Джеймс Р. Уолкер
Вера и ритуал Лакота
Lakota Belief and
Ritual
by
James R. Walker
Раздел 2 – Вера
п.п. 1-7
Перевод с английского Орлиного Пера, - Новосибирск,
2006
1. Основы. Маленькая Рана, 3 сентября, 1896 (переводчик Энтоин Герман). (AMNH)
Я главный вождь Оглала, и мой отец
был главным вождём.[1] В лагере всех Оглала я имею
право поставить своё тхипи
на место вождя напротив входа в лагерный круг. Я шаман, и я танцевал Танец
Солнца, и если я покажу свои шрамы, ни один Оглала не
оспорит моё слово…
Оглала
имеют много танцев и все они церемониальные, и должны проводиться согласно
тому, как говорят шаманы…
Они имеют военные танцы и мирные; для победы и для возвращения; для воинов и
для всех людей; для обществ и индивидуальные; для мужчин и женщин; для вдов и
для девушек; для шаманов…
Священные танцы – это Танец
Мёртвых, Святой Танец и Танец Солнца… Каждый танец
имеет свои песни, поэтому по мелодии песни, можно понять, какой танец
исполняется. Мелодия песен разная в каждом танце… Танец Солнца имеет двадцать
четыре песни. Четыре из них должны исполняться каждый раз во время Танца
Солнца…
Если другие шаманы согласятся на
это, то я расскажу тебе то, что я знаю о шаманских секретах…
В моём мальчишеском видении, бизон пришёл ко мне, когда я искал видение
шамана, ветер говорил со мной… я могу сказать тебе о бизоне, но я не могу
сказать тебе о ветре, потому что это является моей тайной как шамана…
Бизон – кхола
(друг) Солнца. Ночью они познакомились и
договорились о всех вещах. Бизон даёт Лакота всё мясо. Он
доволен теми, кто щедр, и ненавидит тех, кто скуп.
Трудолюбивая женщина нравится
ему. Он дарует много детей тем женщинам, которые приятны ему. Он защищает девушек… Он
управляет всеми делами любви, но Сумасшедший Бизон [2] может
обмануть молодёжь в их любовных играх. Тогда они поступят неправильно. Он
заботится о беременных женщинах. Молодая женщина должна иметь его метку на
своей голове. Шаман должен нарисовать красную отметину в проборе её волос. Он
должен провести церемонию, когда делает это. Женщина, которая носит такой знак,
будет трудолюбива. Она родит много детей. Она не будет ссориться…
Если мужчина видит бизона в своём
мальчишеском видении, он должен нарисовать образ бизона на своём щите и на
своём тхипи. Он будет успешным
охотником… Он получит женщину, которую он хочет взять себе в жёны.
2. Введение в дело Уолкера как святого мужа.
Маленькая Рана, Американская Лошадь, и Одинокая Звезда, 12 сентября 1896 (переводчик
Энтоин Герман). (AMNH)
Мы решили сказать тебе о
церемониях Оглала, если ты организуешь праздник. Мы
скажем тебе, что ты должен знать, чтобы стать святым мужем для людей… (Намечался
пир, и на банкет предназначалась говядина, десять фунтов кофе, коробка печенья,
и сотня фунтов муки).
Оглала
проводят церемонии, потому что это нравится Богам. Некоторые церемонии в
радость одним Богам, другие в радость другим Богам. Шаман обладает силой во
всех церемониях. Шаман должен проводить все большие церемонии… Простую церемонию
может проводить только тот, кто проводит. Некоторые церемонии касаются всех
людей. В таких церемониях люди имеют часть дела. Если люди не выполняют эти
части, Боги будут сердиться…
Мы расскажем тебе о церемониях
так, как будто ты являешься Оглала, который пожелал
взять свою долю в них. Мы не будем говорить тебе о тех частях, которые шаманы
проводят секретно…
3. Вакхан. Маленькая Рана. (AMNH)
Как говорят Оглала,
это два слова. Это – ва, и это – кхан. Ва означает что-то, что является
чем-то. Это означает что-либо, с которым что-то может быть сделано. Когда любой говорит вакхан, это означает что-либо,
что является кхан. Вакхан –
что-то, которое является кхан. [3]
Мужчина вакхан
– это тот, кто мудрец. Он тот, кто понимает духов. Он тот, кто имеет силу от
духов. Он тот, кто общается с духами. Он тот, кто может делать странные вещи.
