Ричард Грин
Жилетки стиля Титон-Сиу приблизительно 1890-1910
Шептание ветра / Том 26, №3 / 1993
Teton Sioux-Style Vests circa 1890-1910
BY RICHARD GREEN
WHISPERING WIND / Vol26No3 / 1993
Перевод с англ.: Орлиное Перо, - Новосибирск, 2005
Возможно, одними из самых роскошных предметов костюма танцоров мужчин Сиу старого стиля,
являются полностью расшитые бисером жилетки в технике «ленивый стежок», которые достигли огромной популярности
между 1890 и приблизительно 1910 годами, что сегодня можно понять, изучая фотографии.
Появление таких жилеток было вдохновлено тряпичными жилетками, которыми торговали с 1870-ых, расшитые жилетки
носил народ Сиу на танцах и встречах, особенно они были популярны в резервации Пайн Ридж и Роузбад, многие из
носителей сотрудничали с шоу Баффало Билла Коди и других шоу о Западе. Прошлые несколько лет получили возрождение этого
популярного предмета одежды среди традиционных танцоров. Полностью расшитый бисером жилет такого типа является
превосходным дополнением к любой традиционной танцевальной регалии стиля Сиу, и прекрасным ремесленным изделием
для коммерческой торговли. Такой жилет – главный герой этой статьи, которая является вводной частью для исследования
этого предмета, включает краткое описание его истории, техники создания и художественного оформления жилетки
стиля Сиу, статья включает фотографии нескольких предметов для примера, исследованных автором.
Полностью расшитый бисером жилет не является изобретением коренных американцев. Коммерчески производимые
тканевые жилетки европейского стиля, были, конечно, неиндейского фасона. Они рекламировались в современных
каталогах магазинов того времени, и в 1870-ых перешли в туземное одеяние, иллюстрируя собой новую смесь неиндейского
и индейского платья, которое получило своё развитие далеко вперёд от середины девятнадцатого века.
Такая тенденция, возможно, была рождена индейскими женщинами, которые стали делать туземные версии тканевых жилеток
из выделанной кожи. Восточные Сиу, помимо полностью расшитых, изготавливали кожаные жилетки выкройки по
европейскому образцу, которые украшались цветочным орнаментом из игл. Полностью расшитые бисером различаются,
тонко скроенные без покроя жилеты, вероятно появились среди Титон-Сиу в начале 1880-ых, и достигли своего апогея
в течение 1890-ых и в первом десятилетии двадцатого столетия. Хотя здесь автором сделан акцент на полностью
расшитых бисером жилетках Титон-Сиу, читатель должен иметь в виду, что подобные жилеты были не менее популярны
среди Шайенов, Арапахо и других племён центральных Равнин. На старых фотографиях можно увидеть танцоров Омаха
и Пауни, которые носят полностью расшитые бисером жилеты в стиле Сиу. Стоит только догадываться, каким образом
они попали к ним, возможно, некоторые из них были первоначально изготовлены Сиу и приобретены через торговлю.
(Конечно, множество других изделий, как, к примеру, бисерные мешки для трубок Титон Сиу приобретались и
использовались Кроу, также как Сиу часто стремились приобрести мокасины от своих соседей – Шайенов).
Паувау Сиу, конец 19 века. Танцор на переднем плане, и мужчина на заднем,
одеты в полностью расшитую жилетку.
Техника изготовления
Большинство полностью расшитых бисером жилетов стиля Сиу были сделаны из кожи ручной выделки (бычьей или коровьей),
сшивались сухожилием и украшались бисерной техникой «ленивый стежок». Обычно правильные жилетки разрезаны
и часто кажутся слегка маленькими в размере, хотя европейские тканевые жилеты модные в то время,
также имели схожую тенденцию.
Фото 1А и В (выше) – Титон-Сиу, около 1900. Длина 55,5 см. Ширина 45 см. Собрание автора.
Здесь хороший пример мотива Американского флага, используемого зеркально как спереди, так и сзади.
Обратите внимание на U-образный вырез шеи, это довольно необычно, чем общая V-форма. Также, интересно
применение разрезанного мотива «типии и облаков». «Подставка» используется только сзади. Обрамление вокруг
белого фона, выполнено из главного синего бисера, содержит внутри себя белые квадраты.
