на главную



Томас И. Майлс

Фрэнк Фуллз Кроу говорит о духовной силе

Статья из альманаха «Первые Американцы», печатная версия, №4/1999
Размещено с разрешением редакции альманаха «Первые Американцы»


Перевод Н. Фроловой
Shamans Drum, Winter, 1990-1991.



Томас И. Майлс - известный писатель, художник и этнолог, автор десяти книг об американских индейцах, в том числе и двух книг о Фрэнке Фуллз Кроу («Fools Crow» и «Secret Native American Pathways»), недавно скончавшемся духовном лидере лакота.



Ни среди самих коренных американцев, ни среди сторонних наблюдателей не существует единого определения «силы», но все, похоже, согласны с тем, что исходит она из некого сверхъестественного источника или источников, а саму ее описывают как нечто удивительное, по природе своей напоминающее энергию и буквально пронизывающее всю вселенную. Сила присутствует повсюду и во всем, правда, в различной степени. Некоторые утверждают, что Бог представляет собой совокупность этих энергий. Он вездесущ, посему можно с полным правом говорить, что каждый из нас по сути своей - частица Божественного.
Но Фуллз Кроу совсем не так представлял себе, что есть сила.
В ходе наших бесед он много раз использовал слово «сила», и поэтому я попросил его разъяснить, что же он под этим понимает.
Это было для него одним из тех понятий, которые он принимал такими как есть, без каких-либо дополнительных разъяснений. Он долго обдумывал свой ответ на мой вопрос. Я знал уже, что его ответ не будет иметь ничего общего с привычными представлениями о личной силе. Фуллз Кроу мало заботят должности и социальное положение, на него не производят впечатления имена политиков, глав корпораций, известных спортсменов или кинозвезд. Он помолчал, глядя в пространство, и, наконец, сказал:

Френк Фуллз Кроу; рисунок Т. И. Майлса

- Вначале Вакан-Танка удерживал всю духовную силу в себе. Но он любит делиться с другими, поэтому он отдал часть силы Бабушке Земле и еще тем Божествам, которых он поместил на основные стороны света, или на промежуточные направления, например, на юго-восток или северо-запад. И он сказал им, что когда истинно верующие люди или другие существа будут обращаться к ним за помощью, они должны будут использовать эту силу и помогать людям.

- Я знаю, - сказал я, - что некоторые племена, например, хопи, считают, что существует четыре божества промежуточных направлений.

- Хо, - ответил Фуллз Кроу, - Вакан Танка учил так, чтобы каждое племя верило в то, что больше всего подходит именно ему. Это зависело от того, где жило племя, а так же от его духовных особенностей.

-Твои взгляды разделяют святые люди из многих племен, - сказал я.

- Как-то раз, - ответил Фуллз Кроу, - я поехал на конференцию коренных американцев в Миннеаполис. Будучи там, я навестил святого человека одного из племен штата Вашингтон. Он живет на расстоянии двух тысяч миль от меня. Но его Бог учил его предков, что источником всякой силы является Он. Этот человек так же знал, что все обладает духом. Даже камни и растения. И еще он сказал, что многие белые люди не знают, как увидеть это, потому что у них оборвана связь с духовными силами Бабушки Земли. Меня учили тем же самым вещам..

- Правильно ли говорить, что духовная сила присутствует повсюду? - спросил я.

-Нет. Вакан-Танка, Тункашила, Бабушка Земля и Божества Сторон Света обладают каждый своей силой. Сила присутствует не повсюду, она там, где есть ее обладатели, поэтому она окружает нас. Кроме того, все существа и вещи во Вселенной так же были наделены некой силой. Солнце, Луна, звезды, камни, животные, птицы, рыбы, растения, люди... [1]

- Присутствует ли сила повсюду - в воздухе?

- Нет, - ответил Фуллз Кроу, сделав круг руками. - Она просто окружает нас.

