на главную



 

Джеймс Р. Уолкер

Вера и ритуал Лакота

 

Lakota Belief and Ritual

by

James R. Walker

 

Раздел 2 – Вера

документ 13 -18

 

Перевод с английского Орлиного Пера, - Новосибирск, 2006

 

 

 

13. Секретные знания шаманов. Джордж Сабля, Плохая Рана, Нет Плоти и Томас Тайон, 2-3 июля, 1905 (переводчик Томас Тайон). (AMNH)

 

Мы скажем тебе вещи, которые были известны только шаманам…15 Вакхан Тханка находится выше всего, и он управляет всем… Когда Вакхан Тханка желает, чтобы кто-либо из людей поступил определённым образом, он делает свои желания известными, любо в видении, либо через шамана…

 

Вичхаша вакхан (святой муж или шаман) - представитель Вакхан Тханка, и говорит от его имени… Шаманы называют Вакхан Тханка как Тобтоб Кин. Это находится в речи, которую знают только шаманы. Шаманы произносят эту речь на всех своих церемониях и в песнях таким образом, чтобы люди не смогли изучить те вещи, которые должны знать только шаманы… Тобтоб Кин – это Четыре времени четырёх Богов, в то время как Тоб Кин это только Четыре Ветра. Четыре Ветра это Бог и акичита (посыльный) всех остальных Богов.  Четыре времени четырёх являются Викан (Солнцем) и Ханвикан (Луной); Таку Шканшкан (Тот, который движется [Небо]) и Тхатекан (Ветер); Тоб Кин (Четыре [Ветра]) и Юмникан (Вихрь); Макхакан (Земля) и Вохпе (Красивая Женщина); Инйанкан (Скала) и Вакинйан (Громовое Существо); Тхатханкакан (Бизоний Бык) и Хунунпа-кан (Двуногие [Медведь Гризли]); Ванаги (Дух человека) и Вонийа (Жизнь человека);  Нагила (Нечеловеческий дух) и Вашичхунпи (Оберегающие Духи). Это имена хороших Богов, как известно людям.

 

Плохие Боги – это Ийа 16 или Ибом,  Гнашкинйан (Сумасшедший Бизон) и Аног Ите (Двойное Лицо),  Унтехи (Водяные) и Мни Вату (Духи воды), Чхан Отхи (Обитатели Дерева) и Унгла (Гоблины),  Гича (Карлики) и Нагила Шича (Злые нечеловеческие духи). Ийа – вождь злых Богов, он – злой Вакхан Тханка. Когда он подобен гиганту, он – Ийа, когда он подобен циклону, он – Ибом

 

Гнашкинйан наиболее опасный из злых Богов. Он появляется в виде хорошего Бога Бизона и убеждает людей делать все злые вещи. Хмунга Вичхаша (ведьмак) проводит его церемонии… Когда шаман должен исполнить церемонию, он должен сначала выкурить трубку, затем омыться дымом  свитграсса и полыни. Потом он должен молиться к Четырём и затем к Четырём временам четверых. Но если он должен провести церемонию только для одного из Богов, он должен молиться  тому Богу вместо Вакхан Тханка

 

Шаман должен иметь бубен и две погремушки; их необходимо освятить на церемонии… Он должен всегда играть на бубне и погремушках, когда проводит церемонию… Он может пригласить другого мужчину поиграть на своём бубне и погремушках, в то время как он делает другие вещи.

 

Шаман должен всегда брать с собой свой вашичхун и всегда использовать его на церемонии. Он  – Бог… Вашичхун подобен Богу, чьей силой он обладает…. Если кто-либо танцует Танец Солнца, чтобы стать шаманом, он должен понять все эти вещи… Шаман имеет свои песни и заклинания для каждого Бога…Другие шаманы могут иметь другие песни и заклинания для тех же Богов… Эти песни и заклинания на шаманском языке… Когда шаман молится, он сначала поёт свою песню, либо повторяет своё заклинание, а потом говорит своё желание Богу…. При этом он сообщает людям, что хочет Бог… Возможно, он будет молиться своему вашичхун и скажет то, что хочет он… Он должен молиться своему вашичхун тем же самым способом, как он молиться к Богу…

 

Вакхан Тханка подобен шестнадцати различным личностям. Но каждая личность – кхан. Поэтому они все едины, как один. Все лики Бога имеют тон. Тон – сила, создающая сверхъестественные вещи… Половина хороших Богов имеет тан тон 17 (имеет физические свойства), а половина имеет тан тон шни (не имеет физических свойств). Половина тех, кто тан тон, имеет тан тон йан (видимость), а половина тех, кто тан тон шни, имеет тан тон йан шни (невидимость). Все остальные Боги видимы или невидимы, в зависимости от их желания…, все злые Боги видимы или невидимы, в зависимости от их желания… невидимые Боги никогда не появляются в видении человеку, если он не шаман. Церемонии для видимых либо невидимых Богов отличаются, кроме Танца Солнца. Танец Солнца – та же самая церемония,  так как  Викхан является и видимым и невидимым. Это так, потому что Ви – вождь Богов.

