Hin Thama’heca
Священные
цвета
Кентукки, -
2005.
Перевод с англ. Орлиного Пера, -
Новосибирск, 2005.
Существует много споров и обсуждений относительно
цветов, связанных с четырьмя главными направлениями в пределах духовных учений Лакота. Я надеюсь, что следующая ниже информация поможет
немного сориентироваться вам в этом вопросе в дальнейшем.
Сначала позвольте мне сказать, что не
существует единой доктрины в духовности Лакота при
обращении к Пути Трубки. Поэтому, не существует какого-либо человека, будь он
лидером Танца Солнца, святым, знахарем, переводчиком духов, руководителем
церемоний, главой племени или даже хранителем Трубки Белого Бизоньего Телёнка,
который имеет знание, силу или право диктовать, каким методом, правилом или
манерой сопровождаются духовные методы Лакота.
Характер духовных методов Лакота в пределах традиции Пути Трубки диктуется сверхъестественным способом, от духов,
которые специально выбирают для этого необходимых индивидуумов. Поэтому методы
Пути Трубки в Пайн Ридж
могут быть слегка отличны, например, от такой же традиции в Роузбад,
Стендинг Рок или Шайен Ривер. Даже в
пределах одной резервации могут быть небольшие различия в стиле, практике
церемоний, или других вариантов традиции Пути Трубки. Всё зависит от
руководителя церемоний и его видений, которые руководят им. Люди в Сообществе
стремятся к одному святому человеку или к другому, в зависимости от того, как
они видят и ощущают его стиль, его эффективность, исходя из своей
индивидуальности, веры, ценностей и т.д.
Помня это, позвольте мне после этого
сказать, что идея о некоторых цветах, назначаемых сегодня для обозначения
главных четырёх направлений, является недавним дополнением к традиции Пути
Трубки, которая постоянно развивается в
зависимости от изменений в характере культуры и людей, для которых
предназначены эти традиции.
Среди Лакота
в течении Бизоньих Дней существовали некоторые
значения, которые давались определённым цветам для их дальнейшего применения.
Во многих церемониях использовались земляные краски, чтобы окрасить священные
предметы и тела людей. Например, в течении Танца
Солнца танцоры окрашивались в тонах, которые были связаны с их снами или
видениями в чёрных, красных, жёлтых, белых, синих, зелёных или иных
сочетаний. К примеру, в 1911 году один
лидер Танца Солнца по имени Teal Duck
также известный как Пугающий Орёл, заявил, что когда ему было 21 год (в 1843),
он принял участие в Танце Солнца. Его
лицо и тело было окрашено жёлтым с тёмно-синими полосами, проходящими вдоль его
рук и ног, и загибающимися на запястьях и лодыжках. Существовала также тёмно-синяя линия поперёк
его лба и вниз вдоль каждой его щеки, а по его рту была нарисована голова
чёрного оленя. На его груди был нарисован красный диск, а на его спине был изображён чёрный
полумесяц. В народном прикладном искусстве, сначала в игловой вышивке, а затем
и в бисерной, часто отражали значения, первоначально данные некоторым колорам.
Можно было бы не
обращать на это внимание, если бы не записи Джона Г. Нейхардта
(«Говорит Чёрный Лось: история жизни святого мужа из Оглала
Сиу», 1932) и Джозефа Е. Брауна («Священная трубка: повествование Чёрного Лося
о Семи Обрядах Оглала Сиу», 1953) о том, что мир, в
интерпретации этого святого мужа, имеет цвета, которые согласно его видению
назначаются для каждого из четырёх главных направлений. «Его
видение» назначило для запада чёрный цвет, для севера белый, для востока
красный цвет, для юга жёлтый.
Однако, к 1960-ым и 1970-ым, следующее
поколение святых мужей Лакота вроде Джорджа Множества Волков, Генри Кроу Дога, Пита Катчеса ст., Джона Хромого Оленя, Мэтью
Кинга и Френка Фуллз Кроу, повсеместно стало применять цвета, чтобы определить
четыре священных направления. Однако они не всегда давали одинаковые цвета для
конкретных направлений, и при этом их цвета не имели одинаковых значений.
Френк Фуллз Кроу давал следующее
цветовое определение направлениям: чёрный цвет для запада, красный для севера, жёлтый для востока, белый цвет для юга. Кроме того, Фуллз Кроу сообщил Томасу Майелсу в
1979, что цвета лент на его трубке обозначают четыре главных направления, и
«сегодня они также означают молитвы о благосостоянии всех рас человечества». К
сожалению, эту идею взяли многие, что породило очень популярный (особенно вне
резерваций) миф, что эти четыре цвета (чёрный, красный, жёлтый, белый)
обозначают четыре главные расы человечества, несмотря на то, что это не
является изначальной традицией Лакота.
Сегодня, новое поколение святых мужей Лакота, например, Рик Две Собаки,
Флойд Хэнд, Говард Плохая Рука, Годфрей Чипс, Пит Катчес мл., Кёртис Киллс
Ри, Wilmer Stampede Mesteth, Леонард Кроу Дог, Джозеф Часинг Хорз и другие,
используют цвета для обозначения чётырёх главных направлений. И в
большей степени, как мне кажется, они следуют за цветовой символикой Френка Фуллз Кроу,
определяя для запада чёрный цвет, для севера красный, для востока жёлтый, для
юга белый цвет. Но существуют некоторые исключения в этом порядке, и в одном
или двух случаях вместо чёрного цвета иногда используется синий.