Мэтью
Кинг Старейшина
Лакота Перевод
с английского Орлиного Пера, - Новосибирск, 2008.
Ощущение чего-то
необычного преследовало нас подобно чёрной тучи, когда мы вошли в резервацию Пайн Ридж. Возможно это из-за
пейзажа, бесконечная, холодная, суровая земля простирается до тёмного горизонта
между священными Чёрными Холмами и Плохими Землями в Южной Дакоте. Покинув Рапид Сити, впереди мы увидели возвышающиеся
красные и бледно-лиловые скальные шпили, как в туристических брошюрах, они
поднимались от горизонта, разбавляя монотонный скучный пейзаж. Тогда мы поняли,
что Плохие Земли начинаются не от равнины, они начинаются от подверженной
эрозии необитаемой земли, гротескные красивые формы мрачно переливаются на свету; на закате они
заливаются бурными переливами основных
цветов, от бледно-жёлтого до кровавого оранжевого, и до
ярко-алого. Мы ищем Мэтью Кинга,
известного традиционалиста народа Лакота. («Не называйте нас Сиу», - предупреждают нас неоднократно:
«Это название дано белым человеком. Мы – Лакота!»).
Мы, наконец, прибываем в небольшое
резервационное сообщество Киле, - школа, пара магазинов, кафе, перекрёсток
шоссе, переходящий в грязь, и кучка обветшалых административных зданий. Тощая
собака соседа угрожающе рычит, но держится на расстоянии, а мы стучим в дверь
Мэтью Кинга. Невысокий, седой человек с
задорным взглядом встречает нас. «Входите!». Он ведёт нас через кухню в
гостиную комнату, бедно, но уютно обставленную, и приглашает нас присесть на
видавшую виды кушетку. А сам садиться на стул перед нами. Хотя в комнате и мало
света, улыбка Мэтью компенсирует это с лихвой. Стена позади него, оклеенная
картоном, вся испещрена маленькими
отверстиями. «Мерзавцы из Племенного Совета сделали
это», - говорит он, пожимая плечами. «Они обвиняли меня в защите людей из ДАИ,
и расстреляли мой дом. Дробовик выстрелил прямо через окно. Моя внучка лежала
тут же на кушетке, прямо там, где вы сидите. Я ни чего не делал. Они никогда не
признаются в этом. Но мы знаем, кто это был. Позже тех парней избили, но мы ни кого не убили. Я говорю нашим мальчикам: «Не убивайте
их! Я не верю в насилие. Но если я возьму в руки оружие, я могу причинить много
вреда. Я – индейский воин. Я буду сражаться, пока они не убьют меня!». Он
отмахнулся своей рукой, когда мы попытались объяснить, почему мы здесь. «Да я
знаю, почему вы здесь! Белый человек пришёл на эту землю и позабыл своё
настоящее предназначение. Мы никогда не забывали своего предназначения. И вы
здесь, потому что ищете своё предназначение, которое вы потеряли. Я не могу
сказать вам, каково оно было, но возможно есть какие-то вещи, которые я смогу
объяснить». «Настало
время, когда индейцы говорят миру то, что мы знаем….о
природе и о Боге. Поэтому я хочу рассказать вам то, что я знаю, и кто я есть
такой. Вы парни внимательнее слушайте. Вы должны многому научиться!» Он наклоняется вперёд
на стуле и смотрит на нас, прямо сквозь нас. КТО Я
«Я
индеец. Я один из детей Бога. Моё индейское имя – Благородный Красный Человек.
Таково было имя моего дедушки. Я вождь. Я говорю то, что я должен сказать. Это
моя обязанность. Если я не скажу этого, кто скажет это вместо меня?» «Я индейский пророк. Я
могу видеть то, что придёт. Я предсказываю то, что должно произойти. Я могу
посмотреть в ваши глаза и сердце, и узнать обманываете вы меня или говорите
правду. Я могу увидеть, затеваете ли вы вред индейцам. Называйте меня вождём Лакота. Я представитель вождей. Я иду с Великим Духом, с
Богом. Я говорю с Ним. Великий Дух ведёт меня по жизненному пути. Иногда он
приходит ко мне, и сообщает мне, о чём говорить. В другие времена я говорил
только за себя, за Мэтью Кинга!». СИЛА ТРУБКИ «У меня есть трубка
мира Красного Облака. Мне дали её, когда сделали меня вождём. До этого я бы не
принял её. Он – великий человек. Он принимал все те соглашения. Он боролся,
когда мог и убивал солдат белого человека. Уничтожил Кастера.