 

Тон Ви находится в огне и не может быть передан чему-либо. Ви является в видении только тому, кто танцует Танец Солнца… Тон Вохпе находится в дыме трубки, и в дымящемся свитграссе, и он не может быть передан любой другой вещи.  Тон Шкан наиболее силён, и он может быть передан только очень сильными шаманами на длительной церемонии. Никто, кроме очень мудрого шамана, не должен иметь шичхун с тон Шкан(а) Ханви, Вакинйан, Наги, и Нийа, - все имеют тон, но он не может быть передан чему-либо.  Тон Тхате, Тхатоб и Юмни – тот же, что и у Шкан. Эти четверо всегда идут вместе. Каждый тон всех остальных Богов, может быть передан чему-либо, если это является подходящим…

 

Шаман может передавать тон с правильной церемонией, проведённой правильным образом… Когда шаман передаёт тон чему-нибудь, эта вещь создаётся шичхун(ом). Шичхун подобен Богу… Шаман должен поместить шичхун в контейнер, и это сделает его вашичхун. Это путь, которым святые изучают, как использовать свою магию…

 

Любой может призвать свой вашичхун, повторяя правильное заклинание или исполняя правильную песню… Когда каждый призывает свой вашичхун, он сделает так, как его просят… вашичхун может делать только то, что может сделать Бог…, более сильный вашичхун преобладает над менее сильным…, если шаман обманывает, люди, акичита должны наказать его. Они могут заставить отплатить обманутому, или они могут забрать его вашичхун, или они могут убить его…, если акичита наказывают шамана неправомерно, то шаман может наложить на них проклятие.

 

14. Кхан и его производные. Джордж Сабля. (CHS)  

 

Джордж Сабля, - фото сделано во время делегации Лакота в Вашингтон, без даты.
[нажмите для увеличения] Кхан означает что-либо, что является старым или это существовало в течение долгого времени, или это понимается так, потому что было таковым в прошлом, или это может означать странную и замечательную вещь либо то, что нельзя понять, или то, что не должно подвергаться сомнению, или это означает священную либо сверхъестественную вещь. Другие слова используются до или после слова кхан, чтобы придать ему специфическое значение. Слова, которые могут использоваться до кхан, - это а, ва, во, йа, и йю. Слова, которые могут использоваться после него, это ла и пи.

 

Когда слово используется до кхан, это делает слово акхан. Оно означает, что вещь означает  кхан.  Слово ва означает  что-то или кого-то, или когда что-то или кто-то делает что-либо. Когда оно используется до слова кхан, образуется слово вакхан. Оно означает что что-то кхан, или образует кхан. Если вы говорите вамакхан, это означает: я – кхан. Более молодые Оглала не понимают это, потому что они говорят на Лакота по-новому.

 

Слово во образовано от двух слов, - ва и он. Это означает родство к тому или иному виду. Если бы вы сказали он кхан, или онкхан, это означало бы, что вещь, о которой говорится, связана каким-то образом с кхан. Онкхан – хорошее лакотское слово, но молодые не поняли бы его. Старики сказали бы ва он кхан, если они применяли все слова. Но вместо ва он, они говорят во, а при использовании этого до кхан, они говорят во кхан или вокхан. Если бы старик Оглала говорил про себя, он сказал бы вомакхан. Это означало бы, что он относится к кхан.

 

Слово йа означает изменяемую вещь или человека, и делает их другими от того, чем они были до изменения, а также ту вещь, которая была  изменена подобным образом. Когда кто-то говорит йа кхан, это означает, что вещь, о которой идёт речь, стала кхан, изменившись при этом, а если он скажет йа ма кхан, это будет означать, что он изменился таким образом, что стал кхан(ом).

 

Если сегодня я скажу йа ма кхан, молодые меня поднимут на смех, и скажут мне, что я говорю по-дурацки. Они говорят ма вакхан. Если старик Оглала говорит йа ва вичха кхан, молодые говорят вичхаша йавакхан. Если кто-либо скажет на Лакота так, как говорили в прошлом, молодые Лакота это не поймут.

