на главную



Мужские общества Лакота

 

Подборка материала и переводы: Орлиное Перо, - Новосибирск, 2006

 

 

В Бизоньи Дни существовали следующие воинские общества среди Лакота:

 

Toka'la – Лисы (Kit Fox);

Kangi'yuha – Владельцы Вороны;

Cante'tinza – Сильные Сердца или Храбрые Сердца;

Iho'ka – общество Барсука;

Sotka'yuha – Владельцы Обнаженного Копья;

Miwa'tani – общество Мандан;

Sunk'ska akan'yanka – Наездники Белого Коня;

Oma'ha – общество Танца Травы;

Wi'ciska – общество Помеченных Белым.

 

Необходимо отметить, что эти общества отличались от т.н. обществ «сновидцев» (видящих, «дримеров»), таких как Сновидцы Лошади, Сновидцы Бизона, Сновидцы Вапити, Сновидцы Медведя и т.д.

 

 

 

- Toka'la или общество Лиса.

 

Члены этого общества, как полагается, были столь же проворными и хитрыми в сражении как лис. Участники носили шкуру лисицы подобно хомуту, с головой зверя спереди и хвостом, свисающим сзади. Воины или iki'cize, которые присоединялись к этому обществу, обязывались поддерживать высокие идеалы храбрости, великодушия, и чести. Люди Лисы, так их звали, заботились о племени в мирное время также как и во время войны, и если необходимо было предпринять какое-либо действие, независимо от его трудности или опасности, они часто были первыми добровольцами. Toka'la было одно из обществ, чьи члены часто выбирались, чтобы служить как Aki'cita.

 

Aki'cita часто переводился как «солдат», но этот термин означает скорее «охрана» или «милиция».  Aki'cita действовали как «охрана» от враждебных действий, когда племя перекочёвывало и искало новое место для лагеря. Aki'cita также работали в качестве «милиции» для обеспечения порядка в лагере, они имели право наказать нарушителей племенного кодекса поведения.  Воины, избираемые для «службы» в Aki'cita также несли ответственность поддерживать строгое управление во время охоты на бизонов.

 

В начале летней охоты на бизонов лидеры лагеря (члены Tezi Tanka, «Большого Живота» или общества «Быков») выбирали четырёх членов одного из воинских обществ, чтобы те возглавили Aki'cita в этом сезоне. Четыре предводителя Aki'cita выбирали затем других членов своих обществ для службы в Aki'cita, когда наступала такая необходимость. На следующий сезон, лидеры лагеря выбирали четырёх руководителей Aki'cita из других обществ и цикл повторялся.

 

 

- Kangi'yuha или общество Владельцев Вороны.

 

Kangi'yuha одно из обществ, чьи члены часто выбирались, чтобы служить как Aki'cita. Владельцы Вороны или «которые имеют ворону», являлись надёжными и успешными воинами. Они подражали вороне, которая всегда первая прилетает и каркает над мёртвым животным или воином на поле брани. Члены Владельцев Вороны полагали, что если носить чучело вороны на своей шеи, то во время сражения их стрелы будут лететь столь же прямо и метко, как прилетает ворона, чтобы быть первой и оказать почести врагу.   Владельцы Вороны часто выбирались для помощи в поиске подходящих мест для зимних лагерей.

 

- Cante'tinza, общество Сильное Сердце или Храброе Сердце.

 

Цель Сильных Сердец заключалась в физической, эмоциональной и духовной способности решить любое критическое положение, которое затронет племя. Члены общества обязывались поддерживать высший моральный характер, включая самообладание в любых действиях и эмоциях, быть бесстрашными при защите племени, заботиться о бедных и нуждающихся, и быть всегда готовыми отреагировать на любой момент. Одна из более заметных регалий общества Сильных Сердец, являлся головной убор из перьев орла и двух рогов бизона, по одному с каждой стороны. Сильные Сердца также служили как Aki'cita, согласно их очереди.

 

- Iho'ka или общество Барсука.

