на главную



Доктор Марк Холлабауг

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О НАРОДЕ ЛАКОТА

Перевёл Орлиное Перо, - Новосибирск, 2005


Отдел Физики и Астрономии
Normandale Колледж Сообщества
Bloomington, Штат Mиннесота 55431


Термин Сиу (Sioux) вероятно произошёл от термина Оджибве, nadouessioux, что означает «маленькие змеи» или «враги». Его применение отражает враждебные отношения между Оджибве (Anishinaabe, также известные как Чиппева) и Сиу. Предполагается, что народ Сиу изначально населяли район в современном штате Mиннесота, занимаясь сельским хозяйством и охотясь на животных, но были вытеснены на юг Оджибве, когда Оджибве мигрировали на запад в штат Mиннесота после передвижения на запад меховой торговли. (Сегодня, Миннеаполис/ St. Paul имеет самое большое городское население: большое количество коренных американцев живут в городах Twin Cities, больше чем во всех резервациях Южной Дакоты в США. Оджибве и Сиу сотрудничают по многим вопросам, например, в Центре Американских Индейцев, проекте СПИД Коренных Американцев Миннесоты, и в Движении Американских Индейцев). Некоторые антропологи, опираясь на лингвистические образцы, предположили, то Сиу первоначально жили в районе центральной Атлантики восточного побережья Северной Америки. В этой статья я вообще не хочу использовать это обидное слово Сиу, а буду применять по отношению к этому народу их родное слово: Лакота. Термин Лакота получен от глагола lakolya, «быть дружественными» с чем-либо (Beuchel, 1983, p. 322). Англо-Лакотский словарь переводит Лакота как «дружественный индеец» (Karol, 1974, p. 29).

Нация Лакота разделена на три отличных друг от друга культурных и лингвистических групп (Таблица 1). Восточные Сиу говорят на диалекте Дакота, центральные Сиу говорят на Накота, и западные Сиу говорят на диалекте Лакота. Название диалекта стало также общим названием для народов. Если бы вы спросили члена бэнда Mdewakantonwan в штате Миннесота о названии его народа, он ответил бы, «Дакота». Но, если бы вы задали человеку из бэнда Оглала в Пайн Ридж, штате Южная Дакота тот же самый вопрос, он сказал бы, «Лакота». (Лакота не имеют звук «д» в своём диалекта, и как следует из англо-лакотского словаря Буечела, входящее «Е» следует за входящим «Ц»). Эти языковые группы также известны своими обычными названиями: Santee, Yankton, и Teton. Четыре группы Санти, две группы Янктон и Титон, как считается, входят в союз "Oceti Sakowin", "Семи Очагов". [Примечание: Греческий используется в транслитерации Лакота для обозначения гнусавых согласных: a, i, o, и u . Обычно я опираюсь на записи Буечела, и его переводов слов Лакота.]

Титон Сиу или Лакота – центр моего изыскания. Название Титон получено от Титонван (Titonwan), что на Лакота означает «жить в сообществе», и не имеет никакого отношения к горной цепи Тетон в Джексон Хоул в Вайоминге. (На этой цепи находятся три пика Великий, Средний, и Южный Тетон, которые французский траппер назвал "Les Trois Teton", «Эти три груди», они были слишком далеки от цивилизации в течение очень долгого времени). Титон далее подразделяются на семь бэндов.

Наиболее известные и самые большие среди «Семи Очагов» - Оглала («Развеять самих себя»), которых сегодня можно найти главным образом в резервации Пайн Ридж в штате Южная Дакота. Они возглавлялись однажды двумя замечательными Лакота, вождём Красное Облако (Mahpiya Luta, 1822-1909) и Неистовой Лошадью (Tashunka Witko, 1849? -1877; на сегодняшний день не существует какой-либо подлинной фотографии Неистовой Лошади). Пятнистый Хвост (Sinte Gleska, 1823-1881), возглавлял Sicangu или Брюле ("Опалённые" по-французски) Лакота, которые сегодня проживают в резервации Роузбад. И конечно известный каждому вождь и духовный лидер Лакота Сидящий Бык (Tatanka Iyotaka, 1834? -1890), руководил силами Лакота, Северными Шайенами и Арапахо в сражении, в котором потерпела поражение Седьмая кавалерия Кастера 25 июня 1876. Его Hunkpapa («Стоящие при входе в лагерь») можно найти сегодня в двух резервациях Шайен Ривер и Стендинг Рок в Южной Дакоте. Наконец, Лакота, которые были истреблены вновь созданной Седьмой кавалерией на Вундед Ни в 1890, называются Mnikowoju («Сеющие возле воды») и возглавлялись тогда Большой Ногой, сегодня они живут также в Шайен Ривер и Стендинг Рок.

