на главную



КЛАРК УИССЛЕР

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ИНДЕЙЦЕВ СИУ


DECORATIVE ART OF THE SIOUX INDIANS


by CLARK WISSLER

Bulletin of the American Museum of Natural History

Vol. XVIII, Part III, P. 231-278

New York, Dec. 17, 19O4

переводчик неизвестен



ВСТУПЛЕНИЕ

Данная статьи является кратким описанием декоративного искусства Дакотов и основывается на фактах, полученных автором, когда он принимал участие в экспедиции Музея летом 1902 года, как часть официального обзора коренного американского искусства. Основным объектом этой экспедиции было получение и сбор коллекции типичных декоративных рисунков и информации о них.

Дакоты, под более обычным названием Сиу, хорошо известны и нет необходимости упоминать их историю и прежнюю жизнь. Их декоративное искусство состоит из геометрических рисунков, вышитых иглами дикобраза и бисером, а также в рисунках на шкурах и мешках.

Предметы, представленные в этой работе, находятся в коллекции Американского Музея Естественной Истории. Другие иллюстрации выполнены художником Р. Вебером. На них естественные цвета обозначены следующим образом:

вертикальная штриховка — красный;

горизонтальная — синий;

диагональная — зеленый;

точечная — желтый;

черный и белый — имеют свои естественные значения.



ДЕКОРАТИВНЫЕ РИСУНКИ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ

Интересной частью в декоративном искусстве Сиу является использование и опознание названий для большинства элементарных геометрических рисунков и использование этих элементов в композиционных рисунках. Такие композиции могут быть просто декоративные по сути, могут использоваться для выражения либо события или инцидента, или используются как символ мистической печати.

Имея в виду этого утверждения, мы приступим к рассмотрению предметов. На илл. XXXVIII мы имеем серию украшенных мокасин, собранных у Дакота. Эти экземпляры полностью украшены в соответствии с декоративным мотивом. Женщины были уверены, что, хотя они делают рисунки с другими мотивами, в этом случае они ничего не имели в виду, кроме красоты мокасин.

В одном отношении, эти мокасины все похожи — орнаментированный край идет вдоль подошвы. Во всех случаях этот бордюр состоит из маленьких геометрических рисунков, расположенных симметрично на однородном фоне. Наиболее распространенный бордюр состоит из треугольников, с верхом смотрящим вверх. Об этом рисунке обычно говорят как "узор типи" или "палаточной рисунок". В некоторых случаях на основании треугольника располагается прямоугольник. Это говорит о реалистическом характере рисунка, так как представляет дверь или вход в палатку. Другой вариант такого треугольника состоит из узора блокоподобного рисунка, как на фиг. 2 этой иллюстрации. Эта фигура ассоциируется со ступенчатой фигурой рисунка палатки на фиг. 6. Это определяется как "отрезать" или "шаговый узор", но необычно еще то, что эта вариация не мешает говорить о рисунке в целом как о фигуре палатки. Мокасины, показанные на фиг. 1 и 6, представляют прямоугольный бордюр, называемый "связка" или "мешок", "коробка" и т.п. Этот узор я, буду называть "коробчатым" рисунком. На фиг. 4 появляется двойной крестообразный рисунок, всегда определяющийся как узор стрекозы.

В то время, как показанные здесь мокасины все имеют бордюры, украшения на подъеме весьма различны, на примере экземпляра фиг. 1, поперечные полоски классифицируются как "дорога", "тропа" или "путь" — дорожные рисунки. Рисунок на фиг. 2 назван как узор "три ряда". Вытянутая полоса на подъеме (фиг. 3, 4 и 6) называется "среднийряд". Украшенная площадь между этим средним рядом и бордюром не имеет специфического названия, но о ней говорят, как о "пространстве" или "часть между". Трехрядные и средне-рядные узоры называют всеобщим стилем или большим рисунком. Фиг. 6 несет подобный рисунок как на середине, так и на бордюре. Фиг. 3 и 4 имеют серию маленьких треугольников по среднему ряду — эти рисунки определяются как позвоночник. Фиг. 2 украшена рисунком стрелы, коробчатым рисунком и рисунком без имени. Боковые полоски на фиг. 6 формируют фон для серии прямоугольников и названы узором "заполнять".