 

Это ещё одно общество, принимаемое в Aki'cita. Общество Барсука, как считается, было заложено человеком, которому в видении явился барсук. Полагается, что члены общества, находились среди самых отчаянных воинов. Они часто шли на большой риск против очевидной непреодолимой силы, подражая большой упрямости, замеченной в поведении барсука, который не будет долго раздумывать, прежде чем броситься на медведя, десятикратно превосходящего его в размерах. Среди известных знаков отличия этого общества - изогнутые копья общества, обернутые в шкуру волка, петлями для запястий из меха выдры, и «хомутами» из того же меха, которые позже украшались купленными зеркалами, чтобы ослепить врага.

 

- Sotka'yuha или   Владельцы Обнаженного копья.

 

 Это было ещё одно общество с очень старым происхождением. Символически, «обнаженным копьём» являлось прямое копьё без военных регалий, ожидающее нетерпеливых молодых воинов, которые добудут военные почести и выставят их на всеобщее обозрение. Молодые воины начинают проверять себя в этом обществе, однако, как считается, количество членов общества не превышало 24 человек в независимости от ситуации.

 

- Miwa'tani или общество Мандан.

 

Член общества Miwa'tani в характерных регалиях, Миникхонжу Лакота [нажмите для увеличения] Иногда называется как общество «Высоких» или «Головной убор Совиных Перьев», или «Нет Бегства». Члены этого общества освобождались от участия в Aki'cita. Общество считалось очень старым даже в Бизоньи Дни, и как полагается, произошло от человека, которому в видении явилась сова. Вход в общество был труден, потому что одним из требований было то, что каждый участник обязывался пожертвовать своей жизнью в сражении, если этого требовала ситуация, тем самым, спасая раненного. Известная особенность этого общества, были четыре одеваемых пояса. Одеваемые пояса общества, обязывали их носителей самостоятельно крепить их к земле в разгар сражения, что было сигналом, что они скорее умрут на этом месте, чем отступят перед врагом. Они боролись на этом месте, пока их не убивали, или пока другой член их общества по какой-либо причине не освобождал их.

 

- Sunk'ska akan'yanka или общество Наездников Белого Коня

 

Наездники Белого Коня были, прежде всего, старые, опытные воины, которые расписывали свои многочисленные сражения на своих белых лошадях для врага, который должен был увидеть это на расстоянии. Эти старые воины также следили, что семьи раненных воинов, которые из-за своих ранений не могли охотиться, никогда не оставались голодными.

 

- Oma'ha или общество Танца Травы

 

 

Танцоры Танца Омаха, в характерных регалиях, Лакота [нажмите для увеличения] Происхождение этого общества берёт своё начало среди традиций племени Омаха, и ранние элементы общества включали обряды, куда входила церемония исцеления, которая включала в себя Танец Травы. Танец Лошади и Танец Котла также имеют своё происхождение в пределах этого общества. Продолжение двух из наиболее известных особенностей этого общества, роуча и вороньего пояса или перьевого бастла, можно всё ещё найти в межплеменных Паувау сегодня.

 

- Wi'ciska или общество Помеченных Белым.

 

Общество Помеченных Белым ассоциируется с «белым» хвостовым пером беркута (белое с чёрным кончиком), которое имел каждый воин общества. Участники общества являлись признанные хорошие воины с обширным опытом, их перьевые уборы были внушительны, с трейлерами, простирающимися до земли, и каждый член имел робу или одеяло с пришитой игольной или бисерной полосой.

 

Следует отметить, что воин не мог состоять одновременно в двух или более обществах, это просто не имело смысла, так как каждое общество заботилось о своих членах и оказывало им разные почести, а также имело свои церемонии. Однако мужчина мог одновременно принадлежать и к воинскому обществу и к обществу «дримеров» («видящих видения»), например к тем, что были упомянуты выше.

 

Общества  Ihanblapi, видений, «Дримеров» или «видящих видения» (сновидцев)

 

Прежде всего, следует отметить, что эти общества не имели такую видимую чёткую организацию, какую имели военные общества. По существу, члены этих обществ являлись одним из типов святых Лакота, вичхаша вакхан. И некоторые категории «дримеров» есть и сегодня, например Хейока.

