Hin
Thama’heca
ПАУВАУ КОРЕННЫХ АМЕРИКАНЦЕВ
Макха Лута, - 2005
Перевод с английского Орлиного Пера, - Новосибирск,
2005
Наши паувау проводятся согласно
правилам, которые являются достаточно строгими, но могут различаться в
зависимости от места проведения. Главное отличие существует между так
называемыми паувау Северных Равнин и Южных Равнин. Но по существу, имеется общая
последовательность, в которой проходит паувау. Северные паувау – это паувау в
северных штатах, и на Северо-западе, как
Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана, Вайоминг, Миннесота, Вашингтон, Айдахо,
Колорадо и др. Южные паувау проходят главным образом в штате Оклахома, а также
в регионах подобных штату Техас, Теннеси, Миссури и т.д.
Южные паувау имеют более строгий
протокол чем Северные паувау. Обычно на южных паувау перед началом праздника
проходит Танец Тыквы (Gourd Dance). Главным образом делается три сессии танцев:
ночью в пятницу и в субботу, и в воскресенье в полдень. Главный барабан с
главным певцом находится в центре круглой танцевальной арены, а любые
дополнительные барабаны расположены вокруг края танцевальной площадки. Не
существуют соревнований барабанов, нет
распродаж и чествований.
На северных паувау не существует
Танца Тыквы, вместо него идёт соревнование барабанов. В большинстве случаев в
центре нет барабана, все барабаны расположены по кругу вдоль края арены, их
звучание идёт по кругу. Нет «главного певца», он называется «хозяин барабана».
Обычно проходит пять сессий танцев - в
пятницу ночью, в субботу в полдень, в воскресенье в полдень и в воскресенье
ночью.
Каждое паувау открывается Великим
Входом (Grand Entry). Все танцоры в регалиях участвуют в этом. Танцоры заходят
на танцевальную арену извне с востока, танцуя один позади другого под
специальную песню Великого Входа. Последовательность определена заранее и
управляется Руководителем Арены. Великий Вход возглавляется флагоносцами, это
чаще всего самые уважаемые ветераны, они первыми несут «Индейский флаг» (шест с
орлиными перьями), затем американский флаг и другие дополнительные флаги
(например, флаги племён, флаги штатов, или флаги национальных организаций).
Ветераны или современные «воины»,
пользуются самым высоким уважением среди всех племён, и это причина их
сопровождения почётным караулом из «Цветной охраны» (Color Guard), которая
состоит из действующих военнослужащих. Они обычно одеты в свою униформу, часто
с орлиными перьями на головных уборах.
Затем следуют специально
удостоенные люди, как, например Комитет паувау, ведущий, ведущая танцовщица, и все принцессы паувау.
После них идут танцоры различных категорий: танцоры тыквы (на юге),
традиционный стиль (северный и южный прямой), танцоры травы, фенсеры, женский
традиционный стиль, джингл денс, танец фенси шаль. После взрослых идут подростки (обычно 12-17
лет) в той же самой последовательности, затем следуют дети (обычно 8-12 лет,
иногда 6-7 лет), и завешают самые маленькие, «Тини Тотс» (обычно до 7 лет). Все
танцоры, которые участвуют в танцевальных соревнованиях, носят порядковый
номер, который регистрируется, когда они заходят на арену.
Как только все танцоры заходят на
арену (на самых больших паувау с сотнями танцоров, это может занять час и даже
больше), исполняется Песня Флага. Эта песня подобна государственному гимну, это
дань уважения к флагам и к тем, кого они представляют. Американский флаг
расценивается больше как символ земли
Америки, а не как политическая регалия. Другие
чествуют флаг из уважения к NDN ветеранам, которые воевали в составе
американской армии.
Воинам и ветеранам всегда оказывали
высокое почтение среди народа NDN,
зародившиеся традиции воинских обществ в
Бизоньи Дни дали высокое понимание того факта, что без воинов, которые защищают
племя, оно конечно погибнет. Это всё ещё в какой-то степени имеет смысл и
сегодня, поэтому служба в армии США, морской пехоте, флоте и воздушных силах принимает место прежних воинских обществ. Соблюдая
эту традицию, чествуются все солдаты и ветераны, а не только NDN. Один из вариантов этого состоит в
том, что в начале каждого паувау их поминают специальной песней. В течение этой
песни, танцоры обычно танцуют на месте. Иногда выполняется Танец Ветеранов,
который исполняется всеми ветеранами и действующими солдатами и членами их семейств.
Песня Чествования ветеранов (Veteran's
Honoring Song), каждый с уважением слушает эту молитву по отношению к племенным
старейшинам или другим уважаемым людям. Чаще всего она исполняется на
национальном языке, обычно без перевода. Молитва – для успеха паувау и для
благосостояния всех участников и посетителей.