Мужчина вакхан понимает те вещи, которые не понимают
люди. Он знает церемонии и песни. Он может сказать людям, что означает их
видение. Он может сказать людям, что хотят духи, чтобы они сделали. Он может
сказать то, что должно быть в будущем. Он может общаться с животными и с
деревьями, и с камнями. Он может говорить со всем на Земле.
Вакхан Тханка – те, что создали всё. Они – Вакханпи. Вакханпи – все вещи, которые явились до человечества.
Существует много видов Вакханпи. Вакхан
Тханка – Вакханпи. Духи – Вакханпи. Существа, которые управляют вещами – Вакханпи.
Вакханпи
имеют силу везде на земле. Они наблюдают за человечеством всё время. Они
управляют всем, что делает человечество. Человечество должно благодарить их за
все вещи. Если человечество не благодарно им, они сделают вред ему. Они должны
быть рады песням и танцам. Им нужно подарить дары. Человечество должно спросить
их о том, что они хотят. Они могут быть подобны отцу для человечества. Но надо
бояться злых Вакханпи. Они приносят зло человечеству.
Существует много таких. Самый видный из них – это Ийа. Он – Вакхан
Тханка.
Человечество должно размышлять о Вакханпи и делать то, что будет радовать их. Они должны
думать о них так, как думают о своих отцах и матерях. Но о
злых Вакханпи они должны думать как о врагах.
Животные могут быть вакхан. Когда животное вакхан, тогда человечество должно обращаться с ним так, как
будто оно является одним из Вакханпи. Вещи, которые
не живут, могут быть вакхан. Когда кто-либо – пища, он
вакхан, потому что он даёт жизнь. Когда что-либо –
лекарство, это вакхан, потому что поддерживает жизнь
в теле. Когда что-либо трудно понять, это вакхан,
потому что человечество не знает, каково
оно. Что-то, что используется в церемониях и песнях для Вакханпи
– вакхан, потому что это не должно применяться для
чего-либо ещё. Маленькие дети – вакхан, потому что
они не говорят. Сумасшедшие люди – вакхан, потому что
Вакханпи находятся в них. Что-то, что является очень древним
– вакхан, потому что никто не знает, когда это было
создано. Любой с большой силой – вакхан, потому что Вакханпи помогают ему. Что-либо, что является очень опасным
– вакхан, потому что Ийа [4]
помогает этому. Что-либо, что является ядовитым или что-либо, что опьяняет – вакхан, потому что Небо помогает этому.
Песни и церемонии Оглала – вакхан, потому что они
принадлежат Вакханпи. Очень старый старик и старуха –
вакхан, потому что они знают много вещей. Но старик –
не подобен мужчине вакхан. Если он узнал вещи вакхан, то он тогда мужчина вакхан.
Дух каждого человека – вакхан, и призрак – вакхан.
Вакхан Тханка - многие. Но все они всё равно как один. Злые Вакхан Тханка – не одни из Вакхан Тханка. [5] Вакхан Тханка древнее всех других
Вакханпи. Солнце
– Вакхан Тханка, и Небо, и
Земля, и Скала. Они – Вакхан Тханка.
Вакинйан,
он – Вакхан Тханка, но он
отличается от Вакхан Тханка.
Громовая птица и Ветер – Вакхан Тханка
с Солнцем и Небом. Звёзды – Вакхан Тханка, но они не имеют никакого отношения к людям на
земле. Человечество не должно уделять внимание звёздам.
4. Вакхан Тханка. Хорошая Посадка. (AMNH)
Я старый человек. Я знаю то, что говорил
мой отец. Я знаю то, что сказал его отец. В прошлом, индейцы знали много вещей.
Теперь они забыли это. Белые люди заставили их забыть то, что говорили им их
отцы.
Вакхан
есть что-либо, что трудно понять. Скала может быть иногда вакхан.
Что-либо может быть вакхан. Когда кто-нибудь делает
что-то, что ни кто не понимает, это есть вакхан. Если
готовая вещь имеет свойство, которое ни кто не может понять, она – Вакхан Тханка. Как мир был создан
– Вакхан Тханка. Как было
создано Солнце – Вакхан Тханка.
Как люди могли говорить с животными и птицами – Вакхан
Тханка. Где духи и призраки – Вакхан
Тханка. Действия духов – вакхан.
