на главную



Борнали Хелдер

 

Мифы Лакота Сиу о географических объектах

 

Lakota Sioux Myths of Place

 

2002 by Bornali Halder

 

Перевод с английского Орлиного Пера – Новосибирск, 2006

 

 

Введение. Чёрные Холмы

 

Чёрные Холмы Лакота полагают, что Чёрные Холмы содержат священные составляющие, которые находятся в пределах их наиболее священных участков. Среди них – Пик Харней, Башня Дьяволов и Медвежий Бьютт. Окружение Холмов, не входящее в пределы священной области, является долина красной глины, известная Лакота как Гоночный путь (okiinyanke или ki inyanka ocanku).

 

Многочисленные истории собраны о Чёрных Холмах или Хе Сапа, как говорят Лакота. Холмы были священными не только для Лакота, но и для других племён Равнин, например для Шайеннов, Арапахо и Кайова. История возникновения Лакота, рассказанная выше, сосредотачивается на Пещере Ветра в Чёрных Холмах. Действительно, многие старейшины говорят о Чёрных Холмах как о центре вселенной, как о трамплине жизни Лакота и центральной точке, от которой Лакота изучали пределы, посещая все четыре направления континента.

 

Чёрные Холмы Часто – обычно ежегодно в течение лета – различные группы Лакота собирались в регионе Чёрных Холмов, чтобы держать большой межплеменной совет и провести различные церемонии. Но люди не единственный вид, которые регулярно собирались в Чёрных Холмах. Традиция Лакота говорит, что животные и птицы также проводили свои советы там. Описывая функции общества Владельцев вороны, Орлиный Щит сказал Денсмор:

 

«Ворона всегда первая приходит на собрание животных в Чёрных Холмах. Причиной тому, что Чёрные Холмы были так долго неизвестны белому человеку, являлось то, что Вакантанка создал их как место собраний для животных. Индейцы всегда знали это и уважали волю Вакантанка. В соответствии с этим законом им запрещалось убивать любое животное во время их больших слётов. В Чёрных Холмах существует горный хребет, земля вокруг которого ровная и покрыта травой, это место называется «направление гонки».  Это то место, где животные проводят  гонки во время своих собраний. Даже маленькие животные, подобные черепахи,  там. Сначала всегда прилетает ворона, затем другие птицы, потом животные, в то время как насекомые и существа подобные передвижению лягушки приходят последними. Иногда животным  необходимо десять лет, чтобы всем собраться, так как они идут из далека и становятся лагерем везде, где их настигает зима» (1918: 319)[1].

 

Гоночный путь

 

Подобно всем мифам, существует несколько версий истории о Гоночном пути. Следующая история, реконструкция сказанного Николасом Чёрным Оленем[2].

 

«Однажды, все животные и птицы вселенной собрались в Чёрных Холмах, чтобы решить путём гоночных соревнований, какая из наций станет процветать, а какая бороться. Двуногие и птицы были на одной стороне, а четвероногие на другой. Если бы двуногие выиграли гонку, они стали бы есть четвероногих, однако если бы выиграли четвероногие, они бы стали есть двуногих и птиц. Гонка началась, и животные и птицы побежали вокруг Чёрных Холмов.

 

Так как гонка длилась долгое время, сорока решила сесть на ухо бизону и остаться там. Время от времени сильный ветер помешал бы продвижению птиц, но не побеспокоил бы четвероногих; в тоже время жара сделала бы упорства четвероногих бесполезными, но она, кажется, не волнует птиц. Птицы вырвались в лидеры, пока не обрушились дожди, которые убили некоторых из них. Однако умная сорока сидела на ухе бизона.

 

В конце концов, бизон вырвался в лидеры. Все четвероногие начали ликовать. Грядущая победа в гонке, подразумевала, что четвероногие будут превосходить все остальные виды. Когда бизон приблизился к линии финиша, сорока внезапно слетела с его уха и устремилась к цели.

 

Сорока выиграла гонку от имени двуногих и птиц. Громовое Существо официально объявил сороку победителем и наградил её радугой, которая теперь объясняет почему у сороки  красочный хвост. Он также объявил, что птицы могут двигаться весь год вокруг, потому что они понравились. Двуногим людям были дарованы лук и стрелы. Громовое Существо сказал их представителю: «С этим оружием племя вырастит и станет сильным. Возвращайтесь к вашему племени и обучите их изготовлению луков. Теперь вы можете охотиться на бизонов». Громовое Существо также сказал людям, там, где проходила гонка, находится сердце земли».

