Джордж
Вильям Хилл
ТАНЕЦ
СОЛНЦА СИУ
THE SUN-DANCE OF THE SIOUX
by
George William Hill
Перевёл Стас, - Новосибирск,
2005.
ИСТОЧНИК: Общество Истории Северной Дакоты, MS 10607; заметки Джорджа В. Хилла, 1875. Несколько лет тому назад, во время службы в пехоте 22 штата США (форт Sully, территория Дакота), где собрались тысяча или больше индейцев Сиу, ожидая комиссаров по делам индейцев, мне посчастливилось быть свидетелем известного национального Танца Солнца Сиу, являющегося особенным и очень важным танцем. Ещё могу добавить, что и в других племенах есть подобный танец с похожими целями.
Переводчик мне сказал, что этот танец предназначен для двух или трех целей. Одна из них – плата за молитвы в течение года. Именно на этом танце инициируется группа Храбрых Сердец, группа, которая показывает другим, как быть храбрым в военном походе, как переносить ранения и падения в бою, как не показывать любые проявления злобы или раздражения противнику, однако, провоцировать его это делать и относиться к нему с уважением. Перед выбором времени проведения военных действий или охоты, произносятся молитвы Великому Духу и представляется какая-то сцена самоистязания во время Танца Солнца, если кто-то имел успех и вернулся невредимым с трофеями после войны или обилием мяса после удачной охоты. Если кто-то очень болен или случайно покалечился в течение года на войне или охоте, то молятся Великому Духу, которому, в случае восстановления здоровья, возносят молитвы во время Танца Солнца. Поэтому, принимая участие в танце и молясь, на самом деле, участвуешь в священном действии, и, насколько мне известно, случаи отсутствия кого-то в церемонии очень редки и, как правило, связаны с болезнью. Танец, при благоприятной погоде, всегда проводится в полнолуние в июне и проходит два дня, но, как я заметил, он может проходить и дольше. Помниться уже за неделю до танца, был слышен громкий крик и шум в индейском лагере, который был недалеко от того места, где я жил. Его создавали два старых индейца с длинными прутами, проходя через весь лагерь и крича непонятную для меня речь. Позже я узнал, что они начинали готовиться к Танцу Солнца. Та непонятная речь была призывом к молодым и детям выходить и собирать материал для того, чтобы огородить выбранное место проведения Танца Солнца. Местом проведения был круг с радиусом, по моим подсчетам, около 25 футов. Первый столб (я оценил его в 30 футов высотой) ставился вертикально в центре, и к нему была прикреплена, рядом с верхушкой, связка травы, освященная шаманом. Затем другие колья высотой 7-8 футов были вбиты на расстоянии 3-4 фута друг от друга, образовывая вход длиной около 10 футов по направлению к восходу солнца на восток. Затем эти колья переплетались на верхушке с ивой так плотно, что через них ничего нельзя было увидеть; цель этого – полная вовлеченность в церемониальный процесс, когда ничто не могло бы отвлечь. Приготовление места для танцев занимает два или три дня, так как индейцы обычно не торопятся, занимаясь физическим трудом. Когда все закончено и готово к церемонии, кажется необычным затишье и приказ всем до утра готовиться к празднику. Ещё задолго до рассвета все одеваются в самый лучший наряд с прекрасными перьями, который сделан очень оригинально и украшен бисером женщинами, а лица и руки необычно раскрашены. Все индейцы, принимающие участие в танце, отсутствуют к началу церемонии, которая начинается с рассветом, но подходят к первой половине дня, как только будут готовы, или это время может занимать молитва или процесс епитимьи (посты, длительные молитвы) Великому Духу. На одной стороне площадки для танцев находится место для группы поющих, состоящей из полдюжины индейцев с бубном. Могу сказать, что обычно белым людям редко разрешается находиться на церемонии, но, будучи в хороших отношениях с вождем одной из поющих групп, мне было разрешено присутствовать, и, поэтому, я потратил все служебное время, чтобы удовлетворить свое любопытство и взять из этой церемонии как можно больше информации. Место, отведенное для танца, было плоским плато нескольких акров и все