Дух – вакхан.
В прошлом люди не знали о Великом
Духе. Существуют два вида духов. Ванаги, который является духом (наги) и который однажды был в
человеке. Наги (дух) никогда никогда
не был в человеке. Когда ванаги находится в человеке,
это – вонийа
(жизнь). Когда человек умирает, его вонийа тогда ванаги. Когда человек жив, он имеет своё вонийа (дыхание жизни) и свой наги (дух). Его наги не часть его. Его наги зоботится о нём и предупреждает его об опасностях и
помогает ему при трудностях. Когда он
умирает, он идёт с его ванаги в мир духов (ванаги макхочхе). Мир
духов далеко за соснами. Нет никакого Наги Тханка. Как духи живут на земле духов и что они делают,
это Вакхан Тханка. Наги находится в мире всё
время. Они делают вещи и говорят с людьми. Тогда они – вакхан.
Вичха наги (дух
человека) может вернуться в мир, чтобы увидеть своих людей.
Когда человек умирает, его ванаги оставляет его тело. Он остаётся около него в течение
короткого времени. Это хорошо для уважения, в то время как он задерживается
около тела. Если этого недостаточно, это может причинить какой-то вред кому-то.
Очень хорошо, если он имеет компанию. Если другой вичха
наги идёт с ним, это лучше. Очень хорошо, если можно попросить вамакха наги
(дух животного) его лошади и его собаки. Это очень хоршо,
если можно попросить во наги (дух пищи) с ним. Его оружие и
еда.
Путешествие – это вакхан. Это – Вакхан Тханка. Он должен пересечь реку по очень узкому дереву.
Если он не боится пересечь реку, он возвращается в мир и блуждает вечно. Если
он пересекает реку, он идёт в мир духов.
Духи живут в тхипи
духов. Они делают только то, что им нравится. Есть женщины в мире духов. Они не
приносят детей. Если мужчина побеждает врага, враг должен обслуживать его в мире духов. Если мужчина
убит врагом, он должен обслуживать в мире духов того, кто его убил. Дух, который
обслуживает другого в мире духов, может
вернуться в этот мир и сделать что-то,
что сделает его свободным. Некоторые мудрые люди могут вызывать духов.
Существуют хорошие духи (наги) и
плохие духи (наги). Плохие духи находятся в этом мире всё время. Они только
причиняют вред. Их выгнали из мира духов хорошие духи. Дух человека (вичха наги) может стать плохим
духом. Дух животных (вамакха наги)
может идти в мир духов. Только духи хороших животных идут в мир духов. Дух
плохих животных подобных волку и змеи не идут в мир духов.
Дух подобен тени. Он ничто. Есть другие существа. Но они не
духи. Они принадлежат миру. Они вакхан. Они имеют
силу над людьми и вещами. Они – во вакхан (принадлежат таинственному).
Они – таку вакхан
(таинственные вещи).
Вакинйан
(Громовая птица) – один. Тхатханка
(Большое Животное) [6] – один; Унктехи (Тот, кто убивает), Таку Шканшкан (Изменяемые Вещи), Тхункан (Древний Один), Инйан (Камень), Хейокха (Противоестественный), Вазийа (Север), Ийа [7], Тхате (Ветер), Йатес (Северный
Ветер), Йанпа
(Восточный Ветер), Окага
(Южный Ветер), Инктоми
(Паукообразный). Они – все вакхан. Солнце, луна,
утренняя звезда, вечерняя звезда, северная звезда, эти семь звезд, эти шесть
звезд, радуга – они все вакхан.
Что-либо, что движется и делает,
имеет дух. Человек даёт духам вещи, чтобы получить их помощь, или они дают нам
вещи, чтобы уберечь нас от их зла. Если бы духи держались подальше от людей, то
люди не заботились бы о них, только для духов своих друзей. Духи часто делают
что-то против друг друга.
Самые сильные или самые хитрые побеждают.
Человек может быть вакхан, и поэтому духи боятся его. Это путь, по которому
белые люди увели духов далеко. Дух белого человека – очень далеко. Они не
придут когда потребуются. Они не могут быть куплены подарками. Они не заботятся
о людях, которые живы. Земля духов белого человека – не где.
5. Вакхан. Джеймс Р. Уолкер. [9] (CHS)
Давно, Лакота
думали, что существуют изумительные существа, чьё существование, сила или
поступки они не могли понимать. Эти создания они назвали Вакхан Кин (Вакхан).
