Марджори Энн Напеваштевин Шутцер, MA psy.
Winyanktehca: человек с двумя душами
Отчёт, представленный для Европейской Сети Профессионалов по Транссексуальности, август 1994.
Marjorie Anne Napewastewin Schutzer, MA psy.
Winyanktehca: Two-souls person
Paper presented to the European Network of Professionals in Transsexualism, August 1994
Перевёл Орлиное Перо, - Новосибирск, 2005
В программе после моего имени, существует примечание, которое читается как
"Kobenhavn, Danmark." Чтобы содержание отчёта соответствовало времени, я хотел бы процитировать
Лорда Байрона, который сказал: «Я стоял среди них, но не с ними».
Я – Сихасапа Лакота, или точнее говоря, я из племени Чёрноногих. Мы – одно из семи племён
нации Сиу. Я – коренной американец. Старинное слово "Winyanktehca", сегодня имеет простую
трактовку - "winkte", означающее человека с двойственной душой, или боле точное, «быть как
женщина». (Я хотел бы сказать, что в этой речи, я буду использовать слово winkte синонимично
«трансвеститу» в любом направлении). Я – Вакан для своих людей, я являюсь священным и
таинственным, я – духовный человек. Дедушки говорят мне так. Я ступаю по следам своих предков
и моё духовное развитие на «земле выше сосен». Антропологи называют меня «Berdache», но это не
правильно. Это слово проделало длинный путь из своего начала в Аравии. Оно означает
«сохранённый мальчиком»…это – не я. Западное медицинское сообщество называет меня
«транссексуал», но это также не соответствует полностью истине. Я – winkte, я – скрещенный
пол. Мои люди видят во мне многие стороны, я не должен бороться за положение в моём обществе,
чтобы меня приняли. Я уже занимаю своё место, очень специфическое и священное. В моей культуре
я представляю мостик через фундаментальную трещину, которая разделяет нас: людей от людей –
gender (пол, наследственность, происхождение, генотип).
Я получил своё определение через видение «Anog Ite» (женщина Двойное Лицо), из чрева которой
я появился. Она предложила мне выбор. Лакота божественность никогда не выбирают. Моя смена
половой наследственности была продиктована духами. Один наш вичаша-вакан, или иначе священный
человек, Джон Хромой Олень, сказал в своей книге «Хромой Олень, Искатель видений»: «Winkte –
люди, которые одеваются подобно женщинам, напоминают женщин и живут как женщины. Они поступают
так по собственному желанию или выполняют свои видения. Они не похожи на других людей, но
Вакантанка сделал winkte, и мы принимаем их такими. Для нас человек такой, какова его природа,
или видения, которые движут им. Мы принимаем его таким, каким он хочет быть. Это – его».
В нашем племени мы ходим к winkte, чтобы дать младенцу секретное имя. Они одарены
пророчеством, и тайное имя, полученное ребёнком от winkte, как полагается, является особенно
мощным и эффективным. В прошлом, отец ребёнка давал winkte прекрасную лошадь взамен такого
имени. Если природа возлагает бремя на человека, она также наделяет его силой, и то, что я
выполняю своими руками «высоко востребовано». Anog Ite поставил мои ноги по обе стороны
«линии», и я могу смотреть в сердца и мужчин и женщин. Мы - охотники, и мы содержим наш
дом, мы готовим и шьём бисером. Я…избрал свой путь, я и иду по нему. В языке Лакота не
существует каких-либо конкретных местоимений, потому ребёнок – просто ребёнок до четырёх
или пяти лет, когда он начинает проявлять себя. Я также имею место в этом….вашем обществе.
Мой народ всегда относился к winkte с опасением, почтением, и до того, как белый человек
прибыл в Новый Свет, мы были очень важны. Но наше число сокращалось, и мы начали скрываться
даже среди своих, потому что наша религия была атакована и разрушена западным отношением.
Из-за высокомерного влияния белых мы почти исчезли. Из-за огромного различия между европейским
обществом и обществом коренных американцев, различия, которые теоретически управляют
поведением соответствующих полов и ролей полов, мы должны спросить себя, «Что утеряно?».