На илл. XXXIX представлены другие формы украшения мокасин. На фиг. 1 мы находим "коробчатый узор" и "шаговый узор". В таком случае владелец утверждал, что последний рисунок был специфическим представлением ступенек к двери дома белого человека. Фиг. 2 показывает широкий полосчатый бордюр, на котором появляется изображение полета птиц. На подъеме этого экземпляра мы находим ряд прямоугольников, расположенных диагонально — это названо как узор "закрученный". На фиг. 3 рисунок головы лося и простая фигура креста. Фиг. 4 несет изображение орла и комплекс на бордюре из половинок треугольника шагового рисунка и внутри него три прямоугольника заполненного рисунка. Фиг. 5 показывает характерный стиль украшений для женских мокасин. Бордюр опять из закрученного узора. Радиусная фигура на подъеме из рисунков пера. Два выступа над ними образуют трех-рядовый тип украшения, как и на композиции в фиг. 6.

На илл. XL собраны типичные рисунки маленьких мешочков, которые носили женщины и девочки. На фиг. 1 простой узор из промежутков темных и светлых цветов, он определяется как "мелочь". Фиг. 2 несет простой заостренный рисунок, симметрично расположенный на декоративном фоне. Рисункам этого вида дается название "колючка" или "наконечник стрелы". Как мы позже увидим, они также несут формы узора листа. Два рисунка наконечника внизу, фиг. 3, подобного типа. Три стоящие фигуры, говорят, что представляют вихрь. Причина вихря, говорят, проистекает от силы мотылька, кокон которого представлен в традиционном рисунке. Рисунки на фиг. 4 представляют перья. Фиг. 5 показывает несколько элементов рисунков, скомбинированных в типичной манере и показывает новый элемент в виде трезубца.

Мешочки, в которых хранится огниво, представлены на илл. XLI. Здесь мы находим комплекс рисунков, обычно видимых на таких предметах. Ромбовидный центр рисунка на фиг. 1 названый "kehu'ke", который используется для изображения наконечника стрелы ромбовидной формы, но о рисунке говорят, как о простой форме, так что "ромб" будет хорошим переводом этой идеи. Треугольные выступы на сторонах считаются рисунком листа, хотя иногда называется как наконечники. Раздвоенный рисунок сверху и снизу ромба является изображением дерева, с выступами двух листьев от ветки или формой простого листа. Подобный мешочек (фиг. 2) представляет ромбовидную форму, названную "полный наконечник". Рисунок на фиг. 3 представляет традиционный смысл креста, но сделанный из узоров палатки, маленькие прямоугольники опять являются коробчатым узором. Фиг. 4 представляет элементы, описанные выше, и не нуждается в описании.

В декоративной работе рисунки креста называются как "пересечение линий", но если концы линий заостренные, как на рисунках стрел, фигура становится просто "пересечение стрел" или "узор стрелы".

Собрание главных элементов рисунков даны на фиг. 71.

Очевидно, что композиции строятся из элементов рисунков в соответствии с традиционной модой. Композиции чисто декоративных мотивов хорошо иллюстрированы сериями сумок для трубок. Всё говорит о том, что эти сумки являются кульминацией декоративных рисунков Дакота. Они используются исключительно мужчинами, но делаются женщинами, и все считают их произведениями искусства. Их практическая ценность ничтожна. Они носятся мужчинами как символ социальных функций и на церемониях.

Некоторые из этих сумок представлены на следующих иллюстрациях и показывают традиционные формы рисунков илл. XLII и XLIII. Возможно, что нет специальных названий для этих комбинаций. Традиционный тип показан на фиг. 2 и 3, илл. XLII, как очень часто встречающийся. Фиг. 3, илл. XLIII несет комплекс рисунка палатки, в котором одна палатка искусно включена внутрь другой над входом. Фиг. 2, илл. XLIII заслуживает специального упоминания. Рисунки этого типа обычно приятнее для глаза, чем те, что в простой композиции. Рисунки этого типа называются как узор "зеркало" или узор "отражение". Никто не дал вразумительного ответа и объяснения этому, но, возможно, эффект комбинации линий и рисунков объясняет эту идею. Существует небольшая аналогия с отражением лица в зеркале.