Очевидно, что размеры изменяются от жилета к жилету. Оценка примеров складывалась из длины
задней части и максимальной ширины жилета, которые часто являются относительно равными. Более или менее точные
размеры приводятся везде, где возможно в детальных описаниях иллюстрированных жилеток. Вырезы для шеи обычно
делались V-образной формы. Один приведённый пример (фотография 1А) имеет U-образную форму отверстия для шеи.
Вообще, жилеты состоят из трёх частей: спины и передней части (левой и правой), которые сшивались в плечах и
к низу вдоль сторон тела. Для сшивания частей вместе, используются сухожилия или фабричная нить. Иногда, ради
экономии, несколько меньших частей сшивались вместе, ведь, в конце концов, внешние поверхности полностью закрывались
бисером. Иногда в жилетах делали подкладку из фабричной ткани, которая кроилась и сшивалась в плечах согласно
кожаному образцу.
Фото 2А и В.
Титон-Сиу, приблизительно 1880. Длина 44,5 см. Ширина 46 см. Собрание автора.
Обратите внимание на довольно простой, не перегруженный мотивами орнамент с ограниченным набором цветов.
(Сравните эту жилетку с более сложным узором на фотографиях 1А и В и фотографии 5 (слева), обе датированы
приблизительно десятью или пятнадцатью годами позже.
М-образные мотивы, кажется, повторяют «подставку», символизирующую «стойку для мяса», используемую здесь по
нижнему краю, поддерживая тем самым фронт. (Странно, мотив на переднем плече не отзеркален на противоположной
стороне; ещё один пример причудливости художника).
Обрамление состоит из повторяющихся синих треугольников на белом фоне. Эта жилетка принадлежала Джеку Орлиным
Глазам Карсону, шоумену шоу дикого запада и приёмного сына Техаса Джека Омохундро.
Фото 3А и В.
Титон-Сиу, приблизительно 1890. Длина 58 см. Ширина 43 см. Ian West Collection.
Орнамент, используемый на передней части этого примера, кажется, слияние мотивов «облаков» и «подставки».
Обратите внимание также на смелое применение одинаковых «типи и облаков» в узоре на задней части с остающейся
областью белого фона, заполненного очень маленькими разбросанными перекрестиями, и т.д. Также, здесь изображены
два разных мотива Американского флага, и замечательная искривлённая грань по более низкому краю. Обрамление состоит
из простого ряда «сеть, охватывающая белый».
Использование цветного бисера
Преобладающем цветом фона был белый (меловый, белый или молочный белый), в качестве альтернативы под фон
использовался голубой, бирюзовый или розовый цвет бисера, они, однако являются исключением нежели правилом.
Для орнаментов использовался обычный диапазон цветов бисера любимых Титон-Сиу. Они включают белый, красный, тёмный
синий, голубой, светлый синий, светлый зелёный, прозрачный тёмно-зелёный и сальный жёлтый. На лицевой стороне
стальные и медные бусины были весьма популярны какое-то время, и использовались довольно экономно.
Однако, Титон-Сиу вообще ограничивали свой набор цветов до трёх или четырёх помимо цвета фона, обычно они
включали синий и белый. Желающим изучить узоры жилета подробно, я рекомендую ознакомиться со статьёй Ричарда
Кона о бисерной вышевке Титон-Сиу. Там собрана подробная информация о выборе цветов бисера, и дублировать это
в данной статье было бы лишне, ввиду полного раскрытия этой темы Конном.
Стилистические мотивы и дизайн
Геометрия
Широкий диапазон геометрических орнаментов бисерной вышивки использовался в стиле второй волны бисерного периода,
как выделил Lyford [2], и описывается автором как «барочная» стадия, состоящая из сложных узоров в виде
прямоугольников, треугольников, многогранников, параллелограммов, брусков, перекрестий и т.д.
Некоторые жилеты, датированные с 1880-ых, сохранённые в большом количестве, могут показать несколько
менее сложных узоров, по сравнению с полностью заполненным орнаментом бисерным фоном. (См. фотографии 2А и В).
Некоторые детские жилетки украшены относительно простыми мотивами из-за меньшей поверхности бисерной области,
хо это вовсе не было правилом.