Было много Вакхан, некоторые хорошие и некоторые
плохие. Из тех Вакхан, которые были хорошими, были
более большие, чем другие. Большие назывались Вакхан Ванкату
(Верхние Вакхан). Другие назывались Таку Вакхан (Родственные Вакхан).
Они не были родственниками такими же, как отец или брат, но подобно Лакота являлись родственниками каждому. Плохие Вакхан не были родственниками ни хорошим
ни друг другу. Лакота также полагали, что каждый из
людей имеет наги (дух), нийа
(призрак), и шичхун
(хранитель). Концепция Лакота о шичхун
очень сложна. Такие шичхун относятся к человечеству,
те, кто оказывает влияние, предупреждает о опасности,
предупреждает напрямую против неправильного, и управляет другими людьми.
Согласно их доктрине, можно получить другие шичхунпи. Их концепция о
приобретении шичхун – о том, что такие шичхун являются проявлениями Вакхан
или Вакханла,
и передаются неодушевлённой сущности. Дух, призрак и хранитель – не вакхан. Но так как ни один человек не может понять их,
старики Лакота называют их вакханла
(wakhan-ish; лакотское «ла» эквивалентно английскому «ish», в котором оно делает прилагательное из
существительного, означая характер или уменьшение).
Старые Лакота
также думали, что каждая вещь кроме Вакхан и человечества
имела нечто подобное духу. Это нечто они называли нагила (духовный).
Эти нагипила
(духов-ные) были вакханпила (вакхан-ные). Обычно, люди называют их вакханла,
вакхан. Вакхан Тханка (Большой Вакхан) и Вакхан Кин означают одно и тоже. В прошлом термин Вакхан Тханка редко
использовался, но теперь он применяется более часто, чем Вакхан
Кин. Более молодые Оглала подразумевают христианского Бога, когда произносят Вакхан Тханка. Когда шаман
произносит Вакхан Тханка,
он подразумевает тоже самое, что означает Вакхан Кин в прошлом. Он означает
все Вакхан и Вакханпила,
человечество и другие вещи, старые Оглала полагали,
что они были все как один. Они – кхан (непостижимое, невероятный
факт, который нельзя объяснить).
Вещи, другие
чем Вакхан, называются Лакота
как вакхан, потому что они удивлены поступками Вакхан. Вичхаша вакхан (мужчина вакхан,
шаман) называется так, потому что он имеет чудесную силу и мудрость такую, что
может делать и говорить так, как это делают Вакхан. Мини вакхан (вакхан вода, спиртное) так названа, потому что её эффект,
подобен такому же Вакхан. Маза вакхан (железо вакхан,
оружие) называется вакхан, потому что выстрел из него
подобен действию Вакхан.
Если человек делает необъяснимую
вещь, это называется вакхан, потому что сделано так,
как делает Вакхан. Вашича вакхан (белый житель Соединённых Штатов)
называется вакхан, потому что он способен делать
удивительные вещи, такие, какие делал бы Вакхан. Это
отличается от других авторитетных интерпретаций термина васка вакхан, но согласно Сабли,
васка – то же самое слово, как слово васкун, название
церемониального мешочка Лакота и его мифического
эффекта, который меняет элизию раньше. Он сказал, что когда Лакота
встретили первых белых людей, они подумали, что они имеют церемониальные мешочки,
которые дали им силу поступать как Вакхан, и поэтому
их назвали вашича вакхан
или эффектом вакхан.
Когда Оглала
удивлён чем-нибудь, он говорит, что это означает вакхан,
что это является вакханла (подобное вакхан). Как кажется из вышеупомянутой информации,
«божественный» - правильное толкование вакхан.
6. Основы. Джордж Сабля, 5 сентября, 1896 (переводчик Брюс Минс). (CHS)
Я знаю старые обычаи Лакота и все их церемонии, потому что я был вичхаша вакхан
(святым мужем или шаманом), и я провёл все церемонии. Я провёл Танец Солнца,
который является самой большой церемонией Лакота.