У него было много власти. Но я предпочёл бы
решать мои проблемы миром. Я также владею трубкой Чёрного Медведя и
Благородного Красного Человека. Трубка мира наше единственное оружие. Она наша
святая сила. Она – сила Бога. Трубка является посредником между человеком и
Богом. Чтобы получить трубку, получить подарок Бога, вы должны быть чисты
сердцем, головой, телом и душой. И никогда не забывайте, что после молитвы вы
должны жить, жить с Богом. И это сложнее всего!». БОГ ВСЁ УПРОСТИЛ «Бог сделал всё очень
простым. Наши жизни очень просты. Мы делаем то, что нам нравится. Единственный
закон, которому мы повинуемся – естественный закон, закон Бога. Мы соблюдаем
только его. Нам не нужна ваша церковь. У нас есть Чёрные Холмы, и это наша
церковь. И мы не нуждаемся в вашей библии. Наша библия – это ветер и дождь, и
звёзды. Мир – это наша открытая библия. Мы индейцы изучали её миллионы и
миллионы лет. Мы узнали, что Бог управляет вселенной, и что всё, созданное
Богом, наполнено жизнью. Даже камни живые. Когда мы используем их в нашей
церемонии потения, мы говорим с ними, и они отвечают!» КАК ГОВОРИТЬ С БОГОМ «Когда мы хотим стать
мудрее, мы поднимаемся на холм, и говорим с Богом. Четыре дня и четыре ночи без
еды и воды. Да, вы можете говорить с Богом на холме. Вы можете говорить то, что
вы хотите. Никого не там, кто мог бы услышать вас. Это только между вами и
Богом, и никем ещё. Разговор с Богом – это необыкновенное ощущение. Я знаю. Я
был на холме. Дул ветер. Было темно. Было холодно. И я стоял там, и говорил с
Богом!». БОЖЕСТВЕННОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ
«Однажды, когда я был
на холме, я просил Бога дать нам лекарство от диабета. И когда я был там,
кто-то сказал: «Повернись кругом!», и я повернулся вокруг. Передо мной стояла индеанка, невиданной красоты. У неё были длинные чёрные
волосы и прекрасное лицо. Она что-то
держала в своих руках для меня. Это были кедровые орехи, темно-синие орехи
кедра. Она подала их мне, но прежде чем я смог протянуть руку, она исчезла. Я
знаю, кем была она. Она та, кто принесла священную трубку нашему народу. Мы зовём её Женщиной Белого Бизоньего
Телёнка. Её послал Бог, чтобы спасти индейцев. Это было давно. В то время мы
голодали, дети плакали. Наши охотники уезжали далеко, чтобы охотиться на
бизонов и диких зверей, но добычи не было, даже кроликов и птиц. Мы были
наказаны за то, что ушли от Бога, не зная его. Его гнев снизошёл на нас. Но всё же Бог нас любил. Он хотел дать своим детям-индейцам
трубку, чтобы мы могли молиться и говорить с ним каждый раз, когда мы этого
хотели. Поэтому Он послал нам прекрасную Женщину Белого Бизоньего Телёнка с
трубкой. Она взяла связку с трубкой на свою спину, и так понесла её индейцам. Но
по пути она встретила двух воинов. Она опустила свою связку на землю и
посмотрела на них. Они увидели, какой красивой она была. Мужик, ты не сможешь
устоять перед такой женщиной! Ни один мужчина не имеет силы сопротивляться
женщине. Но только не делайте этого! Итак, первый воин испугался, увидев её, он
упал от страха и не двигался. Но другой воин сразу затаил недоброе, потому что
она была очень привлекательна. Она подозвала того, с нехорошими мыслями, и
облако окутало его, а когда облако ушло, он лежал мёртвый, от него остались
лишь кожа да кости. Бог против любых злых мыслей! Поэтому я понял, когда увидел
её на холме, что она была той самой женщиной. Но она исчезла до того, как смог взять те синие орехи из её руки. Позже,
когда я заболел диабетом, я забыл про орехи. Они послали меня к белым врачам.