Интересный тип показан на фиг. 1, илл. XLIII, где показана традиционная форма рисунков фиг. 2 и 3, илл. XLII, используется в комбинации с другими элементами. Полное имя для этой композиции "стреляющие стрелы из между холмов".

Пока мы рассматривали рисунки в бисере и иглах в их реальном значении. Мотив брался индейцами только как декоративный, то есть рисунки наносились для ублажения глаза. В то время, как эти украшения представляют композиции элементов в их условно-реальной форме, они в целом редко считались как продолжение древних мотивов. Такая связь между рисунками и мотивами могла считаться как абстрактное украшение или попыткой связать их вместе. Это чисто декоративное искусство. Предшествующее достаточно хорошо выражает школу такого искусства среди Дакота. Идеалы этого искусства используют условные элементы в композициях условного типа. Другая сторона этого искусства то, что со временем это становилось работой женщин. Помимо просто декорации, в искусстве Дакота мы можем найти также и символические мотивы.



УСЛОВНЫЕ УКРАШЕНИЯ И СИМВОЛИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ

В содержании украшений мы находим условность, принадлежащую специфическим рисункам для определенных предметов. Это хорошо иллюстрируется условной орнаментацией платьев из оленьей кожи, которые носились женщинами и девочками. Они все такого же типа, как можно видеть на илл. XLIV и XLV.

Эти одеяния совершенно простые в выкройке — платье для маленькой девочки может быть вырезано из единого куска, согнутого по плечевой линии, для головы вырезается отверстие и завершается всё сшиванием сторон подола. Продольное пространство по плечам, груди и спине вышивается бисером с рисунками на голубом фоне. Женщины говорят об этой технике как "голубая нагрудная вышивка". Рассматривая предметы в деталях, мы находим несложные рисунки таких же типов, как описывалось раньше, но сложенные в композицию по сущности символическую. U-образная фигура на груди (фиг. 1, илл. XLIV) представляет грудь черепахи, а крылоподобные удлинения от нее представляют стороны панциря. Большая вышитая площадь представляет озеро или поверхность воды, в котором мы видим отражение неба. Рисунки внутри этой площади традиционно представляют отражение предметов на небе или на берегу. На этом экземпляре звезды, представлены пятиконечным звездным рисунком; облака, треугольным рисунками и их дополнениями. Крест помещен только за его декоративную ценность. Маленькие вышитые пространства, к которым подвешены ремешки, представляют узлы ремешка. Вышитая кайма, как повторение границы большой вышитой площади, и представляет берег озера.

Говорят, что условно U-образный рисунок на платье представляет черепаху, расшитая площадь — воду, а рисунки на ней — отражение в воде, как видимого, так и невидимого мира. Однако, когда женщина вышивает платье, она связана, главным образом, с эстетическим эффектом и делает эти рисунки на вышитой площади так, как ей диктует ее вкус. Она знает традиционное значение этих форм, но не придает этому значение. Если спросить ее о названии и значении ее рисунков, то она ответит, что она использует различные образцы на вышитой площади, "чтобы нравилось ее глазу", но что они в соответствии с утверждением ее предков, отражение в воде. Таким образом, ее композиция противоречива в своей символической фазе, с тех пор как она может иметь "пересечение троп" или целый рисунок тропы, представленный как отражение на глади озера. В обсуждении рисунков такого характера, индейские женщины обычно говорят, что они отражаются в воде; и если спрашивается об отдельном рисунке, то они утверждают, что он не имеет символического значения, что он только декоративен. Здесь проявляется явное противоречие, но тем не менее это иллюстрирует равноденствие двух тенденций в индейском искусстве, — декоративной и символической.

Никакой информации не получено к экземплярам на фиг. 2, илл. XLIV и илл. XLV, однако автор видел много подобных рисунков и был информирован, что они имеют такое же значение, как и предыдущие экземпляры.