 

Слово йю, означает почти тоже самое, что и йа. Йа означает, что вещь образована действием с целью её  порождения, в то время как йю означает, что вещь образована не напрямую. Если сказать, что вещь йа кхан, это означает, что действие было произведено с целью её кхан, но если сказать йю кхан, это будет означать, что она стала кхан из-за действия по направлению к другой цели.

 

Слово ла означает подобие, не точное подобие. Если сказать кхан ла, это будет означать, что вещь, о которой говорят, почти кхан, либо нечто немного похожее на кхан. Слово пи означает больше чем один, или может подразумевать, что нечто сделано специфическим образом многими людьми. Кхан пи означает вещи, которые являются кхан. Вачхи означает танец, а вачхи пи – способ, которым танцуют множество людей, в то время как вачхи кхан пи означает танец, который должен танцеваться множество людей, а также кхан. Молодые говорят вачхипи вакхан, подразумевая, что вачхи является кхан(ом).

 

В церемониях Оглала, ва вичха кхан, или как молодые бы сказали вичхаша вакхан, подразумевая  святого мужа, часто используется и они то, что они означают, когда о них говорят. Кхан – то, что установлено устной традицией, и не должно быть изменёно, или это нечто священное, которое нельзя понять.

 

Кхан – то, что является таинственным или сверхъестественным. Ва кхан, когда относительно к  кхан, - это Бог; когда относительно людей – это святой муж или шаман; когда относительно других вещей – священность. Во кхан – это освящённый для ва кхан или для церемониальных целей. Йа Кхан означает иметь сверхъестественную силу. Йю Кхан означает, что вещь или человек священный, когда существует или что-либо делает.



15. Нагилапи. Джордж Сабля. (CHS)

 

Нигилапи – это нийапи животных и дым неживых вещей. Нагила – то же самое, что и тон чего-либо иного, чем Тобтоб Кин. Каждая живая и неживая вещь, не Тобтоб Кин, имеет наги или нагила. Наги живой вещи - это её дух, а неживой вещи, которая произрастает из земли – её дым. Это – сила чего-либо.

 

16. Нагипи (духи). Джордж Сабля. (CHS)

 

Существует много видов духов (нагипи). Все духи одного вида –  похожи, как  один дух.  Существует четыре класса духов, и четыре вида духов в каждом классе. Вакхан Тханка – дух, но имеет четыре вида. Он называется Вакхан, потому что ни один человек не может понять его. Таку Вакхан – дух, и он имеет четыре вида, и он называется Таку Вакхан, потому что он такой же Вакхан Тханка. Вакхан Тханка и Таку Вакхан, могут оба называться Таку Вакхан, потому что они все родственны друг другу.  Когда молитва посылается для Вакхан Тханка, она также посылается для Таку Вакхан. Вакхан, которым является Вакхан Тханка или Таку Вакханвакхан, потому что они обладают силой производить сверхъестественные вещи, и потому что человечество может получать от него пользу, угождая ему, или понести его немилость, вызывая его недовольство. Вакхан Тханка и Таку Вакхан – духи (нагипи), но многие из них имеют материальные тела. Некоторые из них не имеют материальных тел. Они все – духи, которые делают добро человечеству. Существуют другие виды духов, которые являются вакхан, и они делают зло человечеству.

 

Злых духов – много видов, но они не классифицируются. Есть один злой Вакхан Тханка. Другой злой дух не Вакхан Тханка, но они – вакхан.

 

Лакота имеет дух, который идёт в мир духов и никогда не умирает. Он имеет другие похожие духи. Его дыхание жизни – подобно духу. Его сила – подобна духу. Его влияние – подобно духу. Они все духи, но когда его тело умирает, они идут туда, откуда они пришли и не более.

 

Вышерасположенный Вакхан Тханка и нижерасположенный, оба имеют по четыре вида каждого.  Таку Вакхан имеет два класса, которые имеют по четыре подкласса. Эти вещи известны святым мужам.

 

Это известно многим людям: Таку Вакхан (все родственные духи) могут влиять на человечество, поэтому Лакота должны добиваться от них покровительства церемониями, подношениями и молитвами.

 

Лакота может узнать желание Таку Вакхан(а), ища видение (ханблапи). Святой муж должен объяснить, как сделать это. Все люди знают, что похожие духи вещей могут придти в мир духов духом одного человечества. Святой муж должен обучить, как это можно сделать.