К 1890-ым однако, выдвинулась тенденция лёгкого паучьего эффекта, который был, вероятно,
вдохновлён орнаментами неиндейских ковров, и использовался в бисерной вышивке Сиу в конце девятнадцатого столетия.
Эти полученные мотивы идеально подходили под ленивый стежок, и часто расширялись вспомогательными разветвлениями,
зигзагообразными и зубцеобразными окончаниями.
Большинство жилетов, изученных мною и представленных в этой статье, выполнены в «барочном» стиле бисерной работы.
Распространённый мотив, используемый на жилетах стиля Сиу, это «типи и облака» [Lyford, FIGS.32 и 33]:
равносторонний треугольник, продлеваемый двумя прямоугольными треугольниками, смотрящими друг на друга.
Существует бесчисленные разновидности этого общего мотива, несколько из которых показаны на Рис. 3 (Е).
Эти узоры даны просто как пример, и потому вовсе не обязательно точно копировать их в вышивке.
Традиционное бисерное творчество в производстве жилеток (как и в любой другой вещи) всегда уникально,
хотя идея мотивов и вдохновляется традицией орнаментов. Художники Сиу никогда не боялись проявлять своё
творчество и изощрённость! Жилет, показанный на фотографии 1 В, демонстрирует особенный вид узора, где
мотив «типи»
разрезан вертикально, на верху изображена пара «облаков». Наблюдая за этим творчеством внимательно,
можно хорошо представить, каково было восхищение от бисерной работы Лакота, так как они достигли великолепного
стиля, вышивая ленивым стежком переднюю и заднюю часть жилета.
Фото 4А и В. Вероятно Титон-Сиу, приблизительно 1890. Длина 44 см. Ширина 42 см.
Собрание Майкла Г. Джонсона.
Объединение в одну композицию изображённых фигур и мотива флага США – распространённая особенность, которая создаёт
чрезвычайно драматический эффект. Отзеркаленные, направленные друг к другу всадники, занимают большую часть фона.
Обратите внимание на кожаную бахрому и тканевый подклад. Обрамление выполнено из тёмно-синих блоков на белой основе.
«Подставка» полностью отсутствует на этом примере.
Фото 5 (сверху). Оглала Титон-Сиу, приблизительно 1900 (слева) и жилетка Шайенов (?),
приблизительно 1885 (справа). Собрание Е. Х. Блэкмор, музей Hastings, Англия.
Жилет Титон-Сиу слева, воплощает врожденный талант туземного художника, узоры отличаются сложностью по составу, относятся к последнему бисерному периоду. Композиция мощна и статична, разделена вертикальным рядом шевронов. Мотив «типи и облаков» имеет максимальное украшение, по сравнению с более разряженной композицией на жилете, изображённым на фотографии 2А и В. Граница, обрамляющая ряды ленивых стежков, выполнена внизу, вдоль плеч и отверстий для шеи и рук, её узор состоит из диагональных полос.
Жилет, изображенный справа – другой хороший образец пиктографического стиля. Отзеркаленные, смотрящие друг на друга стоящие фигуры, удачно скомпонованы по отношению всадников, размещённых внизу у основания. «Подставка» опять отсутствует. Обратите внимание на отделку швов, соединяющих грудную и спинную часть жилета, нижняя часть обрамлена повторяющимися треугольниками.
Фото 6 (слева). Вероятно Титон-Сиу, приблизительно 1890. Длина 39.5 см. Ширина 40.5 см
(размер юноши). Ian West Collection.
Довольно скудный состав узора, представлено треугольное размещение мотива «типи и облаков» в трёх рядах без
центрального разделения. Обрамление состоит из простого ряда тёмно-синего бисера. Фронт имеет три пары шнурков,
обёрнутых иглами, и небольшого металлического креста, прикреплённого к одному из них.
Декор «подставки»
Один узор, который, как кажется, использовался исключительно на жилетах – «подставка», или «стойка для мяса» как
иногда говорили о нём. Он вышивался вдоль обрамления нижнего края жилетки, состоит из горизонтальной линии и
вертикальных стоек. Хотя он использовался не на всех вещах, но обычно изображался на спинной части жилета,
либо на спинной и передней одновременно.