Рисунок черепахи обычно наносился на детскую люльку. Экземпляры вышивки старого типа люлек выставлены в Музее. Стороны украшены коробчатым и шаговым узором, а рисунок на голове [над головой — прим. набор.] является символом черепахи (фиг. 72). На других экземплярах такой же тип рисунка появляется на сторонах люльки так же, как и на головах [над головой — прим, набор.].

Рисунок фиг. 73 сделан на люльке старого образца, и он также представляет черепаху. Рисунок, представленный на фиг. 74, обычно встречается на женских леггинах, представляет черепаху, и, как видно, имеет сходство с представленными ранее рисунками люлек.

Сложный рисунок на маленьком сыромятном мешочке (фиг. 75), взятый в целом, представляет грудь черепахи.

Амулеты пуповины и фетиши, обычно делались в форме черепахи, как на фиг. 76 и на илл. XLIV, фиг. 2. Можно думать, что все геометрические рисунки, как говорят, представляют грудь или внутреннюю часть панциря черепахи.

Символическая основа для представления черепахи в этом случае находится в веровании, что черепаха имеет силу над действием заболеваний, относящихся к женщинам, особенно во время родов и периода младенчества [ребенка — прим. набор.]. Поедание живого сердца черепахи считается положительным средством от менструальных расстройств и бесплодия.

Другой тип украшения, видимо, имеющий символическую основу, это тот, который имеет красные линии и полоски, находящиеся на предметах, используемых женщинами. Этот тип украшения почти универсальный для седельных сумок, как показано на фиг. 77. Он также использован на седельной подстилке молодой женщины (фиг. 78).

На церемониях при достижении девочками половой зрелости, красные линии являются символом жизненного промежутка, или вернее, той части жизни женщины, в которой могут рождаться дети. В метафорическом языке Дакотов, это выражается как "путь, по которому женщина путешествует ". Теперь, как и в случае рисунков черепахи, мы находим эти красные линии, образующие украшения на различных предметах. Было сказано, что в древние времена эти линии обычно располагались на люльке перворожденного, невзирая на пол ребенка, и с течением времени это стало одним из традиционных типов украшения люльки (фиг. 79), в котором символическое значение рисунка было всеобщим, но затем утерялось, однако при использовании этого рисунка в предметах, сделанных для девочек и молодых женщин, этот символический мотив обычно преобладал.

Фиг. 80 представляет мокасины девочки, фиг. 81 — шкуру для девочки, и фиг. 82 — маленький парфлеш, на котором линии нарисованы внутри овальных изображений. Церемония половой зрелости, при которой эти линии играли важную роль как официальное признание половой зрелости девочки, и сложная молитва предпринимались для ее будущей деятельности и новой физиологической способности. При этом через официальную церемонию, девочка принимала символику женщины. Она обычно разрисовывалась красными линиями на ее лице, как публичное утверждение факта, что она достигла половой зрелости и что она предпринимает определенные шаги в религиозном отношении по этому случаю. Линии также символизируют так называемый "Танец Четырех Трубок", в котором демонстрируется почет для любимого ребенка.

До применения одежды белого человека, Дакоты разрисовывали бизоньи шкуры условными рисунками. Накидки для женщин украшались в обычном стиле, как, например, на фиг. 83. В таких рисунках линии опять появляются в верхней половине шкуры, и объясняются тем же значением, что уже говорилось выше. Прямоугольная фигура является предметом великого разнообразия в деталях, но ее относительное расположение всегда такое. Дакоты считают, что это когда-то имело символическое значение, но теперь перешло в условность и первоначальное значение утеряно.

Шкуры для мужчин, типа изображенного на илл. XLVI, имеют рисунок, о котором говорят, как "черный военный головной убор". Без сомнения, можно сказать, что Дакоты обладали символическими шкурами, они продолжают считаться таковыми и не стали условностями.