Сидящий Бык

Сидящий Бык

Красное Облако

Красное Облако

Принятое в форте Ларами в 1868 году соглашение обещало Лакота Большую Резервацию, но это обещание постепенно сокращалось движением белых на запад. Открытие золота в священных Чёрных Холмах (Paha Sapa, буквально «Чёрный холм»; языке Лакота прилагательное следует за существительным) привело к окончательному сражению на Литтл Бигхорн в 1876 («Последний бой Кастера» известный Лакота как «Сражение на Скользкой Траве») и Вундед Ни 29 декабря 1890 года. Соглашения принятые и нарушенные белыми, и разный взгляд на мир привели к «столкновению культур» (Utley, 1984). Сидящий Бык обещал защитить Паха Сапа, «Мы не хотим видеть здесь никаких белых людей. Чёрные Холмы принадлежат нам. Если белые попробуют отобрать их, я буду бороться». Неистовая Лошадь говорил о землях Лакота: Ни кто не может продать землю, по которой ходят люди». Красное Облако, переживший и Сидящего Быка и Неистовую Лошадь, сделал свою оценку: «Они одаривали нас многими обещаниями, больше чем я способен запомнить, но они ни когда не были верны им, но одно они выполнили точно: они обещали забрать нашу землю, и они сделали это» (Brown, 1970; pp. 273, 449).

Несколько превосходных историков написали детальную историю Лакота. Джордж Е. Хайд, рождённый в 1882, лидирует среди индейских историков. Несмотря на все трудности, почти полную глухоту и чрезвычайно ограниченное зрение, Хайд сумел написать превосходные работы по истории индейцев Равнин, особенно о Лакота. В то время учёные двадцатого столетия ставили под сомнение некоторые из его интерпретаций, и говорили, что у него не хватает прямых ссылок, тем не менее, работы Хайда о Лакота первостепенны для обзора жизни Лакота в девятнадцатом веке (смотрите: Hyde, 1961, 1975, 1993). Другие книги дают запоздалую интерпретацию этих событий и людей (смотрите: D. Brown, 1962; D. Brown, 1970; Hassrick, 1964; Utley, 1984).



Таблица 1. Схема подразделений "Семи Очагов" (Сиу)

ВОСТОЧНЫЕ СИУ


ЦЕНТРАЛЬНЫЕ СИУ


ЗАПАДНЫЕ СИУ




     ISANTI (Нож)
     SANTEE
     Диалект Dakota

     IHANKTOWAN (Рог)
     YANKTON
     Диалект Nakota

     TITONWAN (Селение)
     TETON
     Диалект Lakota


     Mdewakantonwan
     (Священный Озёрный лагерь)
     Shakopee, Prairie Island, MN.

     Ihanktowan/Yankton
     (Роговой лагерь)
     Yankton Res., SD.

     Oglala
     (Развеять самих себя)
     Красное Облако, Неистовая      Лошадь
     Pine Ridge, SD

     Wahpetowan
     (Лагерь в лесу)
     Devils Lake, ND; Flandreau,      Sisseton, SD.

     Ihanktowanna/Yanktonai
     (Лагерь Маленького Рога)
     Standing Rock Res.; Crow Creek      Res., SD; Devils Lake, ND; Ft.      Peck, MT.

     Sicangu/Brule
     (Опалённые Бёдра)
     Пятнистый Хвост (Sinte Gleska)
     Rosebud, SD

     Wahpekute
     (Охота/Стреляющие в лесу)
     Santee, NE; Ft. Peck, MT.


     Hunkpapa
     (Стоящие при входе в лагерь)
     Сидящий Бык (Tatanka Iotaka)
     Cheyenne River, Standing      Rock, SD.

     Sissetowan
     (Лагерь Рыбьей чешуи)
     Devils Lake, ND; Sisseton, SD


     Mnikowoju
     (Сеющие возле воды)
     Большая Нога
     Cheyenne River, Standing      Rock, SD.



     Itazipcho/Sans Arc
     (Без Луков)
     Cheyenne River, Standing Rock,      SD.



     Sihasapa
     (Чёрные Ноги)
     Cheyenne River, Standing Rock,      SD.