 

Вакхан Тханка, которые имеют материальные тела, это: Солнце, Земля, Скала, Луна. Те, которые не имеют никаких материальных тел, это: Таку Шкан Шкан (Небо), Тхате (атмосфера или ветер), Вакинйан (Крылатый), и Вохпе (Метеор). Вышерасположенный Вакхан Тханка, - это Солнце, Небо, Земля и Скала. Нижерасположенный Вакхан Тханка – это Луна, Ветер, Крылатый и Метеор. Таку Вакхан не имеют никаких материальных тел. Они могут появляться на виду, но они подобны теням. Они  - Вакхан любви и мудрости, погоды и игр. Это - один класс. Другой класс – это духи людей и призраки людей (нийапи) и силы людей, а также такие же духи животных и вещей. Существует четыре вида в этом классе и много видов каждого. Но эти многие каждого вида – все как один. Это – знание святых людей. Церемониальный мешочек или связка – подобные духу, и должны расцениваться точно также.

 

17. Ни, Ини и Инитхи. Джордж Сабля (переведено Бертом Минсом). (CHS)

 

Белые люди называют её свит лодж (палатка пота). Лакота понимают её не так. Лакота думают о ней как о палатке, которая делает тело сильным и чистым. Они называют её инитхи. Это означает тхипи, где создаётся ини. Когда Лакота создаёт ини, это делает его ни сильным, что помогает вывести из тела всё, что является вредным для него.  Ни Лакота – это его дыхание внутри его тела, проходящее через всего него и поддерживающее жизнь. Когда  ни оставляет тело Лакота, он умирает. Когда Лакота произносит инитхи, это означает, что он создаёт ини. Ни проходит через всё тело всегда. Иногда ни слаб, и потому вредные вещи входят в тело. Когда это случается, Лакота должен провести инипи в инитхи.

 

Дух воды хорош для ни, и сделает его сильным. Что-нибудь горячее высвободит дух из воды, и он пойдёт вверх. Это похоже на ни, который можно заметить с дыханием в холодный день. Инитхи делается замкнутой, так, чтобы создать дух воды.  Тогда кто-либо сможет вдыхать его в тело. Это тогда сделает ни сильным, и он очистит всё в теле. Он вымывает, и это появляется на коже изнутри, подобно тхе мни. Тхе мни – пот. Он – вода на теле. Лакота делают инипи не для создания воды на теле. Они делают её для того, чтобы помыть внутри тела.

 

Он может проводить её для того, чтобы вылечить себя, когда он заболеет, или он может сделать её, чтобы усилить свои чувства. Он может проводить её, когда собирается выполнить какую-то важную церемонию, для того, чтобы он был чист внутри перед существами Вакхан. Когда Лакота говорит ни, ини или инипи, или инитхи, он не подразумевает пот. Он думает об усилении своего ни таким образом, чтобы это очистило его.

 

18. Основы. Томас Тайон, Уильям Гарнет, Громовой Медведь, Джордж Сабля и Джон Тупой Рог. (AMNH)

 

 

Уильям Гарнет (крайний слева), Чарлес Эш Бейтс и Американский Конь, 1907.  
[нажмите для увеличения] Ийа – гигант, который был третьей личностью, созданной после неба и земли. Небо было создано первым. Земля была создана второй. Они были все созданы Таку Вакхан.

 

Инктоми был размером с обычного человека. Его тело было большим и круглым, похожее на жука. Его ноги и руки были тонкими как у насекомого. Его руки и ноги были большие, длинные и очень сильные. Он носил одежду, сделанную из оленей шкуры и накидку, изготовленную из енотовых шкур.

 

Хейокха можно было увидеть только в видении.  Его видел тот, кто видел в видении Громовую птицу или молнию, или дрозда-рябинника, или ласточку, или лошадь, или собаку, или ночного ястреба, или лягушку или стрекозу. Он был одет неопрятно, и делал странные вещи.

 

Когда мужчина искал видение, и видел белого бизона, он принадлежал к обществу Украшенных Белым. 18 Оно зародилось пять поколений назад. В то время мужчина искал видение, и увидел белого бизона. Он был из Нижних Брюле. Он нарисовал своё видение на одежде. Затем он выбрал десять индейцев и зародил общество или клан. Украшенные Белым носят при себе луки и стрелы на пирах и танцах, а когда они танцевали, то стреляли  стрелами в небо и землю. Это должно было быть вызовом для Вакинйан и Инйан.