Возможно, что в пределах интерпретации коренных американцев мы видим то, что не может понять
западная точка зрения? Будучи Лакота, я знаю себя, так как нечто ценное и положение в этом
знании ведёт меня к моёй высшей высоте. Принадлежность к winkte, однако, позволяет мне
полностью свободно достичь сильной идентичности, новизны, и активной внутренней жизни, которая
является характерной для взрослой индивидуальности и развивает её.
Мы – «шаманы». Мы призваны дарить тайну и сильные имена новорождённым, имена, которые будут
сопровождать человека всю жизнь, и могут привести его к известности. Сидящий Бык, Чёрный Лось,
даже Неистовая Лошадь имели тайные имена winkte, которые знали только несколько людей.
Эти имена часто очень сексуальны, даже забавны, очень откровенны. Вы не можете сказать
незнакомцу такое имя, он слишком мал для этого! С нами консультировались, как с духами о успехе
предстоящих сражений. Мы очень близко стояли к военным делам, мы даже критиковали их.
Мы лечили раненных, нам давали на хранение скальпы, и мы несли их в лагерь. Мы руководили
танцами победы, которые следовали после завершения удачного налёта. Некоторые племенные
советы не принимали решений без нашего совета. Нас приглашали проводить похороны. Существуют
некоторые лекарственные травы, известные только винкте. Наиболее священный из наших церемоний,
Танец Солнца, не мог начаться без нашего выбора и установки священного столба. Но более важное
то, что, как полагалось, наша сила могла простираться за пределы нас самих, и затрагивала
других. Процветание и благополучие народов в некоторых обществах коренных американцев зависело
от их винкте. Один из главных аспектов, который отличает винкте в наше родной культуре,
является тем, что мы предпочитаем работу другого пола. Это ключевая черта в направлении
коренных американцев, была, возможно, наименее важной для западного общества, так как белые
не оценивают положение женщин, так или иначе. Пересечение этих границ требует необычайной
сильной силы воли… и тех, кто смотрит на нас глазами духов…они тогда поймут это.
Что западная цивилизация потеряла с её очевидным недостатком аналогов винкте, действительно
проводящее гонение на посредничество между полов? Растрата потенциала индивидуума,
спровоцированная подавлением, влечёт за собой потерю «винкте, посредников духов», которые
обслуживают мужчин и женщин, понимая позиции обоих. Нужно поднять вопрос, могут ли мужчины
и женщины сегодня или когда-либо достичь взаимопонимания и единения, когда мужчины,
проявляющие качества женщины, и женщины, ведущие себя как мужчины, подвергаются гонениям и
притеснениям? Опасность, связанная с этими ненормативными поведениями, стоит перед каждым
мужчиной и женщиной, которые ищут психическую интеграцию, независимо от их эмоциональной и
сексуальной ориентации. Это слишком очевидно посредством наблюдения за обществами, которые
делают пол человека минимальным отличием соответствующего поведения, и когда общества
максимизируют половое различие, тогда мы видим, что винкте могут не только стать открытыми и
получить распространение, но они могут даже быть необходимыми. Западные представления о мужчинах и женщинах не столь гибки,
как у «oyate ikce» (коренных народах). Сильные вспышки ненависти или гнева к винкте,
сопоставимые с западным выражением гомофобии, никогда не были засвидетельствованы в истории
коренных американцев. Однако, биологическое, а не социальное определение различий полов,
продолжает существовать у популярного и научного мышления запада. Но, являясь по биологии
мужчиной, и жить как мужчина, не обязательно одно и тоже. Винкте не представляют угрозы твёрдой
идеологии джендера; мы скорее рассматриваемся подтверждением гуманности оригинального
дородового единства, мы - представители формы солидарности и единения, которая превосходит
разделение людей на мужчин и женщин. Винкте не являются преобразованными, и не в полной мере
для них правильно изменение биологического пола на противоположный, а скорее приближение
последнего, изменение социальной ориентации, и конечно сегодня, его физического аспект, занимая
промежуточный статус, который сокращает границы между категориями полов
пока наше восприятие продолжает фильтроваться через двойную идеологию джендера, и
произвольные различия, основанные на биологическом поле, поддерживаются, винкте не могут
рассматриваться теми, кем она являются в действительности. То есть как поведение третьего
пола. От двойного представления о полах, винкте может только поддерживать поведение одного
из двух «реальных» полов, и это имитация, которая неизменно низка и поддельна. Те поведения,
несоответствующие биологическому полу индивидуума, подобно переодеванию в одежду другого пола,
и соответственно воспринимаются. Но сравнение мужчин, женщин и женственных винкте, неизменно
показывают большее о женском взгляде (обычно отрицаемого) по отношению к винкте. В свете
"открытия" третьего пола, все эти представления должны быть переоценены. Каждый может взять
вдохновение из общества, где индивидуальность и сообщество не всегда существуют в конфликте.