Существует другой тип декоративного рисунка, в котором композиции имеют символический смысл — далекий, но несомненный. Женщины говорят, что они иногда в видении получают комплекс рисунков. В этих видениях рисунок обычно появляется на горе или на скале утеса; через видение нередко получается целая часть работы в ее окончательном варианте. Такая деятельность считается работой женского культурного героя, который является одной из сестер-близнецов. Обычно об этих близнецах говорят, как о двух женщинах, соединенных вместе. Помимо их других мистических дел, они подразумеваются как законодатели искусства, дающие свои наставления женщинам Дакотов, через видения. Считается, что эта женщина придумала таким образом многие рисунки, которые сейчас в моде. С ее смертью стало обычным для сестер-близнецов выдумывать такие рисунки. Подобные рисунки всегда считаются как работа самой культурной героини. Однако женщины иногда выдумывают рисунки и помимо близнецов, которые также приходят из какого-то священного источника. Такие рисунки копируются другими женщинами и таким образом становятся частью искусства общего для всех. Я видел несколько рисунков видения древнего происхождения и не нашел особых расхождений от других рисунков, как на фиг. 84.

Теперь, после всего видно, что рисунок видения не так отличен по типу и по манере изображения, в которой философия Дакотов допускает оригинальность прошлого стиля декоративного искусства. Достаточно очевидно, что эти традиционные "святые женщины" продолжают активно влиять на развитие искусства и это, в сочетании с другими традициями их силы и нереальными выражениями искусства, ведет к тому, что каждый рисунок имеет смутный символический исток.

Ради полноты вопроса, несколько символических рисунков будут рассмотрены еще. Символ для волшебного обруча, который сам является символом Вакантанка, — обычно круг с его центром. Этот символ также священен и при использовании как просто украшения, и когда он так употребляется, мотив более, чем декоративный. Другой символический рисунок это тот, что изображает паутину. Его обычная форма показана на накидке ребенка (фиг. 85) [фиг. 85 отсутствует в оригинале перевода]. Эта накидка [в оригинале перевода — шкура] сделана священной женщиной как символ силы, которую она вызвала для пользы будущего владельца. Полное объяснение значения этого символа может быть дано только в связи с обсуждением положений религии Дакота, чего мы не можем здесь сделать. Гром, Четыре Ветра, Земля и Небо обычно представляются в этом символе, составляющем их основное значение. Четыре конца рисунка на этом предмете представляют четыре конца небес и земли, а также дома Четырех Ветров. Выступы от углов представляют видимую сущность Грома, то есть молнию. Край шкуры представляется молнию, как символом сверхъестественной силы, после выражения символических идей.

Подобный четырехугольный рисунок без дополнений обычно используется как символ неба или небес, так же, как и символ звезды. Религиозные идеи, из которых этот символ происходит: Паук, Паутина, Небо, Звезда, Ветры, Гром и Земля тесно соприкасаются, и, можно сказать, формируют составной тип силы или Wakan [1]. Я никогда не видел этот рисунок в виде чистой декорации, и если какой-либо предмет содержит его, то, без сомнения, это абсолютно символическое значение. В одном случае это вышито иглами на сумке [в оригинале перевода — мешке]. Владелица этой сумки сказала, что она знала, что это очень священная эмблема, и она расположила ее, как подобает по правилам, так как сумка предназначалась как временное вместилище для некоторых предметов от погребальных ритуалов для любимого ребенка. Связь между декоративным и символическим мотивом, в этом случае, может быть опущена для читателя. В церемониальных и религиозных рисунках цвета обычно имеют символическое значение:

красный — представляет закат или гром;
желтый — закат, облака или землю;
голубой — небо, облака, ночь или день;
черный — ночь;
зеленый — лето.

Молния иногда зеленая, для изображения летнего времени, а иногда голубая, для представления ее смертельного эффекта, но обычно ее цвет носит случайный характер.



ПРИМЕРЫ ИДЕЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К РИСУНКАМ

В добавление к сумкам для трубок [в оригинале — трубочным мешкам], представленным в предыдущей части, были собраны предметы с рисунками, несущими символические идеи.

Большой рисунок на предмете, показанном на илл. XLVII, фиг. 1, представляет перья с верхушками. Четыре подковообразные фигуры на игольной части представляют собой следы лошади. Другие рисунки имеют свои обычные названия.

Фиг. 2 представляет бизона. Планка в игольной части — хвост. Части на вышитом рисунке, последовательно означают голову, горб и заднюю часть тела. Другие рисунки просто декоративные.