 

Существовало другое общество называемое Спокойными Едоками или Большой Живот. Они звались так, потому что они были стариками и ели спокойно, и они были обычно тучными людьми. Они имели право на место в каждом совете. Если они хотели говорить, они имели право сделать это в любой момент. Они слушали всё, что говорят в лагере. Если кто-то говорил о том, чего не должно было быть, то они собирались вместе и рассматривали этот вопрос спокойно, и после принятия пищи, они давали рекомендации по этому вопросу. Их регалией был пояс из белой кожи, носимый на левом плече и свисающий ниже талии. Они не поддерживали военные отряды, если не было общей войны. Они были воинами, кто ходил в военные походы, но старыми. Они стали бы сражаться, если бы был атакован лагерь. Но они шли с лагерем и защищали женщин и детей.  Их название на ЛакотаАхинила Вота, что означает: те, кто тщательно обдумывает. 19

 

Таку Вакхан – это всё, что является таинственным. Это означает все таинственные вещи взятые вместе.  Для призыва Таку Вакхан необходимо вызвать всех духов, в первую очередь более сильных духов. Все животные – вакхан. Следующие животные особенно вакхан: бизоны, лошади, олени-вапити, волки, ласки, медведи, пумы, луговые собачки, хорьки, лисы, бобры и выдры.

 

Некоторые виды рыб таинственны. Пауки таинственны. Стрекоза таинственна. Некоторые озёра таинственны. Некоторые утесы и холмы таинственны. Утес с круглыми камнями таинственен. Некоторые утёсы имеют иероглифы на них; они таинственны. Некоторые птицы, вроде ласточек, пятнистых орлов, ястребов (которые серые ворчащие), являются таинственными.

 

Человек имеет один дух. Он оставляет его тело, когда человек умирает. Он идёт в мир духов. Некоторые говорят, что этот мир на западе, а некоторые говорят, что на юге.

 

Вакхан Тханка был Великим Духом. Он был до всех духов. Он ни чего не делал. Он был главный среди всех вещей. Индейцы не знали много о нём. Они призывали только духов, которые были под ним. Они просили его сделать так, чтобы другие духи делали то, что они хотели. Он находился сверху, как думали некоторые индейцы. Он был первый из всех вещей. Солнце было вакхан. Сиу поклонялись Солнцу. Они просили, чтобы он защитил их в сражении, оградил их от вреда, помог им в набегах за лошадями и женщинами. Луна была вакхан. Они поклонялись ей ночью вместо Солнца. 

 

Каждый человек поклонялся тому, кого он считал своим заступником. Они искали видение, и то, что они видели в этом видении, о котором молили, было от их духа. Люди, которые видели похожие вещи, или вещи, которые были вместе, молились ко всем эти вещам, и от этого они формировали общество. Существовал вождь в каждом обществе или клане. Он управлял всеми религиозными церемониями. Он передавал церемонии и обряды, и брал на себя инициативу во всех церемониях.

 

 

Солнце и Луна были одного и того же вида, и они были связаны друг с другом таким образом. Солнце был мужчиной, а Луна женщиной. Земля была вакхан подобно Солнцу и Луне. К Солнцу они обращались как Дедушка (или древний). К Луне и Земле они обращались как Бабушка (тоже самое).

 

Инйан был духом скал. Он был сильным духом. Индейцы призывали его чаще всех остальных. Они жертвовали ему часто: при болезни, в нужде, когда хотели чего-нибудь, перед сражением. Наиболее приемлемой жертвой для Инйан была частичка кожи человека, который делал эту жертву. Что-нибудь можно было пожертвовать  для Инйан. Жертва делалась на чем-либо, что представляло Инйан. Обычно это было камень. Обычно выбирался камень специфического вида или формы. Этот камень был вакхан, пока жертва не была принесена, а после этого он становился обычным камнем.  Жертва была вакхан, до тех пор, пока  не кончилось подношение, а после она становилась подобной чему-либо ещё. Любой мог взять её, но тот, кто делал пожертвование, никогда не брал её. Некоторые камни были очень вакхан, и никто не брал с них пожертвование. Если кто-то пожертвовал частью своей кожи для Инйан, то он мог поднести бизоньи кизяки в качестве жертвы, и эти кизяки делали то, что хотел жертвующий. Индеец никогда не жёг такие кизяки кроме как в церемониальных огнях. 

 

Четыре Ветра были вакхан. Индейцы призывали их. Западный ветер был первым. Все вещи, пришедшие с запада, были вакхан. Там живёт Вакинйан (Громовая птица). Там солнце проходит по краю. Все животные были созданы на западе. Там на западе высокий холм, и на его вершине великая равнина. Там дом Вакинйан и Западного ветра, и все их семьи  живут там.

 

Орлы прилетают с запада. Они – акичита Западного ветра. Западный ветер силён и могущественен, но он добрый. Он путешествует с Вакинйан. Он призывается, чтобы защитить от Вазийя, Северного ветра.