В нашей работе мы должны помнить...наиболее важная цель, которую мы должны понять с нашими
товарищами, состоит в том, чтобы дать им понять этот смысл цельности и внутренней солидарности.
Фактически, эта цельность и солидарность, которую ищут все люди. Она придёт только через наше
понимание того, что статус винкте лежит вне границ категорий полов, который биологически,
культурно и социально на определён. Мы достигаем промежуточного статуса пола, биологически
того же самого, но культурно отличного. Многими способами, социальными, юридическими, в
психологическом отношении и даже сегодня возрастом, физиологией, западная традиция все еще
игнорирует индивидуальные побуждения наших винкте, не воспринимая нас как категорию, и
навешивая ярлыки на подобных нам людей, говоря, что нам так будет лучше.
Такое половое разнообразие всегда рассматривалось как признак более низкого социального
развития. Фактически, отвечает на это 19-ое столетие Викторианской Америки, различие полов
у аборигенов подобно испанцам, так как мы видим это сегодня по всему миру, и это проявляется
в каждом из нас, - центральное противоречие в нашей основной системе вер. Фактически, когда
речь идёт о традиционных ценностях коренных американцев, невозможно полностью положиться на
западные исследования этих вопросов, так как они неизбежно искажают это фантастическое явление
в целом. Это без сомнения тот ключ, где сами винкте должны быть понятны, должны достигнуть
каждого, принимая это.
С признанием третьего статуса пола, проблема транссексуальности или модели скрещенных полов
становится ясной. Например, человек, который становится женщиной, вносит вклад в общество как
женщина. Но с глубоким пониманием положения винкте, новые, уникальные и редкие вклады в
общество станут более возможными. Общество может только извлекать выгоду, признавая три,
вместо двух, полов. Такая реорганизация пола на порядок увеличивает выбор индивидуального
поведения и аналогов. Третья роль пола винкте, та, которая открыто существовала в пределах
ежедневной структуры культуры Лакота, и является наиболее выдающимся социальным изобретением
Северной Америки.
В одно время я думал, что будет мудро, если признать свои собственные ограничения, и тогда
станет возможно работать в пределах тех ограничений. Однако теперь я убежден, что необходимо
рассматривать этот факт противоположно. Только очень мудрый человек может знать все свои
собственные возможности и работать во внешних пределах этех возможностей. Нам необходимо,
отдавая дань нашей профессии, нашим клиентам и себе непосредственно, признать наши собственные
возможности и затем в ответ на то признание двигаться по кругу жизни «целителей», чтобы
помогать тем, кто нуждается в нашей помощи, в то время как мы сами стоим на разных сторонах,
и мой вызов вам сегодня… просто…«помните основы».
Attribution: Schutzer, NapeWasteWin (1994) Winyanktecha - Two Souls Person Conference of
the European Network of Professional on Transsexualism, Manchester, England, Published by
co-ordinated of the gender team, Free University Hospital Dept. of
Endrocrinology/Andrology, P.O. Box 7057, 1007 MB Amsterdam, The Netherlands
|