ДЖОРДЖ СВОРД (САБЛЯ)
биография
Перевёл Стас, - Новосибирск, 2005
Джордж Сворд (Сабля),
около 1847-1910.
Мудрец и лидер Оглала Лакота.
Джордж Сворд (Miwakan), принадлежал к Оглала подразделению Титон Сиу, родился в 1847 в районе, который сейчас включает в себя запад Южной Дакоты. Благодаря редкостной комбинации врожденного таланта и амбиций, он увидел в охоте на бизонов и в войне два самых важных занятия мужчин Оглала. В своей автобиографии, которую Сворд написал к концу жизни, он вспоминал: «Я был … blota hunka (командующий военными отрядами) и возглавлял много военных групп против врагов, как против индейцев, так и против белых. Шрамы на моем теле показывают раны, которые я получил в битве». В знак признания его выдающихся достижений, пока он ещё был молодым, члены tiospaye, или расширенной семейной общины, выбрали его своим wakiconze (магистратом) «и так», объяснял Сворд, «я знал все обычаи лагеря и военного похода».
В дополнение к успехам в военных делах и охоте, Сворд добился популярности, как wicasa wakan (святой муж или шаман) и pejuta wicasa (знахарь). Касаясь знаний о религии Лакота, он говорил: «Я знаю старые обычаи Лакота и все наши церемонии, как wicasa wakan я проводил все эти церемонии. Я проводил Танец Солнца, который является самой важной церемонией Лакота, и ни один Лакота не спорил со мной. Я был также pejuta wicasa и принадлежал к группе людей Медвежьего целительства».
По мере увеличения белых переселенцев, оккупировавших земли Лакота в течении последней трети 19-го века, Оглала находились под давлением правительства США, уступая свои земли и перемещаясь в резервации. Сворд был главным участником в разрешении военных и дипломатических конфликтов, которые характеризовали эту эпоху. Благодаря своей репутации гражданского и духовного лидера, он был включен в различные делегации в Вашингтон и других западных городов для ведения переговоров с «Великим Отцом» (президентом) и администрацией правительства США по делам индейцев. Правительство грамотно пользовалось дипломатическими уловками для воздействия на индейских лидеров, используя различные технические приемы белых, и таким образом, выполняло требования по земельному вопросу и подчинению индейцев в свою пользу. Наряду с тем, что эта стратегия не удавалась в достижении должного эффекта, который возлагался на многих лидеров Лакота, успех сопутствовал Сворду. Он заявлял: «Я бывал в Вашингтоне и в других крупных городах, и увидел там, что белые люди копают землю и строят дома, которые невозможно двигать. Поэтому, когда они приходят, то уже не могут уйти».
Джордж Сворд
Печальный прогноз Сворда, созерцавшего борьбу Лакота в освобождении земли от белых, убеждал его поселиться в Агентстве Красного Облака, первой федеральной резервации Оглала, для того, чтобы сохранить обычаи и, как он заметил, «убедить моих людей сделать это». Это был тот момент, когда он изменил свое имя Tokicuwa (которое дакотский этнограф Элла Делория перевела, как «Вражеская Приманка») на Miwakan («Сабля» или «Длинный Нож»), «потому что», как он объяснил, «лидеры белых солдат носили сабли». Он служил разведчиком у генерала Джорджа Крука и полковника Ренальда Слайделл Макензи. За время военной службы, Сворд участвовал в нападении Макензи на деревню Шайеннов в 1876 году, и после битвы на Литл Бигхорн в том же году, он был послан в качестве дипломата, убедить Неистовую Лошадь и его лагерь сдать оружие.
Вскоре, после того, как Бюро по делам индейцев переместило Оглала на их первое место проживания в Пайн Ридж в 1878 году, Сворд принял, как капитан агентства, пятьдесят человек в силы Индейской полиции. Он сохранял это положение, как он заметил, «до тех пор, пока Оглала не прекратят думать о войне с белыми». Заработная плата была пять долларов в месяц. После ухода из полиции, он стал судьей в суде резервации по делам индейцев и был также посвящен в сан дьякона Епископский церкви. В феврале 1891 Сворд возвращается в Вашингтон, чтобы принять участие в совете, организованным делегацией Лакота совместно с Комиссаром по делам Индейцев, для выяснения причин резни у Вундед Ни и путях улучшения условий проживания в индейских агентствах. Он умер в резервации Пайн Ридж в 1910 году в возрасте шестидесяти трех лет.