индейцы, будь то молодые или старики, женщины или мужчины, собирались вокруг него, чтобы дать свое разрешение на проведение церемонии и повлиять на танец своим присутствием. Внутри круга для танцев собиралось столько мужчин и женщин, насколько это было возможно, оставляя место в сорок или более футов для танцоров, которые стояли вокруг солнечного шеста, ожидая сигнала шамана к началу действия. За пределами круга на небольшом возвышении стоял шаман, крепко сложенный сиу, немногим больше шести футов высотой, прямой, как стрела, с мудрым лицом. Он был одет в официальную парадную одежду и, помимо этого, на нем была накидка из кожи бизона, которая носилась, как плащ, пристегнутый под подбородком и свисающий на спине длиной в три или четыре фута: в таком виде этот человек был тем, кто должен был дать сигнал к началу. Он стоял там, являясь центром всего внимания, с приставленной к глазам ладонью, чтобы поймать первый луч утреннего солнца. И как только оно показалось из-за горизонта, шаман махнул рукой, дав сигнал к началу церемонии, который был воспринят, казалось, тысячью голосами, ждавших в полной тишине, после чего музыканты ударили в свои бубны, и те, кто был в круге, начали танцевать. Как и в цивилизованном обществе есть танцы, которые нельзя описать одним словом, так и нельзя описать индейский танец. Вне сомнений, все танцующие имеют похожие движения: повороты вокруг оси, попеременное поднятие стоп при ходьбе, движения тела вперед, назад и разные стороны в совокупности с движениями рук в различных положениях, и при этом нужно иметь особое выражение лица в конкретном танце. Но думаю, что это описание, по сути, не может отражать реально происходящее на церемонии. Начало праздника, а также его продолжение в течение двух дней, открывают около пятнадцати человек, танцующих в очереди и необычайно красиво одетых. Переводчик мне сказал, что многие из танцующих готовились к этому важному дню через посты и другие церемонии, и что никто во время проведения танца не ест и не пьет, что ставит всех на один уровень отношений внутри племени. Тех, кто падал в обморок или был сильно слаб, относили в ближайший типи для восстановления и, если такое случалось, то больше никто уже не мог продолжать участие. Состояние их нервной системы, в совокупности с физической формой, было просто замечательным, что придавало энергии для таких самоистязаний. Участники танца всегда поют с музыкантами, отчего в песне получается смесь тихого монотонного голоса танцующих и тех, кто поет. Часто песня прерывается внезапными и громкими возгласами, а затем продолжительным звуком с быстрым похлопыванием губ ладонью, который никто, кроме индейцев не может повторить так, как они это делают. В интервалах женщины могут присоединяться к пению, тем самым, изменяя монотонность основной музыкальной части. По мере продолжения танца, индейцы входят в экстаз, после предварительного самоистязания или долгих молитв, и в тишине (когда все танцующие прекращают танец на некоторое время и отдыхают) представляют сцены из военного похода или охоты, размахивая оружием и трубками в диких телодвижениях. Иногда делают рисунки местоположения военного отряда на земле и заканчивают танец с hi yi, подхваченное всеми присутствующими. Эти выступления могли длиться от пяти до пятнадцати минут в зависимости от ситуации или способности исполняющего, с перерывами на какую-нибудь речь или танец. Также, на этой церемонии можно увидеть полностью чуждые нашей цивилизации сцены, и мне посчастливилось стать свидетелем одной из таких ужаснейших постановок. В первый день церемонии, приблизительно к десяти часам утра, когда я наблюдал за танцем, на площадку зашли три индейца, двое из которых несли по два кола каждый, а третий, почти раздетый, - ремни из бизона и штыри. Они выбрали место рядом с центральным шестом и поставили колья в четыре угла квадрата площадью от шести до восьми футов. Тот, кто держал ремни и штыри, гордо вошел в центр квадрата, в то время как двое других быстро закрепили ремни вокруг кольев той длины, которая была достаточной, чтобы достать до груди и спины жертвы.