Первым танцем на Южных паувау
является Танец Круга (Round Dance), в течение которого мужчины образуют
внутренний круг, а женщины внешний. Этот танец иногда называется Танцем Победы
(Victory Dance). На Северных паувау, первым танцем является либо Сник-Ап (Sneak-Up),
либо Межплеменной танец (Intertribal Dance), в котором может участвовать
каждый.
Первые танцы паувау – это
Межплеменные (Intertribals), их смысл заключается в том, что они не принадлежат
к какому-то конкретному племени, и могут исполняться любым человеком в
независимости от племенной принадлежности. Межплеменной – это тот тип танца, в
котором могут участвовать все танцоры всех категорий танцевальных стилей, всех
возрастов, мужчины, женщины, дети, даже те,
у которых нет танцевальных регалий. Правда, женщинам необходимо взять
танцевальную шаль (прямоугольный кусок матери с длинным краем). Мужчины обычно одеты в свои регалии, за
исключением певцов, которые танцуют (когда не поют, - прим. перев.) с барабанными палочками. Существуют паувау, которые состоят
почти исключительно из Межплеменных, это обычно маленькие паувау, более
традиционные без танцевальных соревнований. Межплеменные – сердце паувау, это
тот случай, когда может танцевать любой, это тот танец, где вы можете говорить
и шутить во время танца, это также возможность проверить свои способности.
Помимо Межплеменных, существуют
также танцы различных категорий, в которых участвуют танцоры со специфическими
регалиями этих категорий. Они обычно
имеют вид соревнований, но иногда проводятся как показательные
выступления. Танцевальные стили делятся
на мужские и женские, и также по возрасту. Возрастные категории называются:
«Тини Тотс» (Tiny Tots), танцуют самые маленькие (обычно до 7 лет); «Маленькие
мальчики» и «Маленькие девочки» ("Little Boys" и "Little
Girls"), это дети обычно 8-12 лет, «Юноши» ("Junior (или Teen)
Boys") и «Девушки» ("Junior (или Teen) Girls"), обычно 13-17
лет; взрослые (мужчины и женщины), а также «Золотые года» ("Golden
Age"), мужчины и женщины от 50 лет. Мужские танцевальные стили:
Традиционный танец (подразделяется на Северный и Южный Прямой), танец Травы (Grass
Dance), Чикен денс (Chicken Dance)
и Фэнси. Женские стили: Традиционный (танец с шалью, Buckskin, Северный и Южный
варианты), Звенящее платье (Jingle Dress), и Фэнси с шалью. Эти категории также
характерны для юниоров и иногда для детей. Когда не существует достаточного
количества танцоров для определённого танцевального стиля, всех мальчиков
объединяют в одну категорию – «Мальчики», точно также и девочки, могут быть
объявлены как «Девочки».
На паувау могут также
присутствовать социальные танцы. Это танцы, где вы можете танцевать без регалий
вместе с аудиторией, также танцы с партнёром. Танец Круга (Round Dance) –
характерный социальный танец, также Два Степа, и танец Кролика (Rabbit Dance).
Эти танцы приносят веселье на паувау, позволяют поучаствовать зрителям и внести
вклад в социальные отношения мужчин и женщин.
В конце каждого паувау флаги
выносятся из арены под специальную танцевальную песню. Иногда все танцоры
пожимают руки друг другу, когда выходят в танце с арены. Если на паувау были
соревнования, то сначала объявляются победители, начиная с самых молодых и
заканчивая мужчинами традиционного стиля танца. Победители объявляются в
следующем порядке: сначала победитель, занявший третье место, затем победитель
со вторым местом, завершает призёр
первого места. Обычно в начале называется номер танцора, затем имя и племя. На
северных паувау, все обычно остаются на арене, пока не объявляются победители.
На южных паувау проходит танец Победы, где все победители и их семейство и
друзья танцуют в круге, часто на одном месте арены.
MC вновь благодарит всех, кто
пришёл и желает им благоприятной дороги домой, а также выражает свою надежду,
что увидит их снова на следующий год.
В течение паувау бывает обычно
много продавцов и торговцев и точек с едой, вы можете посмотреть и купить
что-нибудь. Также, существует территория в лагере для людей, остающихся на
выходные с друзьями. Могут проходить другие, связанные с паувау события,
например выставки, художественные демонстрации, родео и т.п.
Насколько значение паувау
духовно, трудно описать. Каждый человек имеет свою причину для приезда на
паувау, и поэтому получает разное духовное значение от своего участия.
В тексте использованы фотографии с паувау в Стенфорде, США, 2004 года.