 

Когда воины имели вещие сны (все сны считались видениями, но были более особенные сны), они имели большое духовное значение. Члены общества «дримеров» видят в видениях определённые вещи, которые ассоциируются  с различными существами, и это является источником их духовной силы.  Особенно важны при этом  медведь, бизон, олень, вапити и орёл, и каждый является специалистом в типах лечения или другого ритуального знания. Исторически, медведь всегда рассматривался как специалист в лечении ран,  в поддержке в военном походе или  в несчастных случаях на охоте. Бизон наделён силой по женским вопросам.  Олень и вапити неразрывно связаны со способностью управлять делами сердца, и часто возбуждающие средства придуманы от частей их тел. Таинственного оленя ведёт  неистовость человека. Орёл силён многими главными сторонами, и, конечно, он главный посредник между святым мужем, обычными людьми и Вакантанка.

 

Организации «дримеров» состояли из воинов, которые имели видения на одну и туже тему. Лидерами этих организаций или обществ являлись святые мужи, переводчики духов, люди, которые исцеляли. Когда воин имел видение по специфической  теме, он шёл к святым мужам общества, которое специализировалось в этой сфере, было ли то видением о лошади, вапити, бизоне, медведе, волке и т.д. Святые мужи скорее всего порекомендовали бы воину сделать так, чтобы он воспроизвёл своё видение в церемониальном порядке, возможно среди членов общества «дримеров» в их типи.  Часто платой за вход в общество «дримеров» являлось воспроизведение видения на публике. Такое положение называется wakan kaga, что с Лакота переводится как «священное исполнение», (или имитация), например mato kaga, исполнение медведя.

 

Общества «дримеров» имели специфическое значение для своего народа.

 

Например, со Сновидцами Бизонов консультировались, когда наступало время поисков бизонов. Исполнялись бизоньи песни и специальные молитвы, исполнялся Бизоний танец членами этого общества в специальных головных уборах и других церемониальных регалиях. Часто Сновидцы Волка и Грома также принимали участие в этом танце. Человеку, которому было видение дважды мужчины и дважды бизона, имеет право исполнять tatanka kaga – «исполнение бизона» и проводить церемонию для девочек, имеющих первую менструацию. Он полностью одевается в бизонью шкуру, включая маску с рогами. После церемонии, девочка официально считается женщиной, и  является родственницей всем женщинам, как мать нации Лакота, и символически приравнивается к бизону – первичному источнику хлеба насущного.

 

Другим обществом «дримеров» являются Сновидцы Волка  или sungmanitu (также sungmahetu) kaga – исполнение волка, которое необходимо для отряда, отправляющегося в военный поход. Подобно другим wakan kaga, только человек, видящий в видении дважды мужчину и дважды волка, имеет право исполнять эту церемонию. Он носит маску из волчьей шкуры, и мех волка покрывает его тело. В отверстие в маске вставлен siyotanka – свисток, который также применяется в Танце Солнца. В его правой руке находится верёвка, которую он использует, чтобы его движения походили на скольжение змеи (это называется zuzeca kaga – исполнение змеи). В старые времена, воины, собирающиеся идти на врага, использовали sungmanitu kaga, чтобы установить  Танцор Хейока, резервация Лакота Стендинг Рок, фото Г. Лаубин [нажмите для увеличения] местонахождение врага. Они приносили ему трубку в знак приглашения, чтобы он предвидел где враги стоят лагерем. Это применение трубки, называлось iwasipi – удерживание. Значение этого термина такое, что sungmanitu kaga, принимая трубку и поднося её к главным направлениям, соглашается таким образом провести церемонию.

 

Наиболее известное общество «дримеров» или wakan kagaобщество Хейока или heyoka kaga, исполнение клоуна. Внешнее поведение «противоположника» часто упоминается в антропологической  литературе, как полагают, если человеку было видение о громе и молнии, или их двух любых символов, то он должен провести, по крайне мере, часть своей жизни антиестественным способом. Хейока тепло одеваются летом, и ходят голыми зимой. Они говорят задом наперёд. В своём знаменитом танце, Хейока танцуют вокруг котла с кипящей водой, в котором приготовлена собака, они самостоятельно опускают руки в воду, и заявляют, что вода холодная. Если heyoka kaga исполняют необходимое должным образом, они получают силу вызывать дуновение ветра и падение дождя. В прошлом люди верили, что pajola или маленькие холмы, которые возвышаются над прерией, являлись домами Хейока, их называли heyokatipi – домики Хейока.