Lyford иллюстрирует три примера этого узора [Lyford, Рис. 22], утверждая, что он также используется на мокасинах,
хотя очевидно, что таких примеров в реальности не существует. Однако, фотография сделанная Фредериком Всиголдом
в 1909 и изданная в Haberland's Ick Dakota [3], изображает мужчину Оглала Сиу Эндрю Ножа, на котором одеты
полностью расшитые бисером жилетка и брюки с вышитым узором «подставки» по нижнему краю жилетки и верхнему
краю брюк. Насколько я знаю, это единственный пример узора «подставки», вышитого на другой вещи помимо жилета,
и даже здесь, это случай сочетающейся одежды.
( Жилет, принадлежащий Эндрю Ножу, изображён на фотографии 5).
Несколько вариантов показаны на рис. 1, А, С и F, это наиболее типичные узоры, некоторые из них более необычны.
Узор I отклоняется от нормы, показывая «подставку», перевёрнутую вверх ногами от нижнего края жилета.
Мотив, используемый на жилете, изображённым на фотографии 5 (слева), кажется, является помесью «типи и облака»
с декором «подставки». Точно так же на фотографии 3А мы видим смесь «подставки» и «облаков»: два внутрь стоящих
треугольника с подвесными вертикальными линиями внизу. На некотором количестве жилетов, изучаемых мною, орнамент
«подставки» отсутствует вовсе (см. фотографии 4 и 5 справа).
Пиктографический дизайн
Использование пиктографического дизайна, происходит от дизайна росписей, которые создавали мужчины воины
на своих щитах, покрышках типи, в рисунках в бухгалтерских книгах и т.д., такие узоры становились всё
более популярными в период 1880-ых и 1890-ых. Такой дизайн в основном включал всадников и фигур в
традиционной одежде, а также птиц, оленей, и других узоров живых существ. Их форма обычно перекликалась с
типологией ленивого стежка, обрамления, фона, заполняя пространство (фотографии 4В и 5 справа).
Мотив Американского флага
Другой декор, часто используемый на жилетах (а также на других вещах) – мотив Американского флага, который
пользовался широкой популярностью в течение 1890-ых. Его военное значение было хорошо понято и уважалось Сиу
и их соседями, а также соответствовало национальному бисерному искусству. Его использование привело к новым
возможностям композиции и успешному принятию этого патриотического мотива. Разнообразие примеров видно
на рис. 4 (А – Е), а также на фотографиях 1А и В, 3А и В, и 4В. Цвета, используемые для флага,
обычно соответствовали оригиналу: красный, тёмно-синий и белый. На рис. 4Е, флаг был вышит на леггинах.
Здесь применён красный одновременно с бирюзовым, а также чёрный и сальный жёлтый применены для изображения
полос флага.
Число горизонтальных красных полос варьируется от четырёх до семи и больше, что касается звёзд, то они
иногда выполнены в виде крестов либо квадратов.
Размер флага также меняется в зависимости от композиции всех элементов орнамента. Обратите внимание на
Рис. 4В, где флаг перевёрнут, и на 4С, на котором применены только горизонтальные красные полоски, синий
прямоугольник со звёздами полностью опущен. Американские флаги обычно вышиваются на жилетах в зеркальной
паре, по одному на каждой стороне (см. фотографии 1А и В, 3А и В). Как альтернатива, могут использоваться
пересекающиеся флаги в центре композиции на спинной части жилета, как показано на фотографии 4В.
Танцоры Сиу (сверху), около 1890. Танцор в центре носит полностью расшитый
бисером жилет. Фотограф O'Neill. Written Heritage Collection.
Ниже – танцоры Сиу на родео к северу от Пайн Ридж, 1908. (Ник) Чёрный Лось, который путешествовал с шоу
о Диком Западе Баффало Билла в 1890, стоит крайний справа. Обратите внимание на то, что стоящие на коленях люди,
крайний левый и правый, одеты в полностью вышитые бисером жилеты, а другие в центре, носят купленные в магазине
жилетки из ткани. Marquctte University Collections.