Тут он взял палку и начертил ею на земле простую схему, чтобы объяснить мне, что он имеет в виду под словом «окружает».
- Ты сказал «некой силой», - продолжал спрашивать я. -Значит ли это, что разные существа или предметы были наделены большей или меньшей силой?

- Такой, какая им необходима для простого выживания.

Я отметил про себя, как слово «простой» противостоит слову «сверхъестественный», и спросил дальше:
-Твою жизнь нельзя назвать простой. Как соотносится то, что ты только что сказал, с твоим личным опытом?
Он постепенно втягивался в разговор, и сейчас, когда он, сидя на стуле, склонялся вперед, глаза его блестели.

- Сейчас ты говоришь о людях, - сказал он. - При рождении Вакан- Танка вкладывает в каждого природную силу. Когда человек вырастает, он может употребить эту силу на хорошие или плохие дела. Люди могут возводить большие города, строить огромные корабли, самолеты, делать бомбы, создавать армии. Они могут изобретать всякие чудесные вещи типа железной дороги, телевизоров и телефонов. Это может сделать человек, имеющий соответствующее образование и талант, независимо от того, верит он в Вакан-Танку или нет. Это дар, который мы безвозмездно получаем от Вакан- Танки.

- Чем же отличается сила людей, верующих в Вакан-Танку? - спросил я.

- Верующий человек может проникнуть за пределы обычной жизни. Он может творить то, что белые люди называют «чудесами». Если такой человек хочет обрести какие-либо знания и способности Вакан- Танки, Тункашилы, Бабушки-Земли и Божеств Сторон Света, он может призвать их духовную силу и присоединить ее к своей силе.

- Значит, между силами, господствующими в мирской жизни и в духовной, существует большая разница? - заключил я.
- А что значит «мирской», - спросил он. -Это наша ежедневная жизнь в противовес жизни духовной.
Он ответил не сразу, посидел, поглаживая подбородок, потом сказал:

- Существует природная сила и существует духовная сила, но никогда в старину мой народ не разделял повседневную жизнь и жизнь духовную. Все было духовным. Духовность пропитывала всю нашу жизнь. Только теперь мы начинаем видеть это различие. Наше восприятие всегда было духовным, во всех наших мыслях и делах всегда присутствовал Вакан-Танка и его Помощники. Для меня это и сейчас так, и для других традиционалистов тоже.

- Расскажи мне, как действует духовная сила, и что она из себя представляет. Как ее призвать? И что происходит при этом?

 Фрэнк Фуллз Кроу говорит о духовной силе

Фрэнк Фуллз Кроу говорит о духовной силе


- Когда духовная сила используется при проведении какого-либо обряда или ритуала, она сконцентрирована в человеке или в ритуальном предмете, и мы говорим, что этот человек или предмет обладает силой. В других случаях это не так. Нельзя вылечив больного, сказать: «Это сделал я. Можете благодарить меня за это». [2] Это через нас делают Высшие силы и их Помощники. Мы тоже являемся помощниками, но нас можно сравнить с костями, полыми изнутри - Силы действуют через нас. Многие люди считают, что главное - это создавать, строить нечто великое, но ведь наша самая большая и самая ценная возможность заключается в том, что, несмотря на некоторые наши мысли и дела, Сипы и их Помощники все еще продолжают действовать через нас. Что может быть важнее, чем стать разумом, глазами, ушами, носом, ртом, руками или ногами Вакан- Танки здесь, на земле?

- Как бы ты описал духовную силу? Как бы ты ее назвал - энергией, электричеством?