Джордж Сворд, глава полиции
С одной стороны Сворд понимал, что жизнь в резервации разрушает многие традиции Лакота, а с другой, он видел, что это поможет сохранить веру и обычаи для потомков настолько, насколько это возможно. Огромный вклад Сворда в сохранение культуры Лакота был сделан в сотрудничестве с Джеймсом Р. Уолкером, правительственным доктором, который постоянно собирал материалы по традиционной вере и обычаям Оглала в своей резиденции в резервации Пайн Ридж с 1896 по 1914 года. Есть повод верить в то, что без поддержки Сворда, Уолкер никогда бы не был допущен к различным видам таинственной информации по религии и жизни Лакота, которую он собрал. Как писал Уолкер, «Сворд убеждал святых людей сохранить все их секретные знания в письменном виде, иначе, когда они уйдут из этого мира, все пропадет с ними; чтобы будущее поколение Оглала знало всё то, во что верили их предки и что они практиковали; что божественные духи Оглала будут рады, если эти люди расскажут то, что они хранят, и весь мир может узнать о них».
В результате просьбы Сворда, святые люди согласились поделиться своими знаниями с Уолкером. Условием этого было то, что он станет членом общества Бизоньего целительства, и будет соблюдать все их требования, и «не разглашать то, что он изучит до тех пор, пока больше не будет святых людей среди Оглала, чтобы Великий Суд Духов не стал их обвинять в том, что они открыли священные вещи первому встречному».
Однако Сворд не только выступал в качестве куратора в исследованиях Уолкера, но также был среди его главных информантов. Как член общества Медвежьего целительства, он утверждал, что знает «все лечебные церемонии, которые практиковались другими священными людьми и не только лечебные практики». В эти «не только лечебные практики» включались ритуалы Лакота, исполняемые перед военными походами и охотой и многое из ehanni wicowoyake или священных рассказов, которые составляли ядро космологии и метафизики Лакота. Важно подчеркнуть, что в своей роли информанта, Сворд также играл главного наставника Уолкера, являясь его проводником в сложном образе мышления Лакота и их этимологии. Тот факт, что Сворд учился читать и писать на языке Лакота, являясь уже взрослым человеком, и снабдил Уолкера как письменными, так и устными свидетельствами о различных аспектах культуры Лакота, принесло ему успех и известность хорошего специалиста в этой области.
С первого взгляда, попытки Сворда сохранить культуру Лакота могли появиться, когда он решил следовать по пути белого человека и убеждать своих людей делать также. Однако, более глубокое рассмотрение данного вопроса, предполагает то, что его примирение с белой культурой было согласовано с основной ценностью Лакота, которая обязывает гражданских и религиозных лидеров использовать свои таланты на благо общества. С этой точки зрения, деятельность Сворда в качестве полицейского в агентстве, судьи и священника, была практической трансформацией его более ранних ролей в качестве воина, главы лагеря и святого, посредством чего он надеялся вести своих людей через болезненное изменение политической свободы к созданию административных районов на местах резервации. Таким образом, несмотря на его видимое подчинение целям ассимиляции федеральной политики в отношении индейцев, основное значение Сворд придавал культуре Лакота.
Douglas R. Parks и Raymond J. DeMallie, Boundary "Plains Indian Literature," 2 19 (1992): 107-45; James R. Walker, Lakota Belief and Ritual ed. Raymond J. DeMallie и Elaine Jahner (Lincoln: University of Nebraska Press, 1980); James R. Walker, Lakota Myth ed. Elaine Jahner (Lincoln: University of Nebraska Press, 1983).
Harvey Markowitz
Библиотека Ньюберри,
Чикаго, Иллинойс.
Статья взята из Энциклопедии Американских Индейцев (Encyclopedia of North American Indians).
|