 

Некоторые версии гонки говорят, что в борьбе и усилиях добежать и выиграть гонку, животные и птицы потеряли много крови. Эта кровь оставила цветной след, что ограничивает холмы. Другие говорят, что гонка создала Чёрные Холмы, то есть перед гонкой место было таким нежным и воздушным, что гонщики так втоптали землю вниз, что получился след, в пределах которого возвысилась земля. Сегодня много молодых Лакота организуют гоночные марафоны вокруг Чёрных Холмов, чтобы отдать должное первому большому пробегу.[3]

 

Пик Харней

 

Пик Харней Пик Харней самый высокий в Чёрных Холмах. Он – место проживания Вакинйан и считается сердцем мира и вселенной. Николас Чёрный Олень получил своё первое видение о Шести Праотцах на Пике Харней когда ему было девять лет. До сих пор, пик – важное церемониальное место. Пик связан с историей Падающей Звезды:

 

«В  этом месте, бэнды разбивали лагерь около Пика Харней в Чёрных Холмах. Каждый день нападал красный орёл и воровал маленьких девочек, он относил их на вершину горы и там убивал их. Люди пытались подстрелить красного орла, но терпели неудачу. Они молились Падающей Звезде, и после семи дней (после того, как семь девочек были убиты), она пришла. Она подбила орла и поместила духи этих семи девочек на небо в виде созвездия – плеяд, на Лакота - wincincala sakowin или «семь маленьких девочек» (Goodman 1992: 3).[4]

 

Башня Дьяволов

 

Башня Дьяволов Башня Дьяволов находится на северо-западном крае Чёрных Холмов и на языке Лакота называется  Матхо Тхипила (Mato Tipila), или Медвежий Дом. Лакота объясняли её происхождение следующим образом: группа Лакота разбила лагерь в Чёрных Холмах. Однажды две маленьких девочки гуляли вдали от лагеря и потерялись. Их выследили медведи и погнались за ними. Когда они побежали, с ними заговорил голос, посоветовав им взобраться на вершину небольшого холмика. Девочки поднялись на верх холма и спрятались там от медведей, которые поднимались на верх в след за ними.  Внезапно земля задрожала и заскрипела, и странный голос приказал холму расти. Он поднялся из земли и понёс девочек высоко в небо. Так как холмик рос выше и выше, медведи ревели от гнева и цеплялись за края, но не смогли достичь девочек. Дети оказались в безопасности, но не знали как им спуститься обратно. Странный голос появился снова, и обратился к птицам за дружественной помощью. Появилось много птиц. Каждая девочка села на спину птицы и полетела обратно к лагерю своей группы, где было безопасно. Голосом была культурная героиня Лакота – Падающая Звезда, которая к тому времени возвратилась в свой дом на небе.

 

Воин Мникховожу Белый Бык рассказал другую версию происхождения Башни Дьяволов. Некоторые Лакота всё ещё ухаживают за черепом бизона, оставшимся на вершине Башни Дьяволов. Если его там больше нет, то его либо украли, либо убрали:

 

«В  племени Сиу давным-давно  был храбрый воин, который часто один ходил в дикое место, где он в одиночестве молился Великому Духу. Однажды этот воин взял с собой череп бизона и один отправился в дикое место, чтобы помолиться. Расположившись у подножия Матхо Тхипила, он молился в течение двух дней и внезапно оказался на вершине этой высокой скалы. После обращения к Великому Духу, он пошёл спать. Когда он проснулся, он был рад узнать, что вновь оказался у подножия этой высокой скалы. Он увидел, что стоит у входа в домик огромного медведя, так как вокруг были гигантские медвежьи следы. Он понял, что трещины в большой скале были сделаны когтями огромного медведя. С этого момента его народ называет эту скалу Матхо Тхипила, и они ходят туда для молитв. Бизоний череп всё ещё на вершине этой большой, высокой скалы»  (в Gunderson 1988: 51, 53)[5]

 

Медвежий Бьютт[6]

 

Медвежий Бьютт Согласно одному лакотскому мифу, в древние времена, гигантский медведь и динозавро-подобный водяной монстр unktegila, схватились в страшной битве, которая продолжалась дни. Эти два чудовища так отчаянно бились, что заполнили долины реками крови. Наконец unktegila сильно ранила медведя своими зубчатыми зубами, и медведь уполз подальше, чтобы умереть. Тогда  земля прорвалась, и темнота охватила землю. Огонь и пепел, вода и грязь изрыгались из недр земли в небо. Также быстро, как начался этот хаос, всё прекратилось, воздух вновь стал чистым  и ясным. Тело медведя исчезло. На его месте образовался высокий холм, который всё ещё грохочет и тлеет. Холм выглядит как тело спящего медведя и поэтому был назван так.