Композиция
Все жилеты такого типа имеют отдельный бисерный ряд обрамления в стиле ленивый стежок, который проходит вдоль
вырезов и границы нижнего края. В некоторых случаях, такой ряд может идти вдоль тела на стыках спинной и
передней части жилета, и иногда вдоль плеч как погоны. Обычно, такое обрамление довольно просто, выполняется
красным, тёмно-синим или средним зелёным цветом бисера. Может включать в себя ритм простого треугольника,
диагональную полосу или мотив маленького квадрата. Пример наиболее распространённого обрамления показан
на рис. 2 (А-Е). Ряды ленивого стежка заполняются горизонтально, характерная ширина каждого ряда изменяется
от 1/2 дюйма (или чуть меньше) до 3/4 дюйма, более широкий ряд используется на больших жилетах,
из-за большого пространства, которое необходимо покрыть бисером. Количество рядов поперёк
задней части жилета человека может изменяться от 35 до 50. Жилеты имеют приблизительно квадратную форму,
крой жилета определял композицию узоров. Цель заполнения доступного пространства жилета,
состояла в хорошо-сбалансированной группировки геометрических элементов.
Обычным подходом было двойное или тройное группирование основных элементов орнамента,
верхние элементы были самыми маленькими, средние побольше, а нижние являлись самыми большими.
Среди основных элементов могли располагаться второстепенные, которые заполняли свободные пределы,
как, например перекрестия (рис. 6). «Подставка» размещалась вдоль нижнего края.
В случае пиктографического дизайна, стоящие фигуры по направлению друг к другу могли изображаться вверху,
а внизу вышивались всадники, которые заполняли всю оставшуюся область, ниже них могла располагаться
«подставка» (рис. 5, справа).
Некоторые жилеты с пиктографией по одной стороне, могли иметь геометрические фигуры по другую (фотографии 4А и В).
Часто задняя часть жилета была разделена вертикальным рядом по центру в виде треугольников, многогранников
или перекрестий, иногда ряд соединялся в полосу и символизировал «позвоночник». Подбор таких элементов,
замеченных мною, показаны на рис. 5 (А-F).
|
|
Рис. 6. Примеры композиции дизайна
Мальчик Сиу (слева), одетый в полностью расшитый жилет, украшенный бахромой, 1899. Военный убор не типичен для ношения
мальчиком, это говорит о том, что этот вапхаха принадлежит фотографу.
Фотограф J.H. Bralley. Written Heritage Collection.
Дополнительное художественное оформление
Многие из изученных жилетов имеют плоскость, неукрашенную грань вне границ бисера.
Другие имеют оторочку бахромой, как прямой так и кручёной, она отдельно пришивается к нижнему краю или
вокруг вырезов. Жилет одного мальчика был даже украшен кожаным краем вокруг выреза.
Обрамление простой или фабричной хлопковой тканью, шёлком, является обычным явлением. Более необычно отделка
краёв металлом, обивка или отделка драпировкой. Шёлковые ленты, приложенные к бисерной поверхности, роспись
по внутренней части жилета, или расшитые иглами нижние края жилета, являются дополнительными украшениями,
с которыми можно столкнуться.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
[1] Conn, Richard
"Western Sioux Beadwork", American Indain Hobbyist, Vol. VI, Nos. 9-10,1960
[2] Lyford, Carrie A.
"Quill and Beadwork of the Western Sioux"; Haskcll Institute, Lawrence, Kansas, 1940.
[3] Habcrland, Wolfgang
"Ich, Dakota", Dietrich Reimcr Verlag, , 1986.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ
Conn, Richard.
Circles of the World. Denver Art Museum, 1982
A Persistent Vision, Art of the Reservation Days. Denver Art Museum, 1986
Flint Institute of Arts
The American Indian; the American Flag. Flint, Michigan, 1975
Hail, Barbara A.
Hau, Kola!. Haffenreffer Museum of Anthropology, Brown University, 1980
Kostelnik, Mike.
"Circa 1900 Sioux Beaded Vest", Whispering Wind, Vol.23, No.l, Spring 19,90,p. 36
Maurer, Evan.
Visions of the People. Minneapolis Institute of Arts 1992.
Моя самая искренняя благодарность Майку Джонсону,
Ian West и доктору Колину Тейлору за их полезные комментарии и предоставленные фотоматериалы,
включённые в эту статью.
|