- Иногда, когда она входит в тебя и проходит сквозь тебя, ее действительно ощущаешь как энергию или электричество. Но в действительности, духовная сила - это определенные знания, которые, как ключ, отпирающий дверь, или как выключатель, открывающий путь движению энергии. Это то самое видение, которое пробивает запор книжных знаний. Кто-то может обладать таким же количеством информации, но не может привести ее в движение, задействовать ее. И такой человек не сдвинется с места, он не призвал силу и ему не был дан ключ. [3]

Я понял, о чем говорит Фуллз Кроу... Мы все когда-либо имели подобный опыт: набираешь какое-то количество информации, а потом оказывается, что она висит мертвым грузом. Думаешь о ней, думаешь, а ничего не происходит. А потом, в один прекрасный день наступает момент, когда «Ага!» Как будто зажжется свет -и весь дальнейший путь как на ладони... в одну секунду все изменилось. Духовная сила - это не вездесущая энергия, она - движущая сила, те самые ключики-инсайты, которые дарят нам Вакан-Танка и его Помощники. Как же обрести эти инсайты, это видение?
- Что мы должны для этого сделать? - спросил я.

Фрэнк Фуллз Кроу в возрасте 87 лет возле своего дома в резервации

Фрэнк Фуллз Кроу в возрасте 87 лет возле своего дома в резервации


-Первым делом, провести ритуальное очищение дымом или водой, а потом позволить Ва-кан-Танке сделать нас чистыми проводниками своей силы - на пользу другим. Ты видел трубы, забитые всяким мусором или минеральными отложениями. Люди подобны им, все те вещи, которыми мы препятствуем Вакан- Танке помочь нам, и есть наши отложения.

- А что это за вещи?

- Сомнение, чувство вины, лень, страх, эгоизм, желание указывать Вакан-Танке, где, что и как следует делать...

-Ты говоришь, мы должны делать это ради других. А почему не ради себя? Разве не правильно просить помощи, когда у тебя самого какие-то трудности?

- Конечно, мы можем просить помощи и для самих себя, но оправданием такой просьбы служит то, что ты хочешь получить помощь, чтобы потом помогать другим. Просьба не должна быть эгоистичной. Вакан-Танка хочет, чтобы мы помогали друг другу. При таком подходе образуется сильный, сплоченный коллектив, группа людей, чей голос громче голоса одного, и Вакан-Танка с его Помощниками быстрее их услышат. При таком коллективном действии и каждый человек в отдельности получает большее удовлетворение, чем, если бы он просил о помощи лично для себя. Как-то я слышал песню по радио, там были такие слова: «Я сделал это по-своему». Но гордиться-то нечем, человек, идущий таким путем, не может долго быть счастлив. Те, кто живет для других, понимают, что именно любовь объединяет людей. А когда человек думает о другом больше, чем о самом себе, это и есть идеальная любовь -идеальное единение, и тогда никому в голову не придет бороться за равенство. Любовь намного лучше. Кроме того, равенство вообще недостижимо, ведь тот, с кем ты хочешь сравняться, тоже не стоит на месте. К тому времени, когда ты достигнешь его места, его уже там не будет.

- А как вообще ты призываешь Вакан-Танку, Божества Сторон Света или Бабушку Землю?-спросил я.
-Пойдем, - он поднялся, взял небольшой матерчатый узелок со священными предметами, пол-литровую банку и направился к ручью. Там он набрал в банку воды, потом с помощью перочинного ножа срезал ивовый прут диаметром примерно в четверть дюйма и обстругал его. В результате у него получился прутик длиной около двенадцати дюймов. Он согнул его в петлю и с помощью кусочка бересты закрепил ее концы.

- Это не единственный способ призывания силы, - заметил он. - Я делаю это еще при помощи трубки, при помощи кусочков разноцветной материи на Пляске Солнца. Но когда я один здесь, дома, или у Биэр Бьют, или в другом месте силы, я делаю это так.