Шрамы на моём теле показывают, что я танцевал Танец Солнца, и ни какой Лакота не оспорит моё слово. Я был также пхежута вичхаша и принадлежал к людям
Медвежьего Лекарства. Медвежьи святые имеют все церемонии исцеления, которые
имеют другие типы святых и даже больше. Поэтому
я могу рассказать обо всех церемониях исцеления. Я был вакичонзе (магистратом), и поэтому я знаю все обычаи в
лагере и во время перекочёвки. Я был также блота хунка (предводителем военного отряда) и
водил много военных отрядов на врага, и на индейцев и на белого человека. Поэтому
я знаю военные церемонии. Я участвовал в племенной охоте на бизонов, и знаю все
церемонии охоты.
Когда я проводил церемонии к Вакхан Тханка Лакота,
я делал так со всей моей силой. Когда я вёл военный отряд, я всегда выполнял
все церемонии, чтобы получить помощь лакотского Вакхан Тханка. Но когда Лакота боролись с белыми солдатами, белые люди всегда
одерживали победу. Я поехал в Вашингтон и в другие большие города, и там я
увидел, что белые люди закапываются в землю и строят здания, которые нельзя
переместить. Тогда я понял, что если они приходят, их нельзя прогнать. По этой
причине я взял новое имя, имя Сабля, потому что лидеры белых солдат носили
сабли. Я решил принять традицию белого человека, и убедить свой народ сделать
также.
Я стал первым лидером Индейской
полиции США среди Оглала, и был её капитаном до тех
пор, пока Оглала не прекратили думать о борьбе с
белыми людьми. Тогда я стал дьяконом в христианской церкви, и буду им до самой
смерти. Я не могу говорить на английском языке, но я понимаю его так, что я
всегда узнаю, если меня переведут неправильно. Я учился писать на Лакота, но я пишу так, как старые Лакота говорили в официальной манере. Молодые Лакота не понимают официальный разговор старых Лакота, потому что белые люди изменили язык Лакота, и молодые люди говорят так, как написали белые люди.
Я буду описывать старые обычаи и церемонии для тебя. Я писать о том, что знают
все люди. Но о секретах шаманов, я боюсь писать, потому что я имею мои старые
шаманские регалии, и боюсь оскорбить их. Если шаман оскорбит свои
церемониальные регалии, это принесёт беду ему.
В прошлом, Лакота
полагали, что Вакхан Тханка
повсюду и всегда и видит всё, что делает каждый человек и даже знает то, что
думает каждый, и он может быть доволен или рассержен из-за каких-то поступков. Поэтому
шаманы обучали людей церемониям, которые будут приятны Вакхан
Тханка и дадут его помощь. Они учили церемониям,
которые относились ко всему, что делает человек. Эти церемонии необходимо
проводить точно так, как их учат. Каждое слово и каждое движение
обговаривается, и должно проводиться на церемонии правильно. Если церемония
проведена неправильно, она имеет отрицательный результат, и может причинить
много вреда. Церемонии Лакота – общественные церемонии, церемонии воинов и церемонии
шаманов. Я могу рассказать тебе об общественных церемониях и воинских, но я
боюсь рассказать тебе церемонии шаманов.
Когда Лакота
делает что-либо в официальной манере, он должен сначала выкурить трубку. Это
так, потому что дух в дыме трубки приятен Вакхан Тханка и всем духам. В любой церемонии это первое, что
необходимо сделать. Чтобы сделать это
правильно, курительный продукт должен быть тщательно подготовлен и смешан. Если
необходимо курить для другой церемонии, он должен спеть песню или помолиться
Богу при подготовке курительного продукта. Тогда он должен взять трубку в свою
левую руку, держа чашечку так, чтобы чубук не был направлен на него самого. Он
заполняет чашечку медленно, тщательно набивая курительную смесь палочкой или
пальцем его правой руки. Когда чашечка наполнена, трубка должна быть зажжена от
угля, а не от пламени. Это так, потому что дух в огне находится в тлеющих
углях, а дух пламени уходит из очага. Мужчина может курить один, и если он
делает это для церемонии, он должен выкурить трубку до конца, затем он должен очистить её от пепла,
положив его в очаг, чтобы все остальные могли её потом
использовать. Это так, потому что если содержимое трубки перед церемонией
стряхнуть на землю, кто-то может наступить на него, или сесть на него, а это
рассердило бы Вакхан Тханка.
Но если курят больше чем один, они делают это потому, что дух в трубке вместе с
их духами создаст гармонию. Тогда, когда трубка зажжена, её нужно пустить от
одного к другому, каждый делает только несколько затяжек, пока содержимое не
кончится, и затем трубка должна быть очищена в очаг. Если нет никакого очага,
содержимое должно быть высыпано не землю и тщательно зарыто в земле.