 

Северный ветер второй. Он сильный и жестокий. Он зовётся Вазийя. Когда индеец богат и скуп, про него говорят, что он подобен Вазийя. Он наслаждается, когда делает вред и убивает живые существа. Он иногда приходит похожим на человека. Тогда он большой и сильный мужчина, одетый в меха. Волчья шкура – его любимый мех. По этой причине, многие женщины не станут касаться волчьей шкуры. Они боятся, что Вазийя убьёт их детей. Он безжалостен ко всему.  Солнце, Южный ветер, а также Западный ветер призываются для противодействия Вазийя. Вазийя воюет с Инйан, и делает всё, чтобы навредить ему. Он воюет с Макха, Землёй, и делает всё, что в его силах, чтобы причинять ей вред.

 

Восточный ветер третий. Его не призывают, кроме как за необходимостью обратиться к дневному свету или рассвету. В Танце Солнца и Мистическом танце, а также на Бизоньей церемонии, Восточный ветер также призывается, когда настаёт рассвет. Он вызывается для того, чтобы помочь появиться рассвету, принести день. Солнце начинает своё ежедневное путешествие в доме Восточного ветра. Восточный ветер помогает солнцу, когда он встаёт с кровати, так, чтобы он был сильным и способным видеть все во всем мире. Его дом находится на розово-красном острове.

 

У Вазийя нет никаких акичита, кроме мужчины Вазийя. Он был его внебрачным сыном. Его мать украла его  и далеко спрятала, когда он родился, потому что он убил бы его. Но когда он вырос, чтобы стать мужчиной, он пошёл за помощью своего отца. Полярное сияние – новорождённые облака, и Вазийя убивает их быстро, как только они рождаются.

 

Земля призраков далеко от дома Вазийя. Некоторые индейцы полагают, что есть призраки и говорят, что они видели их. Если они видят призрака, не будет никакого вреда. Если они слышат призрака, последует неудача. Если они услышат траур призрака, то кто-то из семьи скоро скончается.

 

Призраки появляются военным отрядам, и если они поют песню победы, отряд будет успешен, но если они носят траур, тогда отряд обречён на неудачу, и ему лучше идти домой. Если военный  отряд далеко, и если они слышат призрака в лагере, это говорит о том, что  отряду будет удача. Если он поёт песню победы, отряд преуспеет, если песню траура, то отряд попадёт в беду.

 

Индейцы не призывают призраков. Они призывают хороших духов, чтобы они оберегли их от призраков. Когда лагерь или тхипи поставлены, призраки заселяют его. Когда начинаются военные походы, они могут убить животное вроде оленя, вапити или бизона. Их они посвящают Солнцу, Луне, Земле или Инйан, либо призракам. Они говорят: «Мы оставляем это для вас, чтобы вы были довольны нами и помогли нам». Они могут оставить только часть животного, но это должна быть лучшая его часть. Если они не сделают такую жертву духам, то духи помогут врагу. Такая жертва чаще всего подносится для Макха, Земли.

 

Шаман мудрый человек, который общается с духами. В основном он знахарь. Он знает о лекарствах, и для какой болезни они подходят. Его уважают и боятся индейцы. Обычно он возглавляет общество, имеющее определённых духов, с которыми они общаются. Он проводит все церемонии. Он может практиковать церемонии нового вида. Если он делает это, он должен подготовить себя умыванием потом, согласно традиции, и искать видение. Если его видение правильное, ему скажут, что делать. Тогда он может организовать новую церемонию, согласно тем направлениям, которые он получил в видении. Не многие осмеливаются делать это. Только очень старые и очень мудрые мужи, попытались бы сделать так, потому что, если сделать это неправильно, духи рассердятся от этого, и как-либо накажут  такого шамана.

 

Самая старая и наиболее уважаемая церемония – Инипи (умывание потом).  Следующая самая старая церемония, это Ханблепи (поиск видений). Умывание потом очищает кого-либо. Оно отгоняет все злые вещи. Эта церемония необходима перед исполнением чего-нибудь важного. Она должна проводиться перед всеми остальными церемониями. Прежде чем дать лекарство, необходимо провести её. Она должна быть проведена перед исполнением чего-либо, что выходит за рамки обычных повседневных дел.

 

Ханблечхейапи (поиск видений) очень старо. Это очень вакхан.  Его необходимо предпринимать перед попыткой сделать что-нибудь очень важное. Нужно всегда проводить церемонию умывание потом перед поиском видения. Поиск видения производится разными методами. Чаще всего, ищущий один идёт на холм после выполнения некоторых вещей, согласно традиции, а потом ждёт видения. Если видение касается очень важных вопросов, он должен искать совет шамана, который мудр в этих вопросах, и делать так, как он скажет.   Если кто-то хочет сильное видение, он должен искать его у  Солнца. Он должен пристально глядеть на Солнце, пока не увидит видение. Танец Солнца был похож на это.