Он опустился на колени и расчистил в траве перед собой участок примерно в двенадцать квадратных дюймов. Потом он сорвал охапку росшего неподалеку шалфея и разбросал его по расчищенному участку. По углам он положил кусочки цветного фетра-они олицетворяли Божества Сторон Света. На этот алтарь он возложил свой священный узелок, а когда развязал его, внутри оказалось шесть кожаных мешочков, в которых хранились растертые в порошок краски соответствующих сторон света. В узелке также было несколько небольших «кисточек» - маленьких очищенных от коры палочек с заостренными концами. Он сел на землю, удостоверился, что я внимательно слежу за всем, что он делает, и только после этого положил руки на колени. При этом в правой руке он держал ивовую петлю, а левая рука была согнута наподобие чаши -для принятия даров, которые, как он знал, снизойдут к нему от Вакан-Танки и Его Помощников. Он закрыл глаза и семь раз глубоко вздохнул для того, чтобы расслабиться и подготовиться к церемонии. Я знал это, потому что еще раньше он рассказал мне, что каждый раз на глубоком вдохе он представляет, как воздух входит в кончики пальцев, поднимается до груди, потом, после небольшой задержки, он снова отпускает его и следит, как он опускается в живот и выходит по ногам, по ступням, через пальцы ног. К концу седьмого вдоха-выдоха он полностью расслабляется, его ничто не отвлекает. Это способ изоляции от внешних воздействий и злых сил. Аналогично индейцы пуэбло во время проведения в их деревнях обрядовых церемоний «закрывают» вход в деревню пыльцой или белыми лентами поперек дороги.
Закончив расслабление, он тихо запел, призывая Вакан-Танку и Помощников. Прошло несколько минут, прежде чем он открыл глаза. Он взял одну из кисточек, обмакнул ее в воду, затем в красную краску и нанес на петле небольшую красную точку. Потом он так же поставил желтую точку. Я думал, он повторит все то же самое с остальными цветами, с синим и зеленым, но он остановился.
Он угадал мои мысли и, протянув мне петлю, сказал:

- С помощью этой маленькой петли я устраняю себя с пути Вакан- Танки и Помощников. Зная силы Сторон Света с точки зрения человека, я бы естественно выбрал те, которые, по моему мнению, больше всего были бы мне нужны в данный момент. Но я не обладаю мудростью Вакан- Танки. Только Он и Помощники знают, какие силы больше всего подходят для каждой конкретной ситуации. И так они за меня делают выбор и сообщают мне о нем при помощи этой маленькой петли, а когда я следую их выбору, то очень скоро вижу, насколько они были правы, выбрав именно эти силы.

Я взял петлю и внимательно осмотрел ее, но мне еще не все было понятно, и я спросил:
- А как же именно они делают этот выбор за тебя?

- Я закрываю глаза и пою, я немного закатываю глаза вверх, словно смотрю изнутри на лоб. Там появляется небольшой черный экран, и когда я сосредотачиваюсь на нем, очень скоро появляются разные цвета, потоки цвета. Они появляются по-разному. Стремя научил меня, что нужно запомнить или два первых цветовых потока, или два самых ярких. И потом наношу их на петлю, как напоминание, каким Сторонам Света я буду взывать для получения ответа на свой вопрос. Вакан-Танка знает, что нельзя взывать более чем к двум направлениям, это вносит путаницу. Если я вижу цвет, отличный от цветов Сторон Света и Вакан-Танки и Бабушки-Земли, значит, это мой цвет, и я знаю, что для получения ответа должен обратиться к самому себе, заглянуть внутрь себя.

-Это похоже на получение видения?

- Нет. Но я называю это «процессом видения». Я еще расскажу тебе об этом.

- А в тот момент, когда ты ставишь цветную точку, на тебя нисходит сила?

-Нет. Ни Вакан-Танка, ни Помощники сами не приходят, но я ощущаю контакт с ними. Словно они сняли телефонную трубку и готовы говорить со мной. Но сила нисходит и начинает работать, только когда я сосредотачиваю внимание при помощи специальных концентрирующих предметов, дарованных нам так же Вакан- Танкой. Это петля, кристалл. У каждой Высшей Силы есть свой собственный посланник в мире животных или птиц, и после концентрации на соответствующем предмете появляется это посланник с корзиной, полной даров-ответов.

- Как перемещается сила? Как луч света... Как птица?..

