти нагипила (духообразное) является ваканпила (ваканообразное). Обычно люди говорят ваканла, вакан. Вакан Танка (Большой Вакан) и Вакан кин означает одно и тоже. В старые времена термин Вакан Танка редко использовался, но теперь он используется чаще, чем Вакан кин. Более молодые Оглала называют христианского Бога, когда говорят Вакан Танка. Когда шаман говорит Вакан Танка, он подразумевает тоже самое, что подразумевалось в прошлом, когда говорили Вакан кин. Это означает все Вакан и Ваканпила, человечество и другие вещи, которые, как думали старые Оглала, являются все как один. Это – кхан (непостижимое, непонятное явление, которое нельзя показывать).

 

Когда Оглала удивлён чем-нибудь, он может сказать, что это означает вакан, что это является ваканла (подобным вакан). Понятно из вышеупомянутой информации, что "божественный" ("divine") – правильное толкование вакан» (Walker, 1991, pp. 72-74).

 

 

Важно обратить внимание на то, то эти характеристики основаны на традиционной вере Лакота девятнадцатого столетия, зафиксированной таким же белыми людьми как Уолкер. Толкование вакан как «божественное», явно получило христианское влияние. Столкновение с белыми, а также со специальными христианскими миссионерами, оказало эффект изменения на традиционную религию середины девятнадцатого столетия. Действительно, два важных  респондента Лакота являлись христианами: Джордж Сворд был епископальным дьяконом, а Чёрный Олень являлся римско-католическим проповедником. Такой опыт мог повлиять на растолковывающие комментарии старейшин Лакота двадцатого столетия. Хорошая Посадка намекнул об этом, когда сказал: «Я – старик. Я знаю то, что сказал мой отец. Я знаю то, что сказал отец моего отца. В старые времена индейцы знали много вещей. Теперь они забыли это. Белые люди заставили забыть их то, что сказали им их отцы» (Walker, 1991, p. 70).Уолкер ссылается на это видоизменение, когда он комментирует: «Более молодые Оглала имеют ввиду христианского Бога, когда они произносят Вакан Танка». Следовательно, миссионеры использовали Вакан Танка, чтобы передать христианскую идею о Боге и обычно переводили эту фразу как «Великий Дух».

 

Нам,  белым и рождённым с западным мышлением, трудно понять эти значения вакан. В белом мышлении американцев (или европейцев) существуют различия между естественным и сверхъестественным, между мирским и священным, между человеческим и божественным. Эти различия всего лишь задели Лакота, либо вовсе не существуют в их мнении. Такого двойственного разделения не существует. Важное различие для Лакота проходит между обычным и экстраординарным. Лучше чего-либо, что характеризует вселенную для Лакота, является её непостижимость, её уникальность, и их удивление ей. Таким образом, я полагаю, что  лучшие толкования для вакан являются «непостижимость», «то, что является отличающимся» и «достойным удивления». Лучшей интерпретацией для Вакан Танка может быть «Большая Непостижимость». Лакота были способны почувствовать часть этого удивительного, тайного и непостижимого через свои ритуалы (DeMallie, 1987, p. 28) и их единение с естественным миром. Достаточно интересно, что хотя религия Лакота имеет много вариаций, ритуалы являются более однообразные. Возможно, это от того, что ритуалы являются общественными, представляют собой усилие сообщества, которое направлено на улучшение родственных связей.

 

Ванаги Тхачханку - Тропа Духов (Млечный путь) Вакан и Звёзды

 

Обсудив значение вакан, я теперь кратко исследую, как эта важная концепция Лакота повлияла на их понимание звезд. Уолкер записал беседу со Звонящем Щитом в мае 1903, в которой звёзды называются вакан:

 

«Это сказал мудрый человек. Звёзды – вакан. Им нет дела до земли или до чего-то, что на ней. Они не имеют никакого отношения к человечеству. Иногда они приходят в мир, а иногда Лакота идут к ним. Существует много историй об этом. Никакого целительства нельзя применить к звёздам. Они не имеют отношения к кому-либо, кто ходит или дышит. Святой муж знает о них. Но это нельзя рассказать людям. Если бы люди знали эти вещи, они утянули бы звёзды сверху. Есть одна звезда, появляющаяся в течение вечера и в течение утра.  Одна звезда никогда не перемещается, и это – вакан. Другие звезды двигаются вокруг неё. Они танцуют в круге танца.