 

Если кто-то увидит в видении Вакинйан, или любого из его помощников, он становится последователем Хейокха, хейокха. Он отличается от всех, кроме других Хейокха, и ведёт себя по-другому, и Вакинйан ненавидит его. Каждый верит в духов, в которые верит его общество, и смеется над духами, в которые верит другое общество. Каждый ищет видение, чтобы узнать к какому обществу он должен принадлежать.

 

Если кто-то хочет стать святым мужем, он ищет видение, и если он видит правильную вещь, то он получит наставления о том, что ему необходимо сделать. Оно также проинструктирует его, какую магию он должен использовать. Исходя из этого, он рассказывает своё видение мудрым мужам, они сообщают ему, что он должен делать. Когда они проинструктируют его, он будет принадлежать к обществу целителей.

 

Медвежье лекарство было одним из наиболее известных обществ, потому что святые Медведя могли управляться со всеми обычными болезнями, и только им позволяли иметь дело с ранениями. Магический мешок был вакхан. Он мог быть подготовлен только шаманом. Его цвета были вакхан, и его росписи также.   Но лекарства были теми, применению которых, человек был обучен в своём видении. Один Медвежий святой мог обучать другого, как использовать  свои лекарства.

 

Птичьи святые обращались за помощью к магии, вроде высасывания через кость и приёмам различных видов. Все святые призывали помощь духов. Были плохие духи, которые всегда стремились причинять вред человечеству. Они не имели имён, но их было много. Некоторые из них имели  имена, подобно Инктоми и Хийа (Ийа),  Чхан Отхидан, и Анонг Ите.

 

Ванаги – название призраков. Они похожи на тени. К ним нельзя прикоснуться, но их можно увидеть или услышать.  Ванийа – дух мужчины или женщины. Он тот, который заставляет человека жить, и он оставляет человека, когда он умирает. Он начинается, когда человек рождается, но он продолжает существовать после смерти человека. Они идут куда-то после смерти тела, но они могут вернуться.

 

Когда человек умирает, его дух остаётся на месте, где он умер в течение короткого времени, иногда много дней. Но если тхипи, в котором он умер, перемещена или разобрана, то тогда дух уходит. Он может вернуться в другое место. Он иногда возвращается и предсказывает то, что произойдёт в будущем. Чаще всего он говорит с шаманом. Но он может также говорить с одним из родственников умершего.

 

Неизвестно куда он идёт. Некоторые думают, что он идёт в место призраков, а некоторые, что в дом Западного ветра, а кто-то думает, что в дом Южного ветра. Это неопределённое место – длинное далёкое путешествие, и ему необходимо дать продукты для такого путешествия. Ему нужно дать вещи, которые он любил, когда тело было живо. Дух не может взять эти вещи с собой, но сущность (тон) вещей, идёт вместе с ним, и он использует их.  

 

После того, как вещи переданы духу, когда их сущность уходит из них, любой может взять эти вещи и пользоваться ими. Но никто не возьмёт их, кроме тех, кто находиться в большой нужде, но вещи не могут быть взяты прежде, чем дух возьмёт их тайну (вакхан).

 

Таинственность (вакхан) чего-либо – тонтоншни. Тонтоншни – то, что является причиной влияния на другие вещи или человечество. Это то, что заставляет лекарство воздействовать на людей. Это то, как влияют духи на людей на расстоянии. Это то, от чего шаманы и  знахари получают свою силу. Это то, каким образом духи получают те вещи, которые им преподносились.

 

Инктоми был первой сущностью, созданной на западе, когда он повзрослел. Он изобрёл язык. Он видел, как были созданы все животные, и наблюдал за ними, как они росли.  Поэтому он дал им их названия. Он был очень мудрым во многих вещах, и очень глуп во многих других вещах. Он был восхитительным во всех шутливых играх. Он воздействовал на глупых людей и духов, чтобы получить от них что-либо, путём обмана и лжи. Он был похож на человека, но был бесформенным.

 

Чхан Отхидан были маленькими существами, которые не покидали леса.     Они далеко заманивали охотников, чтобы те заблудились, или они пугали охотников до бесчувствия. Они были похожи на маленьких мужчин и женщин, но были очень уродливыми. Женщины могли появляться похожими на красивых молодых девушек, они так соблазняли молодых охотников, чтобы те пошли за ними в чащу, где  мужчины настигали их и причиняли охотникам неприятные вещи.