- Ко мне она приходит через мою трубку. Трубку можно сравнить с трубой, которая соединяет меня с Источником. Когда я направляю трубку в сторону одного из Божеств Сторон Света, он через нее посылает мне свои силы. Например, Силы Божества Юга -рождение, жизнь и судьба. Когда я хочу что-либо узнать об этих вещах, чтобы разрешить какую-либо проблему или достичь какой-либо цели, он посылает мне нужные сведения. Мы говорим об этих вещах, и он показывает мне, как они соотносятся с моей проблемой. Затем он дает мне понять, что я должен сделать, чтобы задействовать полученное знание. К тем людям, у кого нет трубки, силы приходят через воздух.

- Сейчас в мире много говорят о том, что ты называешь концентрирующими предметами, - сказал я. - Правда, называют их «фокусирующими». Ты не возражаешь, если я буду так их называть, чтобы читателям было легче?

- Это излишне, - ответил он.

- Говоря о «концентрирующих вещах», ты имеешь в виду древние ритуалы и отдельные ритуальные предметы, которые были изначально даны твоему народу?

-Еще мысли. Все, что помогает сконцентрироваться и беседовать с Ва-кан- Танкой и Помощниками.

- Ты говорил о приведении силы в движение. Ты хочешь сказать, что даже если человек получил силу, это не значит, что она тут же будет действовать?

Френк Фуллз Кроу; рисунок Т. И. Майлса

- Да. Даже если мы получаем силу, сама по себе она не придет в движение. Для того чтобы запустить ее, от нас требуется еще кое-что. Мы должны продемонстрировать свою веру и преданность путем выполнения того, чему научили нас Высшие Силы. Начинать надо с того, чтобы дать силам знать, что мы готовы быть их проводниками для других. Это делается с помощью обряда поиска видения. Мы готовим специальное место в соответствии с древними традициями и совершаем там обряд. Мы пробуем последовательно концентрироваться на мыслях, предметах, это часть обряда - мы следуем пути предков. Каждая мысль, каждый предмет подводят нас к следующей мысли, к следующему предмету, пока мы не достигнем цели поиска. Я называю это следованием пути, «Танцем Жизни», хотя реальный танец является лишь одной из его составных частей. Это следование пути длится всю жизнь. Важно позволить Вакан- Танке и Помощникаи вести себя, а потом терпеливо ждать ответов. Они не всегда сразу же посыпают посланцев с дарами. Иногда они готовят нас, чтобы мы узнали ответы, когда получим их, и использовали бы их с максимальной отдачей.