 

Существует семь звезд. [Семь звезд – так Лакота называют Большой Ковш.]  Поэтому существуют семь очагов совета среди Лакота. Иногда бывает много звёзд и иногда их не бывает вовсе. Когда их не так много, другие спят. Тропа духов – среди звёзд. Они двигаются по ней так, чтобы плохие духи не смогли найти её. Вакан Танка держит плохих духов  далеко от Тропы духов. Тропа духов начинается на крае мира. Ни один человек не может найти его. Таку Шканшкан там, и он говорит хорошим духам, как найти его. Ветры покажут хорошим духам, где идти и как найти начало следа. Плохие духи всегда блуждают по следу духов. Звезды скрываются от солнца. Они должны бояться его. Так что человечество не должно пытаться учиться у них. Не хорошо говорить о них. Не хорошо бороться светом звезд. Они должны быть злыми, так как они боятся солнца» (Walker, 1991, pp.  114-115).

 

Вичхахпи Ованжила - Полярная звезда, и Большой Ковш В этом пассаже есть и проницательность и противоречие. Сначала рассмотрим Полярную Звезду. Название Лакота для Полярной Звезды Вичхахпи Ованжила – «Звезда, всегда стоящая на одном месте». Что является особенно интересным из слов Звонящего Щита, так это то, чтоПолярная Звезда является вакан, потому что она не двигается. Это говорит о том, что вакан  означает «того, который является отличающимся» относительно Полярной Звезды по сравнению с другими звёздами. Дальше Звонящий Щит продолжает упоминать утреннюю звезду и вечернюю звезду. Он приравнивает семь звезд Ковша с семью очагами совета Лакота. Эти утверждения о звёздах могут вступить в конфликт с с этим утверждением: «Так что человечество не должно пытаться учиться у них. Не хорошо говорить о них». Он говорит по сути, что «даже нельзя думать о звёздах». Однако он и Лакота в целом имеют названия для звёзд, легенды о звёздах, и делают записи астрономических событий, и явлений, и это не запрещается! В похожем обсуждении, Маленькая Рана сказал: «Звёзды – Вакан Танка, но они не имеют никакого отношения к людям на земле. Человечеству не следует уделять внимание звёздам» (Walker, 1991, p. 70).

 

Здесь существует противоречие, или, по крайней мере, двусмысленность.

 

Если человечество даже не говорило о звёздах, и не уделяло какого-либо внимания им, то почему астрономические события должны быть зафиксированы на шкурах, или на раскраске хейока, или стать частью истории, которую необходимо пересказать? Я верю тому, что сказали Звонящий Щит и Маленькая Рана о том, что звёзды и их движение или не движение, является частью «Большой Непостижимости» и, следовательно, человечество не может полностью понимать их или их значения. Тем не менее, солнце, луна, и звезды проникают в мысли и культуру Лакота. Почему?

 

Просто потому, что метеоры, кометы, солнце, луна, и звезды – вакан, они были отмечены, зарегистрированы, и вновь пересказывались в историях и ритуале. Звезды достойны удивления, они таинственны, они непостижимы. Столь же бесплодны попытки, как это может казаться, достигнуть звёзд, как принести большую тайну ближе к земле. Хотя астрономические изображения, сохраненные на шкурах с зимним счётом, в бухгалтерских книгах и на одежде, не только являются украшением, но они также являются частью религии и ритуала Лакота. Каждый ритуал Лакота имеет цель. Ритуал отражает и передает веру и традицию. Таким образом, астрономическое искусство Лакота - неотъемлемая часть религии людей, которые создали это. И центр веры Лакота - непостижимость мира, в котором они живут. Звезды, хотя и экстраординарны и вакан, являются неотъемлемой частью этого мира.

 

Северное сияние

____________________________________________________________

Северное сияние
Государственный парк Синих Насыпей, MN, июль 1991

Буечел переводит слово махпиятханин, как «северное сияние». Когда этот феномен случается, индейцы красят свои лица, сидят всю ночь и сжигают листья ладана» (Beuchel, 1983). Корни этого слова – махпия, небо или облако и тханин, которое передают смысл мерцания.
Мэри Истман, описывая своих родственников Дакота, сказала: «Появление разноцветного северного сияния означало большую тревогу. Индейцы немедленно бегут за своими ружьями, луками и стрелами, и стреляют в сияние, и таким образом разгоняют его» (Eastman, 1849). ____________________________________________________________