Дым трубки может быть выпущен с
подношением, направляя чубук зажженной трубки к тому, для кого подносится дым. Лакота может курить трубку в своё удовольствие, и затем
можно зажечь ещё много трубок, если есть желание, но если это выполняется как
церемония, только один раз трубку можно курить. Шаманы имеют церемониальные
трубки, которые никогда не курятся во время церемонии.
Существует трубка, которая
принадлежит всем Лакота. [10] Она находится у
хранителя и оберегается от взора, за исключением важных случаев, например на большой церемонии, или когда это
необходимо в интересах всех Лакота. Когда она курится, она объединяет всех Лакота.
В своих церемониях Лакота создают дым с трубкой, а также со свитграссом и полынью, и листьями кедра, и бизоньими
кизяками. Создание дыма этими вещами – вазилйа (окуривание).
Во всех церемониях, которые имеют
отношение к Вакхан Тханка,
после курения трубки, необходимо сделать окуривание свитграссом.
Это так, потому что дух, который находится в дыме свитграсса приятен Вакхан Тханка, и склонит его услышать церемонию и помочь.
Окуривание также неприятно всем злым созданиям и срывает их силу. Окуривание
необходимо делать следующим образом: там необходимо запастись сухим свитграссом и сухим тополем трехгранным. Тополь трёхгранный
должен быть сожжён, пока не прогорит до углей, затем свитграсс
необходимо макнуть в угли, медленно,
чтобы создать дым. Тот, кто макает свитграсс в угли,
должен петь песню или молиться Богу, когда он это делает. Если такое окуривание
не сделать, Вакхан Тханка
может не услышать церемонию.
После окуривание свитграссом, там можно выполнить окуривание полынью по
такому же принципу, как и свитграссом. Это необходимо
сделать, потому что дух в дыме полыни очень оскорбителен всем злым духам, и они
улетят от него. Они даже боятся полынь в виде травы и
не будут задерживаться там, где она. Поэтому, если кто-либо приносит полынь,
или хранит около себя, злые создания испугаются придти к нему.
Если Лакота
проводит церемонию к Вакинйан
(Один - Крылатый, часто переводится как Громовая Птица), он должен окуриваться
листьями кедра. Это так, потому что кедр – фаворит Вакинйан,
и он никогда не ударит в него молнией. Запах дыма кедра приятен ему. Когда
приходит гроза, необходимо выполнить окуривание листьями кедра, чтобы успокоить
Вакинйан.
В любой церемонии, которая
относится к охоте или бизону, Лакота должен сделать
окуривание бизоньими кизяками в такой же манере. Он должен развести огонь из
чего-нибудь, что будет легко гореть, и когда это прогорит до углей, он должен
положить сухие бизоньи кизяки на них, чтобы пошёл дым. Это так, потому что дух
бизона остаётся в сухих бизоньих кизяках, и находится в дыме от них. Этот дух идёт
к Вакхан Тханка, и нравится
ему, поэтому он помогает в охоте. В племенной охоте это окуривание должно
проводиться шаманом, когда разведчики сообщают о местонахождении бизоньего
стада. На Танце Солнца шаман должен
делать окуривание их бизоньих кизяков.
Они все – дымы, которые являются общепринятыми
в церемониях Лакота, но дух кого-либо находится в
дыме. Так воснапи
(подношение духу или Богу) можно сделать, сжигая вещь на церемонии,
создавая подношение.
Лакота
уверен в помощи Вакхан Тханка,
или любого духа, если он сделает подходящее подношение. Подношение может быть
сделано любым из трёх путей. Его можно оставить от имени того, кто подносит,
или его можно дать тому, чьи руки окрашены в красное, чтобы показать, что они
священные. Или его можно сжечь от имени того, кто делает это подношение.
Если всё правильно, дух
подношения идёт к тому, к кому делается это подношение, но сама вещь остаётся,
будучи тем, что подносилось. То же самое с вещами, данными в красные руки. Но
если подношение сожжено, его дух навсегда уходит в дыме, вещь подношения
разрушается. Чаще всего подношения делаются, отказываясь от этого, потому что
вещи подношения принадлежат первому, кто овладеет ими.