Через несколько минут
шаман демонстративно подошел к жертве, произнося какие-то заклинания и
подготавливая человека к суровому испытанию. Он натянул кожу груди большим и
указательным пальцами, проткнул ножом место натяжения и вставил штырь,
прикрепив к нему ремни. Такая процедура была сделана с двух сторон на груди, а
затем ещё и на спине. Штыри были сделаны из твердого сухого подгоревшего
дерева, около трех дюймов длиной и с достаточно острыми крюками по краям. Когда все было готово, человек начал танцевать и петь, чтобы отвлечь свое сознание от боли в этой варварской сцене. Он осторожно наклонился назад, чтобы перенести вес своего тела на ремни и набраться смелости и решительности для прыжка с целью вырвать крюки. Но крепкая кожа растягивалась на десять и более дюймов, не давая осуществить желаемое. Такие попытки продолжались часами, с отдыхом на несколько минут; выражения его лица в такие моменты отражало полную решимость в действиях, граничащую с состоянием безумия. Я стоял рядом несколько часов, наблюдая за тщетными попытками освободиться от ремней, после чего пошел ужинать с тяжелым чувством соболезнования этому человеку. Когда вернулся к полудню на следующий день, то увидел, что он смог отцепить правую грудь; также была видна огромная потеря сил и частый отдых. Голос был слабым и поэтому он пользовался свистком, сделанным из кости крыла гуся (у меня есть такой же, среди разных индейских безделушек и подарков). Примерно через час у него получилось освободить свою левую грудь, что сопровождалось звуком, как от взрыва детонатора; затем наступил довольно долгий отдых, во время которого он тяжело дышал и был полностью вспотевшим. Но было видно, что удовлетворение, которое испытывал этот человек в тот момент, с трудом сдерживалось его чувствами.
После короткого отдыха, он возобновил свои пытки с более диким
намерением, так как будучи свободным от ремней на
груди, появилось больше свободы движений. Танцуя, он двигался между кольями,
останавливаясь на мгновение, а затем ходил по кругу со свирепостью бешеного
быка. Продолжая двигаться, таким образом, я увидел, как ему удалось освободить
свое правое плечо, и затем оставил его, вырывающим последний крюк, что должно
было явиться окончанием пытки. По расспросам на следующее утро, я узнал, что он
освободил себя вечером, после чего упал на землю. Потом его отнесли в ближайший типи, где он умер от
причиненных ранений. Пока я наблюдал ту варварскую сцену, описанную выше, на арену для танцев вошел высокий мускулистый и почти раздетый индеец. По знаку шамана, он лег на землю лицом вниз, который растянул кожу на пояснице и проткнул её тремя штырями с прикрепленными черепами бизона на концах. Как только штыри были закреплены, этот человек поднялся, пытаясь стоять прямо, и через некоторое время начал петь и танцевать по кругу, чтобы освободиться от груза на пояснице. Я видел, как он вырвал один штырь и затем, в течение часа или более, остальные. Когда танец прекратился, было видно через выражение его лица ту боль, которую он испытывал от распухшей кожи на пояснице; черепа болтались у ног, почти касаясь земли. Согласно законам или обычаям, он не мог отцепить эти черепа, только танцуя или бегая, но была возможность кого-то нанять, чтобы их оторвать. Поэтому он позвал своих двух друзей и дал каждому из них пони, и в присутствии свидетелей они оторвали этот груз. Танец продолжался в течении двух суток с разнообразными сценами: некоторые из них были с нанесением шрамов на руки, некоторые - на ноги или бедра, либо на обе части тела сразу с прямыми или крест-накрест надрезами, насколько позволяла фантазия или согласно клятвам. Этот танец проходит ежегодно с различным числом присутствующих и, как мне сказали, церемонии также проходят по-разному из года в год и очень редко проводятся те варварские сцены, которые здесь описаны, так как немного находится таких смельчаков, способных выдержать такие суровые испытания.
Я был свидетелем разных видов танца у Янктон, Янктонаи, Миннеконджу, Чёрноногих,
Сиссетон, Вахпетон и других
племен: военный танец со стрельбой, громкими криками и угрозами; танец бизона,
когда прикрепляют рога бизона себе на голову, а на руках и ногах навешены крюки
с запекшейся кровью после такого жестокого самопожертвования; танец скальпа,
где кричат и, подобно дикарям, размахивают ножами, томагавками и другим оружием
со скальпами на них, ещё недавно срезанных. Но ни в одном из этих танцев, мне никогда
ещё не доводилось видеть такие варварские сцены, которые здесь описаны,
соперничающие, разве что с подобной темой навешивания крюков в Индии. И
остается надеяться, что как только белое население будет жить вокруг резерваций со своим цивилизованным
подходом к жизни, с миссионерами, церковью, школой и влиянием христианства, они
ликвидируют это варварство, если не искоренят этот танец совсем. ® Это настоящая неотредактированная копия печатного текста (рукописный оригинал, которого утерян), написанная George William Hill и найденная среди его бумаг. |