Обсуждение

 

Существует, по крайней мере, три области для будущего исследования, которые  могут помочь  лучше понять Лакота и их астрономию. Во-первых, я кратко обсудил метеоритный дождь, затмения, и кометы. Было бы полезно продолжить работу Фон Дел Чемберлена (1984) и установить соотношение тех же самых событий, наблюдаемых разными коренными американцами на Великих Равнинах и зарегистрированных в бухгалтерских книгах и на шкурах счёта зим. Искусствоведы могли упустить некоторое значение в использовании Лакота пятиконечных звёзд. Возможно, они начали использовать этот символ после того, как столкнулись с Американским флагом. Во вторых, я наблюдал северное сияние во время кемпинга в Национальном Парке Бэдлендс (43 северной широты). Существуют ли какие-либо упоминания о северном сиянии в искусстве Лакота или в историях? Как они его растолковывали? Наконец, ссылка Амиотта на календарные палки и наблюдение горизонта солнца  очень интересна. Экспертиза этого аспекта астрономии Лакота, заметила бы сходство с народом пуэбло юго-запада. Тщательный и уважительный запрос мог бы больше показать о каком-либо применении таких палок сегодня, и о необходимости наблюдения солнца для календарных или ритуальных целей.

 

Более важно, понимать вакан и как он касается звёзд, это должно быть центром любого исследования астрономии Лакота. То есть, понимать их культуру – ключ к пониманию их астрономии и их использования астрономических изображений. Существует опасность, что значение могло быть «надиктовано» в идеи Лакота. Возможность избежать этого появляется при «историческо - критическом» методе библейского учения о «понимании», а также когда одни  источники Лакота объясняют другие.  Существуют этнографические материалы помимо тех, что собрал Уолкер, которые могут показать другое понимание. Также, было бы очень интересно спросить современных стариков Лакота и вичаша-вакан, чтобы они прокомментировали монологи, которые записал Уолкер. Однако, важно признать, что такие комментарии являлись бы взглядом Лакота конца двадцатого века, многие из которых, возможно, могут находиться под влиянием христианства двадцатого столетия или идей Чёрного Оленя.

 

Страсть, являющаяся частью «живущих небом», этого термина Рея Виллиамсона,  была центральным аспектом жизни Лакота. Раймонд ДеМалли предлагает завершающую оценку, которая может помочь объяснить двусмысленность Лакота о звёздах и характере вакан:

 

«В системе веры Лакота девятнадцатого века, единство Вакан Танка охватывало всё время и места, вместе с целыми явлениями во вселенной, где место людей было незначительным, но определённым. Так как эта вселенная наиболее существенно характеризовалась непостижимостью, она всегда лежала за пределами возможностей человечества познать её полностью, и, возможно, поэтому поиски понимания вакан, движущей силы в культуре Лакота, не увенчались успехом» (DeMallie, 1987, p. 32).

 

В конечном счете, любая попытка при понимании использования астрономических изображений Лакота в их культуре,  должна также прийти  к терминам, под которыми понимается вакан. Это может оказаться бесполезным для нас и по отношению к Лакота, делать выводы, которые могут удовлетворить аналитическое научное мнение двадцатого столетия.

 

Подтверждения

 

Доктор Фон Дел Чемберлен, прежний директор Планетария Хансена города Солт-Лейк-Сити, предоставил для моего рассмотрения свою важную работу о календарях индейцев Равнин. Я глубоко обязан моему хорошему другу и наставнику Лакота, доктору Мартину Брокенлегу (Martin Brokenleg) колледжа Augustana в Сиу Фэллс, за его терпение моих бесконечных вопросов. Я говорю Мартину, «Митхакуе Оясин!».

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Arthur Amiotte,

“The Lakota Sun Dance: Historical and Contemporary Perspectives”, in Sioux Indian Religion, ed. by Raymond J. DeMallie and Douglas R. Parks, University of Oklahoma Press, Norman, 1987, pp. 75-89.  ISBN 0-8061-2166-1.

 

Dee Brown,

Bury My Heart at Wounded Knee, Henry Holt and Company, New York, 1970, ISBN 0-8050-1730-5.

 

Dee Brown,

 The Fetterman Massacre, University of Nebraska Press, Lincoln, 1962, ISBN 0-8032-5730-9.