Точно так же необходимо помогать
нуждающимся. Большинство подношений, которые производятся, передаются шаманам,
но их можно дать любому, чьи руки окрашены в красное. Подношение
всегда вотехила
[11] (табу) для того, кто делает его, кроме подношений остатков еды или
напитка. Можно сделать подношения, бросая их немного на землю, а затем съесть
или выпить то, что осталось.
Лакота
можно запретить делать что-нибудь. Вещь, которую ему запрещают делать – техила (табу) для
него. Чтобы получить покровительство Вакхан Тханка, мужчина может поклясться в чём-то, как табу. Или для успокоения Вакхан Тханка или духа он может
сделать подобную клятву. Либо шаман может запретить делать что-то, и затем
наложить табу для него одного на это. Или Вакхан Тханка может в видении запретить делать что-то, и это будет
табу для одного. Что-либо предлагаемое как подношение – табу для того, кто
выполняет его, кроме остатков еды или напитка. Если табу часть игры животных,
это должно быть табу для каждого, и необходимо слева оставить еду для
духов. Если он сделает то, что является
табу него, Вакхан Тханка
рассердится, и нашлёт беду на него. Единственный способ снять табу – Инипи и Ханблапи.
Прежде чем Лакота
сделает что-нибудь важное, он должен усилить свою жизнь в Инипи
(окунуться в пар). Она может проводиться, чтобы восстановить одного или как
лечение для исцеления больного, либо как часть любой церемонии. Она должна
всегда проводиться в Ини тхи (палатки
жизни), которая должна быть сооружена из стройных молодых деревьев, воткнутых в
землю по кругу так, что их вершины можно было согнуть и закрепить вместе для
формирования купола, который необходимо покрыть так, чтобы дым не мог проходить
через покрытие. Дверь должна быть достаточно большая для человека, чтобы
пролезть в неё на четвереньках, также она должна плотно закрываться. Пар идёт
от раскалённых камней внутри палатки, когда их поливают водой. Чтобы сделать
пар, ему надо пойти внутрь палатки, закрыть плотно дверь. Он должен быть голым в то время как набирает воду, он должен петь или
молиться. Когда он сделает пар, он должен выйти и омыть себя холодной водой. В Инипи могут быть внутри вместе много людей. Если она
проводиться для важной церемонии, шаман должен проводить её, и он может
проводить её на церемонии так много, как он желает. Ничего нельзя разрешать в ини тхи,
кроме того, что необходимо для церемонии. Ини тхи никогда не должна иметь дверь на север. Вакхан Тханка доволен
Инипи, так как она усиливает жизнь и очищает тело.
Ни один Лакота
не должен предпринимать что-либо важное без первого поиска видения об этом. Ханбле (видение) –
связь с Вакхан Тханка или
духом для одного человека. Он может придти в любой момент и в любой форме к
любому. Он может быть родственным для того, кто ищет, или для другого. Оно
может быть сообщено на языке Лакота или на ханблоглака
(языке духов). Или оно может быть в виде образов или звуков без слов. Оно может
придти непосредственно от того, кто посылает, или может быть послано с акичита (посыльным). Оно может быть без поиска, или с
поиском. Чтобы искать видение, необходимо Инипи, а
затем надо остаться одному в безлюдном месте, размышляя только об этом,
и о желании получить видение. В то время, как он
делает это, он не должен ничего есть, и не брать с собой любой напиток, но он
может курить трубку. Лучше получить наставления шамана и вести себя согласно
им. Если видение необходимо об очень важном вопросе, необходимо провести много
церемоний. Самая большая церемония – Танец Солнца, чтобы получить связь от Солнца. Когда
кто-нибудь получает видение, он должен вести себя в соответствии с ним, иначе Вакхан Тханка нашлёт беду на
него. Если связь будет на Лакота, он поймёт её, но
если на языке духов, шаман должен расшифровать её.
Когда голос мальчика ломается, он
должен искать видение, чтобы управлять своей жизнью. Девочка может искать
видение, обёртывая свою первую менструальную жидкость и размещая на дереве.
Видения часто приходят без поисков к очень старым старикам или женщинам, и к шаманам.