По мере того, как я размышлял обо всем, рассказанном мне Фуллз Кроу, мне становилось ясно, что динамика духовной силы действительно необычна. Человек становится не просто пассивным проводником, задействуются все его возможности и способности. Он максимально выкладывается. Самоуважение и чувство собственного достоинства достигают высшей планки и перескакивают через нее!
От Стремени, Железной Тучи и напрямую от Вакан Танки и Помощников Фуллз Кроу получил широкий набор фокусирующих мыслей и предметов. Его научили действовать различными способами для достижения практически любой цели или решения почти любого вопроса. Поэтому он всегда добивался успеха там, где пасовали другие святые люди, и всегда делал это с охотой. Его так же научили различным способам сохранения силы. Оставаясь наедине, он всегда занимался «заправкой», или собиранием силы. По ночам или днем между лечебными сеансами он совершал специальные ритуалы для набора силы, она наполняла его, как пустую кость, так что он всегда был готов пропустить ее через себя, поделиться ею. [4]
Подытожить все вышесказанное Фуллз Кроу о силе можно следующим образом. При рождении нам всем дается природная сила, но нас так же окружает духовная, сверхъестественная, сверхприродная сила - духовные знания, в том числе знание того, как обрести силу и привести ее в движение. Все люди рождаются с некой природной, естественной силой, но если мы хотим пойти дальше и служить проводниками таких духовных чудес, как целительство, освобождение от страхов, изобилие и успех в делах, мы должны довериться Вакан Танке, Бабушке Земле, Божествам Сторон Света и воззвать к их духовной силе. Когда контакт будет установлен, мы можем попросить их поделиться с нами их личной духовной силой, чтобы присоединить ее к нашей природной силе. Так мы получим знания, необходимые для понимания того, что нам дано, включая и способы запуска силы.
Процедура получения силы включает, в первую очередь, очищение, затем нужно стать чистым каналом, трубкой для прохождения Высших Сил, потом с помощью фокусирующих предметов нужно следовать путям предков - так обретается знание способов достижения цели, и, наконец, силу нужно передать другим. В ходе этой процедуры мы вступаем в танец жизни, не прекращающийся вплоть до нашей смерти. Следует помнить также, что в идеале этот танец коллективный, в нем принимают участие все, и каждый помогает другим. Каждый делится с другим, и никто не остается забытым. Это похоже на обряд раздачи подарков сиу, когда какой-либо человек или семья, пребывающие в трауре или желающие выразить свою благодарность, раздают буквально все, что у них есть, нуждающимся семьям. И хотя кажется, что в результате даритель остается ни с чем, на деле происходит обратное. По традиции, другие семьи тоже проводят обряд раздачи подарков, и так первый даритель получает то, чего ему недостает. И все это приводит к образованию взаимозависимого общества с крепкими внутренними связями, где каждый уверен в своей защищенности. В резервациях до сих пор проходят обряды раздачи подарков, хотя и не так часто, как раньше. Среди традиционалистов это одна из основополагающих вещей; иногда с ней сталкиваешься там, где меньше всего ожидаешь. Недавно меня пригласили на встречу с индейцами -заключенными Ливенуортской тюрьмы в Канзасе, и эти люди сказали мне, что больше всего они хотят, чтобы начальник тюрьмы разрешил им проводить обряд раздачи подарков: каких-либо материальных предметов в их распоряжении почти нет, и я, естественно, понял, что они хотели в ритуальной форме дарить друг другу поддержку и ободрение. Фулз Кроу, конечно, первым бы приветствовал это начинание.




Примечания


[1] Браун записал слова Черного Лося о том, что Великий Дух (Вакан-Танка) пребывает во всем - в деревьях, в траве, в реках, в горах, в тех, кто ходит на четырех ногах, и тех, кто летает с помощью крыльев; но самое главное, он превыше всех этих вещей и существ. (Священная Трубка, стр 20). Фулз Кроу не называл Вакан-Танку «Великим Духом», он предпочитал говорить«Высочайший» и «Наисветлейший».

[2] Пожалуйста, помните, что хотя я и пользуюсь для ясности почти во всех книгах словом «больной», Фулз Кроу никогда не употреблял эго. Он всегда называл этих людей по имени, или говорил просто «этот человек». Он не хотел, чтобы они чувствовали, что он обезличивает их.

[3] Черный Лось также говорил Нейхардту: «Сила приходит с пониманием; в церемонии сила приходила с пониманием самого обряда. Ничто не может процветать, если не соблюдает путей, предначертанных святой Силой Мира». (Дж.Дж.Нейхардт, Говорит Черный Лось, 1979, стр. 208).

[4] Подтверждением последовательности и универсальности этого подхода может служить такой факт. Индейцы кахуилла из пустынь Калифорнии верили, что Бог дарует мудрость исцеления в случаях потери души или ее порчи. Он же научил святых людей, что делать в таких случаях. Для каждого, приходящего за исцелением, процесс проходит по-своему. Никогда не существовало никакой рутины. Иногда использовались лечебные травы, иногда отсасывание, иногда массаж. Бог наставил их, где окуривать, где проводить орлиными перьями. И всегда именно Бог открывал тот единственный путь, которому и следовал святой человек - шаман. (Modesto, Ruby and Guy Mount. Not For Innocent Ears, 1980, p.49)




на главную





Сайт управляется системой uCoz