 

 

Танцор hehaka kaga, в характерных регалиях, Лакота Сновидцы Вапити (hehaka kaga или "hehakela" – исполнение вапити или просто «люди вапити»),  известны за свою духовную силу сражаться со злыми силами и создавать страсть. Этим людям снился мужчина, который представал в женском образе благородного оленя и давал спящему инструкции по применению лекарств. Обычно, hehakela имеют четыре видения: дважды мужчины, дважды вапити. Те, кто получают такие видения, делают маску из материала,  с прикреплёнными к ней ветками, представляющими оленьи рога. Они также изготавливают changleska – «обруч», покрытый мехом бизона со связками полыни, привязанной к нему красными лентами, и древко с орлиными перьями, прикреплёнными к верхнему концу. Во время hehaka kaga, исполнитель знакомится с мудрым дымом. Он полностью красит своё тело жёлтым,  наносит чёрные полосы поперёк груди и бёдер. Он рисует на маске лицо и стирает его. Он захватывает дым руками и протирает его по своим глазам. Его маска не имеет каких-либо отверстий для глаз, так как если он действительно вакхан, полагается, что он может видеть вещи также ясно, как если бы он был без маски.

 

Со Сновидцами Лошади консультировались, если хотели получить помощь в обучении специальной военной лошади или бизоньей лошади.

 

Сновидцы Медведя были известны за свои способности лечить раны. Люди, которые видели дважды мужчину и дважды медведя, являются mato kaga, исполнителями медведя. В отличие от остальных людей, имеющие подобные видения,  исполнитель медведя полностью оборачивался в целую шкуру медведя и, притворяясь, нападал на людей, отчаянно рычал и пугал детей. Эти действия проводятся, когда люди возвращались из военного похода израненными. Исцеление также благоприятно для сломанных костей. 

 

Процесс лечения требует четырёх вечеров, присутствуют все mato kaga. Тот, который является руководителем медвежьих докторов, красит своё тело красным, добавляя чёрные полосы, бегущие перпендикулярно поперёк его глаз. Он носит мешок, сделанный из медвежьей шкуры и содержащий лекарственные травы и мази. Лечение проводится в палатке пациента, которая в течение этого времени является медицинской.

 

Лекарственные настойки и мази применяются с хвостом чёрного оленя или с пером орла. Жир медведя растирают вокруг раздувшийся раны. Mato kaga красит тело пациента красным, и его выносят из типи. Процессию возглавляют две женщины, несущие трубки. Пациент следует за ними, его сопровождает mato kaga с помощниками, остальные - mato ihanblapi , медвежьи сновидцы. Все идут и поют специальную молитву. Пение продолжается, пока процессия на возвращается в типи пациента. Было общепринято дарить лошадей, одежду, и другие предметы потребления тем, кто выполнял церемонию лечения.  

 

 

 

 

Подробную информацию по обществам можно почитать в следующих источниках:

 

Wissler, Clark. Societies and Ceremonial Associations in the Oglala Division of the Teton Dakota. American Museum of Natural History, Anthropological Papers, Vol. 11, Part 1, New York, 1912.
 
Densmore, Frances. Teton Sioux Music. Bureau of American Ethnology, Smithsonian Institution, Bulletin 61, Washington, DC, 1918. ("Military Societies" pp. 311-331)

Mails, Thomas E. The Mystic Warriors of the Plains. Doubleday & Co. Inc.,
New York, 1972:   

                          (Часть 1)   (Часть 2)    (Часть 3)

 

Mails, Thomas E. Plains Indians: Dog Soldiers, Bear Men and Buffalo Women. Bonanza Books, New York, 1985. ("The Non-Graded Societies, The Sioux as Example" pp. 225-254)

 

 

 

 

 

на главную





Сайт управляется системой uCoz