Вичхаша вакхан (святой муж или шаман) проводит с
другими шаманами церемонию и обучает того шамана, которому необходимо знать
это. Он становится святым на церемонии, так он связывается в Вакхан Тханка, и церемонии также
подготавливает его регалии и даёт ему сверхъестественную силу. Эта регалия
может быть такая, в которую помещают дух так, чтобы она имела все силы от
духов, которая используется в виде
оболочки и хранилища. Эта регалия – его вашичхун
(церемониальный инструмент) и она очень свята, и должна рассматриваться как
Бог. Ей нужно молиться для своей силы. Шаман управляет всеми церемониями Лакота, потому что он должен знать их. Он должен знать ийе вакхан (святой
язык, или язык шаманов), и ханблоглака (язык духов). Он
должен знать все законы и обычаи Лакота, потому что
он может запретить или заменить любой из них. Но если он делает это,
необходимо, чтобы это было желанием Вакхан Тханка. Он имеет право сидеть на любом совете, но он не
должен говорить там, кроме того, как сообщить желание Вакхан
Тханка. Его боятся все люди,
но если он будет уличён в обмане людей, он может быть наказан акичита (маршалами) в любой манере, котрой
они посчитают необходимой, даже убить его.
Если шаман наказан маршалами, он
больше не считается святым мужем. Возможно, тогда он станет вичхаша хмунга (колдуном). Самые старые или самые
знающие шаманы наиболее уважаемы. Шаман должен проводить большие церемонии, но
маленькие может проводить любой. Шаман может запретить любому
проводить одно или большее количество церемоний. Шаман может дать
кому-нибудь табу, или он может снять любое табу. Существуют много болезней,
которые только шаман может вылечить. Он делает это со
своим вашичхун,
а не с лекарствами.
Простые люди Лакота
говорят что оболочка вашичхун,
это вопийе.
Большинство переводчиков растолковывают вопийе как
мешочек лекарства. Это не правильно, это слово не означает ни мешок, ни
лекарство. Оно означает вещь, которое делает хорошее. Неплохое толкование для
него – это вещь силы.
Озуха пхежута – мешок лекарства. Озуха означает мешок, и пхежута
означает лекарство. Охуха пхежута
просто означает мешок, где хранят лекарства. Он точно такой же, как и любой
другой мешок и имеет не больше силы, чем содержится в мешке для зерна.
Часто, когда шаман исполняет
церемонию со своим вишичхун, переводчики говорят, что он – шаман, делающий
медицину. Это очень по-дурацки. Это тоже самое, что и священник, создающий религию или если
сказать, что он лекарь создающий лекарство для
причастников.
Эти вещи необходимо понять в
первую очередь, прежде чем понимать старые обычаи и церемонии Лакота.
7. На церемониях. Джордж Сабля, 9 сентября, 1896 (переводчик Брюс Минс). (AMNH)
В прошлом Лакота
имели обычаи и церемонии, которые управляли почти всем, что они делали. Шаманы
управляли церемониями. Акичита управляли другими обычаями. Совет
назначал акичита и рассматривал все вопросы о бэндах. Вакичонзе слушали бы все споры, если была договорённость рассказать
их ему. Он был михунка (покровителем) для всех, и он был
вождём, когда бэнд перекочёвывал. Знахари управляли
всеми церемониями лекарства. Но шаман мог изменить любую традицию или
церемонию...
Я могу поведать о всех обрядах и церемониях проводимых Оглала
до появления белых людей. Но я не могу рассказать секретные вещи шаманов,
потому что их можно рассказать только тому, кто должен стать шаманом…
Есть некоторые церемонии, которые
необходимо понять прежде, чем понимать другие церемонии. Они успокаивают и
усиливают дух, угождают Богу, и узнают желание Бога...
Куря трубку, дух спокоен. Любой
может курить трубу для удовольствия. Когда это проводится формально, это
церемония. Дух усиливается, когда проводится то, что белые люди называют
палаткой потения. Любой может проводить её для отдыха, но если она проводится
правильно, она – церемония. Бог доволен, при окуривании свитграссом.
Любой может делать этот дым, но он не
может создаваться кроме как на церемонии
и специальным способом.
Любой может
получить желание Бога в этой манере: он должен усилить свой дух; он должен быть
один; он не должен носить какую-либо одежду; он не должен есть и пить; он
должен упокоить свой дух; он должен непрерывно размышлять о том, что он хочет;
ни одно живое существо не должно находиться около него. Исполнение этого
метода – поиск видения. Если это угодно Богу, он получит контакт… Эти церемонии – частичка всех важных церемоний Оглала.