 

Joseph Epes Brown, ed.,

The Sacred Pipe:  Black Elk’s Account of the Seven Rites of the Oglála Sioux, University of Oklahoma Press, Norman, 1989.  ISBN 0-8061-2124-6.

 

Eugene Buechel, S.J.,

Lakota-English Dictionary, ed., by Paul Manhart, S.J., Red Cloud Indian School, Holy Rosary Mission, Pine Ridge, South Dakota, 1983.

 

Roberta Carkeek Cheney,

The Big Missouri Winter Count, Naturegraph Publishers, Happy Camp, California, 1979, ISBN 0-87961-081-6.

 

Von Del Chamberlain,

“North American Plains Indian Calendars”, Archaeoastronomy:  Supplement to Journal for the History of Astronomy, Vol. 15, No. 6, 1984, pp. S1-S54.

 

Vine Deloria, Jr.,

 Sundancing and Stargazing”, Archaeoastronomy, Vol. V, No. 3, July-September, 1982, pp. 33-35.

 

Raymond J. DeMallie,

“Lakota Belief and Ritual in the Nineteenth Century”, in Sioux Indian Religion, ed. by Raymond J. DeMallie and Douglas R. Parks, University of Oklahoma Press, Norman, 1987, pp. 25-43.  ISBN 0-8061-2166-1.

 

Royal B. Hassrick,

The Sioux, University of Oklahoma Press, Norman, 1964, ISBN 0-8061-2140-8.

 

Arlene Hirschfelder and Paulette Molin,

The Encyclopedia of Native American Religions, Facts on File, New York, 1992, ISBN 0-8160-2017-5.

 

George E. Hyde,

A Sioux Chronicle, University of Oklahoma Press, Norman, 1993, ISBN 0-8061-2483-0.

 

George E. Hyde,

Red Cloud’s Folk, University of Oklahoma Press, Norman, 1975, ISBN 0-8061-1520-3.

 

George E. Hyde,

Spotted Tail’s Folk, University of Oklahoma Press, Norman, 1961, ISBN 0-8061-1380-4.

 

Thomas E. Mails,

Sundancing at Rosebud and Pine Ridge, Center for Western Studies, Augustana College, Sioux Falls, South Dakota, 1978, ISBN 0-931170-01-X.

 

Garrick Mallery,

Pictographs of the North American Indians, Smithsonian Institution, Bureau of American Ethnology, Annual Report 4, 1886, pp. 1-256.

 

Evan M. Maurer,

 Visions of the People:  A Pictorial History of Plains Indian Life, The Minneapolis Institute of Arts, Minneapolis, 1992.  ISBN 0-295-97229-7.

 

Joe Rao,

“The Leonids:  King of the Meteor Showers”, Sky & Telescope, Vol. 90, No. 5, November, 1995, pp. 24-31.

 

Robert M. Utley,

The Indian Frontier of the American West 1846-1890, University of New Mexico Press, Albuquerque, 1984, ISBN 0-8263-0716-7.

 

James R. Walker,

Lakota Belief and Ritual, University of Nebraska Press, 1991, ed.  by Raymond J.  DeMaille and Elaine A.  Jahner, ISBN 0-8032-9731-9.

 

James R. Walker,

Lakota Myth, University of Nebraska Press, 1983, ed. by Elaine A. Jahner, ISBN 0-8032-9706-8.

 

James R. Walker,

Lakota Society, ed. by Raymond J. DeMaille, University of Nebraska Press, Lincoln, 1982, ISBN 0-8032-9737-8.

 

James R. Walker,

The Sundance and Other Ceremonies of the Oglála Division of the Teton Dakota, Anthropological Papers of the American Museum of Natural History, Vol. 16, Part 2, 1917, Lakota Books, Kendall Park, New Jersey (reprint).

Иллюстрации и аннотации к ним (источник):
Dr. Mark Hollabaugh,
Incorporating Archaeoastronomy and Ethnoastronomy into an Astronomy Course, Normandale Community College Bloomington, Minnesota USA.

 

 

 

Как войти со мной в контакт:

Е-mail: Hollabaugh@aol.com

Телефон: 612-832-6495

 

Факс: 612-832-6571

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

   



[1] Hehaka SapaBlack Elk, Чёрный Олень, прежний перевод его имени на русский язык как Чёрный Лось был не совсем точным.  Слово hehaka – разветвлённый рог, означает американского Благородного Оленя или Вапити. (Прим. переводчика).



на главную



Сайт управляется системой uCoz