Они дали мне пилюли. Каждое утро я должен был принимать инсулин. Я провёл много
времени в больнице. Тогда я вспомнил Женщину Белого Бизоньего Телёнка и те
маленькие синие кедровые орехи. Я нашёл несколько, прокипятил их, и получилась
настойка, я выпил её. Это несколько
жёстко, но сахар начал выходить прямо из моего тела. Доктора проверили меня и
были поражены. Они сказали, что диабет ушёл. Мне не нужно было больше принимать
инсулин. Они спросили меня, как я сделал это, но я не сказал. Бог дал нам
лекарство, чтобы помочь людям, но если белый человек получит его в свои руки,
он скажет, что оно стоит очень дорого, и вы
умрёте, если у вас будет недостаточно денег. Лекарство Бога свободно. Бог не берёт плату. Мы
не даём деньги Богу. Мы даём ему наши молитвы, нашу благодарность. И иногда мы
даём ему единственную вещь, которая является всецело нашей: нашу плоть, нашу
боль. Это то, что происходит на Танце Солнца, мы жертвуем Богу нашу плоть, нашу
боль, и никогда молитвы не остаются без ответа!». БЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕПРАВ «Он говорит, что мы
воинственны, но мы миролюбивы. Он называет нас дикарями, но он сам дикарь.
Смотрите, он называет этот головной убор военным. Конечно, мы использовали его
на войне, но большую часть времени он проводил на церемониях, а не на войне. Каждое
перо – за хорошее дело, и в моём уборе их тридцать шесть. Он не символизирует
войну, он символизирует то, чем мы являемся. Когда мы поем песни, он называет
их военными песнями. Но это не военные песни, это молитвы Богу. У нас есть
барабаны, поэтому белый человек называет их военными барабанами, но они не для
войны, они для разговора с Богом. Нет такой вещи как военный барабан. Он видит, как наши воины красят свои лица,
поэтому он называет это боевой раскраской. Но она не для боя, её необходимо
наносить, чтобы Бог смог лучше увидеть наши лица, если мы погибнем. Поэтому,
как же мы можем говорить с белым человеком о мире, если он знает только войну?» ИНДЕЙСКАЯ РЕЛИГИЯ «Индейская религия
столь же стара, как сам Создатель. В нашем жизненном пути старейшины показывают
духовное направление. Тысячелетняя мудрость течёт через их губы. Некоторые
хотят изучить то, что знают наши старейшины. Они находят карнавального вождя,
кто за 250 долларов проведёт для них церемонию потения, и после этого они
думают, что знают всё об индейской религии. Но вы не продаёте религию вашего
народа. И мы точно также не продаём Чёрные Холмы». ЧЕРНЫЕ ХОЛМЫ
«Белый человек хочет,
чтобы мы взяли сто миллионов долларов за наши Чёрные Холмы. Но даже сто
миллиардов долларов было бы мало. И даже четыреста миллиардов! Всё это не
возместит ущерб, который вы причинили. Вы никогда не сможете оплатить нам то,
что вы разрушили и украли. Вы никогда не компенсируете всех тех орлов, которых
вы убили, всех тех бизонов, всех диких зверей. Чёрные Холмы не для продажи.