     Oohenunpa/Два Котла
     (Кипятящие Дважды)
     Cheyenne River, Standing Rock,      SD.



Делегация Брюле-Лакота в Вашингтоне

Делегация Брюле-Лакота в Вашингтоне, июнь 1870.
С лева на право: Крепкий Медведь (Fast Bear - Mato Ohanco); человек из группы Wazhazha (стоит); Пятнистый Хвост (Sinte Gleska), главный вождь подгруппы Брюле; капитан D.C. Poole (стоит); Быстрый Медведь (Mato Luzaha); Жёлтые Волосы, воин из группы Wazhazha




Дополнение от редактора сайта



СТРУКТУРА НАРОДА ТИТОН-СИУ
ОКОЛО 1850г.

ОГЛАЛА
Количество жилищ: 400 типи.
Общины: 1. Истинные Оглала, 2. Красная Вода, 3. Ожерелье Старой Кожи, 4. Ночное Облако, 5. Красная Палатка, 6. Короткие Волосы.
Главные вожди: Вихрь, Красная Вода, Стоящий Бык, Желтый Орел.

БРЮЛЕ
Количество жилищ: 500 типи.
Общины: 1. Жарящие Мясо Люди, 2. Большеногие Лошади, 3. Варят Свою Посуду, 4. Плохие Руки, 5. Рожденные в Середине, 6. Поедатели Коров.
Главные вожди: Маленький Гром, Орлиное Тело, Железная Ракушка.

ДВА КОТЛА
Количество жилищ: 60 типи.
Общины: отсутствуют. Главные вожди: Четыре Медведя.

МНИКХОВОЖУ (МИННИКОНЖУ)
Количество жилищ: 270 типи.
Общины: 1. Не Едят Собак, 2. Серьги из Ракушек, 3. Лейа-га-датча, 4. Река Спешит.
Главные вожди: Красная Рыба, Маленький Храбрец (или Воин), Серьги из Перьев.

САНС АРК
Количество жилищ: 250 типи.
Общины: 1. Санс Арк, 2. Красная Вода, 3. Едоки Окорока.
Главные вожди: Шаман, Ленивый Медведь, Воронье Перо.

ХУНКПАПА
Количество жилищ: 320 типи.
Общины: 1. Дьявольский Шаман, 2. Плохие Луки, 3. Те, Что Несут, 4. Сонный Котел, 5. Ожерелье из Свежего Мяса, 6. Болезненные Спины, 7. Тряпка в Пол Ягодицы.
Главные вожди: Красный Рог, Четыре Рога, Медвежьи Ребра, Белая Стопа, Маленький Медведь.

ЧЕРНОНОГИЕ СИУ
Количество жилищ: 450 типи.
Общины: 1. Порезы, 2. Черноногие, 3. Плохие Наблюдатели, 4. Лагерь по Соседству с Последним, 5. Воронье Перо.
Главные вожди: Белый Гром, Плохой Бык, Красный Бык.

ПРИМЕЧАНИЕ: учитывая, что в каждом типи проживало в среднем по семь человек, общая численность нации Титон в этот период составляла около 16,000 человек.

Из книги Colin Taylor "The Warriors of the Plains", р.25.



Литература


Dee Brown,
Bury My Heart at Wounded Knee, Henry Holt and Company, New York, 1970.

Dee Brown,
The Fetterman Massacre, University of Nebraska Press, Lincoln, 1962.

Eugene Buechel, S.J.,
Lakota-English Dictionary , ed., by Paul Manhart, S.J., Red Cloud Indian School, Holy Rosary Mission, Pine Ridge, South Dakota, 1983.

Royal B. Hassrick,
The Sioux, University of Oklahoma Press, Norman, 1964.

George E. Hyde,
A Sioux Chronicle, University of Oklahoma Press, Norman, 1993.

George E. Hyde,
Red Cloud’s Folk, University of Oklahoma Press, Norman, 1975.

George E. Hyde,
Spotted Tail’s Folk, University of Oklahoma Press, Norman, 1961.

Joseph S. Karol,
Everyday Lakota: An English-Sioux Dictionary for Beginners, Rosebud Educational Society, St. Francis Mission, St. Francis, South Dakota, 1974.

Robert M. Utley,
The Indian Frontier of the American West 1846-1890, University of New Mexico Press, Albuquerque, 1984.




на главную





Сайт управляется системой uCoz