 

Медвежий Бьютт Другая история, касающаяся названия Медвежьего Бьютта более поздняя. Регион Медвежьего Бьютта северной стороны Чёрных Холмов, был местом регулярных встреч бэндов Лакота. Всеобщие советы и церемонии, как Поиск Видений и Танец Солнца проводились там. Когда-то, около 1840 года отец Неистовой Лошади искал видение не вершине высокого холма. Старший Неистовая Лошадь был известным святым мужем, и он пошёл на холм, чтобы найти помощь духов. Там Вакантанка явился ему в образе медведя и дал ему силу преодолевать преграды и побеждать врагов. Святой муж попросил, чтобы такой же священный дар был дан его сыну, молодому Неистовой Лошади. Просьба была удовлетворена и после этого, холм с крутыми краями стал известным как Матхо Паха или Медвежий Бьют.  

 

 

Плохие земли (Бэдлендс)

 

Макха Шича, или Плохая земля, находится около географического центра территории Лакота, фактически являясь смежной с Чёрными Холмами. Каменистый ландшафт кажется пустынным и бесплодным для европейского глаза, но для Лакота регион наполнен духами.   Люди хоронили там своих умерших, искали видения и проводили Танец Солнца.

 

Плохая земля Мифология Лакота рассказывает о происхождении Плохих земель, мифологически объясняя их вулканическое прошлое. Когда-то вся земля, что лежит к востоку от Чёрных Холмов, была пышна и зелена, покрыта деревьями и растениями, сквозь которые протекали прозрачные реки и проходили тропы многочисленных животных. Регион был мирным для Лакота, там не существовало межплеменных столкновений.

 

Однажды одно племя пришло с запада, остро нуждаясь в одежде и еде. Из-за своей жадности и голода, они вытеснили все другие племена и отказались примириться, когда им предложили подарки, священные трубки, молитвы и пожелания. Ничто не могло убедить это племя разделить щедрость земли. В конце концов, изгнанные племена собрались вместе и заключили союз, чтобы прогнать жадное племя.

 

В день их выступления, Вакантанка возмутил небеса и землю. Он заставил тёмные облака скрыть солнце, молнию сверкать во тьме, гром греметь на небе, пожар гореть на земле, землю трястись и качаться. Обширная пропасть открылась в земле, куда упали люди, животные, растения и родники. Шторм прекратился также внезапно, как и начался. Некогда пышная земля превратилась теперь в абсолютно каменистую пустошь, на которой никогда ничего не может расти.

 

Плохие земли содержат окаменелости, оставшиеся от динозавро-подобных unktegila – больших водных монстров, каждый из которых имел один глаз, спинной хребет подобный зазубренному краю, красные волосы на всем протяжении тела и рог посередине лба. Unktegila регулярно боролась с Вакинйан или Громовым Существом, который живёт в Чёрных Холмах. Метательные снаряды Вакинйана можно также найти в Плохих землях в виде угле - подобных  камней, называемых на Лакота «kangitame».

 

 



[1] Frances Densmore. 1918. Teton Sioux Music. Bureau of American Ethnology, Bulletin 61. Washington DC: Smithsonian Institution.

[2] Николас Чёрный Олень – ранний перевод его имени на русский язык с Лакота (Hehaka Sapa, где Hehaka означает Американского Благородного Оленя или Вапити, а Sapa означает чёрный) и с английского (Black Elk, где Black – чёрный, Elk – в американском английском означает Вапити, Благородного Оленя, в то время как термином для лося является слово moose) как Чёрный Лось, был  не совсем точным. (Прим. переводчика).

[3] Raymond J. DeMallie, ed. 1984. The Sixth Grandfather: Black Elk's Teachings Given to John G. Neihardt. Lincoln: University of Nebraska Press.

[4] Ronald Goodman. 1992. Lakota Star Knowledge: Studies in Lakota Stellar Theology. Rosebud, SD: Sinte Gleska University.

[5] Mary A. Gunderson. 1988. Devils Tower - Stories in Stone. Glendo, WY: High Plains Press.

[6] Бьютт (англ., Butte) – географич. название, означает одинокий невысокий холм, гору. (Прим. переводчика).



на главную





Сайт управляется системой uCoz