Чёрные Холмы – это место, где мы вышли
из-под земли, где похоронены наши предки, куда мы ходим проводить священные
церемонии. Они – место рождения народа Лакота. Что, если
бы мы предложили вам сто миллионов
долларов за Ватикан? Вы думаете, что неудачное стечение обстоятельств заставило
нас покинуть эти холмы и уйти на Плохие Земли, как только там нашли золото,
медь, уголь и уран? Теперь вы хотите
уран. Но вы не получите его. Мы опекуны урана бабушки Земли. Вы не можете
владеть им. Вы используете его, чтобы уничтожить мир Бога!». США НИКОГДА НЕ
БЛАГОДАРЯТ «Вы забрали всё и не
дали нам ни чего, но что самое плохое, вы никогда не благодарили нас! Вы должны
изменить ваш путь. А я не должен меняться. Вы – те, кто должен измениться! Я
живу божьей силой, и я делаю то, что Он хочет. Мы индейцы жили хорошей жизнью,
счастливой жизнью, пока вы не пришли сюда и не принесли несчастье. Кто позволил
вам делать это? Вы убили наших людей. Вы убили наших вождей. Вы украли нашу
землю. Но эту землю дал нам Бог. Вы не можете забрать это себе!» Мэтью поднялся со
стула. В его глазах горел огонь. Его слова обжигали, и были едки как серный
дым. Когда он ругает вас, он не имеет в виду какого-то абстрактного белого
человека, он подразумевает вас, в нашем случае, двух людей, сидящих здесь перед
ним. Мы угнетатели, разрушители, убийцы. Мы – враги! БОЖЕСТВЕННЫЙ ГНЕВ:
ПРОРОЧЕСТВО «Я предсказываю много
вещей, которые происходят. Бог собирается судить мир. Он безумен. Мне жаль, что
это произойдёт. Он не хочет уничтожать весь мир. Но каждое существо погибнет, и
пройдёт, возможно, миллион лет до нашей новой жизни. Начнётся снова. Бабушка
Земля будет одна. Она собирается отдохнуть. Всё из-за белого человека. Вы
упадёте, тяжело упадёте. Вы будете плакать и кричать. Вы поймёте, что не
сможете избежать проблемы разрушения мира Богом. Не надейтесь, что сможете
миновать это. Бог сотрёт зло с лица земли. Вы можете видеть признаки этого. На
Западном побережье, вулкан горы Святой Елены – это первая ласточка. И будут землетрясения, возможно половина
Калифорнии и половина Вашингтона, Орегона опуститься в воду. То же самое на
Востоке и на Юге. У вас будут вулканы, землетрясения и ураганы!» Мэтью стоял перед нами
и махал руками, подобно орлу, уходящему от бури. «Это Бог показывает
признаки катастрофы белому человеку, наказывая его за неоплаченный долг перед
индейским народом, разрушая землю за его жадность. И это будет продолжаться до
тех пор, пока вы не оплатите нам то, что вы должны нам, то, что вы обещали нам… Пока вы не дадите нам то, что принадлежит нам! Вы узнаете
самый важный урок: Бог самая сильная сила из всех. Мы индейцы не боимся
умереть. Мы уйдём в лучшее место, поэтому не волнуемся. Мы готовы. Мы только
хотим, чтобы вы знали. Возможно, вы сможете измениться, возможно, вы сможете
остановить, таким образом, то, что приходит. На это очень мало времени. Это
произойдёт. Запишите меня. Сообщите им, что так сказал Благородный Красный
Человек!». БЛАГОСЛОВЕНИЕ Мэтью снова улыбается и
внезапно тёплый свет заполняет комнату. Настроение меняется. Он смеётся: «Не
волнуйтесь, вы парни делает то, что нужно. Бог создал вас для нас. Он послал
вас показать жизнь индейцев. Это хорошее дело. Вы должны быть благодарны за то,
что он выбрал вас!» Кажется, он остался довольным,
когда мы попросили его о благословении. «Поставьте вашу камеру на тот стул, а вы
положите свою ручку там же. Я благословлю ваши вещи, так вы не причините вреда
индейцам!» В течение нескольких минут, проводя руками по камере и ручке, он
молится на языке Лакота. В одном месте он прекращает
говорить и держит свою голову, как будто слушает кого-то. Находясь там около
него, слушая его молитвы, мы чувствовали, как сила протекает через нас, подобно
ветру. «Я сказал Богу, что вы делаете», - произнёс Мэтью. «Он ответил мне, что
у вас будет хорошее путешествие. Никакого вреда не будет индейцам от вашего
мероприятия, и ни чего плохого не случится с вами во время этого. Я попросил,
чтобы он благословил этих двух людей и позаботился о них!». После нашей беседы, в
1983 году вождь Мэтью Кинг Благородный Красный Человек ушёл к своему Создателю.
Его смерть напомнила о словах, которые он сказал нам тогда: «Вы знаете, вчера
вечером, впервые мне приснилась моя жена, она скончалась четыре года назад. Она
пришла ко мне вчера вечером и сказала,
что там очень мирно. Это самое лучшее место, далёкое от этого злого мира. У нас
хорошая жизнь там, сказал она. Она хотела, что бы я побыстрее
пришёл туда. Но я сказал ей, чтобы она подождала ещё, что я ещё должен многое
сделать в этом мире. Подожди немного, и я буду там!» Источник:
Steve Wall and Harvey Arden Wisdomkeepers. Meetings
with Native American Spiritual Elders. – Atria books, New York, 2006 [pp. 28 - 37]. |