 

Хохногича были маленькими людьми с волосами, покрывавшими всё их тело, рогами и хвостом. Они были невидимыми, но при желании могли показаться. Они жили вокруг лагерей. Они стояли около тхипи и подслушивали то, о чём говорят люди.  Когда мать хотела напугать детей, она говорила им, что позовёт Хохногича. Иногда они воровали маленьких детей и уносили их далеко. Иногда дети возвращались, и рассказывали то, что Хохногича делали с ними.

 

Когда исчезал ребёнок, призывалась Макха (Земля), чтобы оказать помощь в его возвращении. Консультировались с таинственными камнями, чтобы узнать то, что случилось с ребёнком.

 

 Аног Ите была подобна женщине с двумя лицами.  Одно лицо было очень красивым, а другое очень уродливым. Она жила с духами леса. Она была очень хитра, и могла спрятаться где-нибудь.  Она наслаждалась, когда пугала женщин с младенцами. Она соблазняла охотников своим прекрасным лицом, зашедших далеко, а когда она принимала их в свои объятия, она поворачивала к ним своё уродливое лицо, и пугала их  так, что они лишались чувств. Она имела влияние (тонтоншни) на плоды всех видов растений, и она заставляла их отравлять тех, кто ел эти плоды. Шаманы и знахари знали, как убрать её воздействие подальше от плодов или от людей, которые съедали такие плоды. Она делала так, что беременные женщины имели боли. Она мучила новорождённых, и причиняла им боль в кишечнике. Когда она идёт, она производит ногами подозрительные шумы, которые иногда похожи на жужжание жуков, или на топтание медведей, иногда это похоже на камни, ударяющиеся друг о друга, или похоже на любой шум. Она имеет много ушей, и может слышать всё на длинном расстоянии. Трудно спрятать тайну от неё. Она мучает женщин во время их периодов менструации.

 

 Тонтоншни у Инктоми очень сильный. Он выявил цвета и части тел животных, и наслаждался этим.

 

Таку Шканшкан – он Вакхан Тханка. Ему была дана сила над всем. Он особенно контролирует всё, что движется. Он осуществляет контроль над расами, которые он создал. Он осуществляет контроль над передвижениями лагерей и военных отрядов, и охотничьих групп. Он контролирует  полётами перелётных птиц, и передвижениями стад бизонов,  антилоп, вапити, оленей и горных овец. Он установил обычаи, которые управляют передвижениями лагерей. Люди, которые имеют право находиться в Таинственной Палатке, призывают его на помощь, когда лагерь собирается двигаться, или когда группа собирается идти за любой целью. Каждый индивидуум, поддерживающий военный отряд помещается под его опёку. Он осуществляет контроль над жизнью и даёт жизнь всему. Когда приходит Вазийя, он недоволен.  Он может заставить духа вернуться в тело.

 

Унктехи похожи на животных. Они живут в воде и болотистой местности. Они имеют четыре ноги и рога, которые они могут втягивать или вытягивать до небес. Они имеют длинные волосы на шее и голове, которая является вакхан.  Их хвосты сильны, и они могут кидать  или бить ими, и они используют свои хвосты, также как люди используют свои руки. Они всегда враждуют с Вакинйан. Когда они двигаются, от них исходят волны, и они убивают все живые существа, до которых могут достать. Они любят собачье мясо и могут уступить кому-либо, чтобы получить это мясо. Когда кто-либо находится в воде, они будут стрелять в него своими хвостами, его схватит судорога, и они завладеют им. В таких случаях лучше всего сделать так, чтобы они получили собаку. Больше всего им нравится белая собака. Их женщины живут на суше, и их кости часто находили в Бэдлендс. Их зубы были похожи на ножи, поэтому они могли отрезать что угодно. Женщины называются Унхчегила. Их сила содержится в их хвостах, и если они теряют свои хвосты, они становятся слабыми и глупыми и не могут причинить вред.

 

У всего есть тонван (духовная сущность).  Вакхан Тханкатонван всех духов. Красный – лучший цвет духов. Они также любят синий цвет. И они любят жёлтый или  жёлто-коричневый. Они любят все цвета, но эти им нравятся больше всех. Красный – цвет, принадлежащий Солнцу. Он показывает этот цвет утром, прежде чем начинает своё ежедневное путешествие, а также вечером, когда он заходит. Этот цвет используется шаманами, и он олицетворяет восход и заход Солнца. Индейцы красные, поэтому они любимые люди Солнца. Солнце всё даёт им. Белый – любимый цвет Вазийя. Белые люди подобны Вазийя. У них нет ни капли милосердия к красному народу. 

 

Ва – белый Вазийя (снег). Вашичхунтонтоншни снежных бурь. Белые люди называются вашичхун.

 



на главную





Сайт управляется системой uCoz