На экземпляре фиг. 3 ромб внутри центрального прямоугольника представляет буте (bytte) — крутой холм на равнине, а сам прямоугольник — траву вокруг него. Приставки к прямоугольнику — деревья или "раздвоенное дерево". Центр рисунка на фиг. 4 представляет собой холм, а четыре приставки — деревья вокруг холма. Кресты на фиг. 1, илл. XLVIII, представляют собой четыре направления, а рисунки лошадиных следов представляют лошадей, украденных у врага.

Рисунок на фиг. 2 представляет плоскость между холмами, линии, простирающиеся от центральной фигуры, являются впадинами, промытыми водой, когда она стекает. Различные цвета на рисунке холма, представляют разноцветную землю на размытом берегу. Трезубцы представляют собой стрелы, которые выстрелены между холмов. Фиг. 3 совсем символична — владелец предлагает трубку Грому и молит, чтобы он смог захватить лошадей в следующем походе: отсюда лошади и трубки на рисунке. Лошадей удалось захватить, в соответствии с расчетом, и поэтому рука означает руку, которая взяла их. Звезды изображены тут потому, что рейды по захвату лошадей у врагов предпринимались ночью. Рисунок на игольной части представляет собой молнию или силу. Расшитые ножны иногда носились женщинами и девочками, и обычно дарились как подарок. Ножны для повседневного пользования простые, кожаные, чистые или обитые медными гвоздиками.

Рисунок на фиг. 1, илл. XLIX типичен. Нож показан в точном изображении. Лезвие полностью реалистично, но ручка весьма фантастична. Рисунок, выступающий в изображении на ручке, повторяется в крайних фигурах. Три ремешка на конце обкручены бисером на часть их длины.

На фиг. 2 мы снова видим лезвие и ручку ножа. Ручка имеет рисунок креста и другой геометрической фигуры. Лезвие ножа голубое, усыпанное простыми рисунками белого цвета. Интерпретация рисунка ручки такова, что он представляет тело врага среди летящих стрел. Красные прямоугольники по краю отмечают раны, сделанные ножом. Фиг. 3 очень проста. Голубой зигзаг представляет молнию. Центральная зеленая часть, говорят, является лезвием ножа. На фиг. 4 ручка сделана из креста и рисунков палатки. Они также повторяются на других частях экземпляра.

Рисунок фиг. 5 очень интересен в том, что он сильно отличается от обычного стиля декорации для ножен, но жаль, что нет информации о том, символичен он или просто декоративен. Рисунок фиг. 6 несомненно смешанного стиля. Фигуры на вершине, говорят, являются пауком. Часть ниже представляет битву. Голубая часть — есть деревня ночью, маленькие треугольники представляют палатки. По краям фигуры палаток и красные квадраты как символы ран.

Прямоугольные мешки различных размеров делались и использовались женщинами как вместилище для многих предметов, необходимых для повседневных забот. Они редко полностью чистые. Когда они специально не украшаются, небольшая вышивка на крышке и внизу по краям обычна.

На фиг. 86 [фиг. 86 отсутствует в оригинале перевода] старый мешок из неочищенной шкуры с вышитым верхом. На вышитой фигуре зигзаг представляет палатки в лагере, в то время как горизонтальная линия через середину фигуры представляет реку, а короткие диагональные линии — ее притоки.

Краска для лица и тела хранилась в мешочках обычного типа, какие показаны на илл. L. Во многих случаях рисунки на них чисто декоративные, но иногда попадаются экземпляры с символическим значением. Для примера, прямоугольники на фиг. 2, как было сказано, представляют коробки. Полоски на фиг. 4 разноцветные:

светло-голубая представляет небо;
темно-синяя — ночь;
красная и желтая — ветры.

Браслеты, вышитые иглами дикобраза, носились, как показано на илл. L, фиг. 5. Три или четыре тонких длинных ремешка, украшенные перьями — наиболее заметная часть этих предметов. Обычный цвет всегда красный, представляющий кровь. Подвески, в частности, представляют текущую кровь. Полоска вокруг руки обычно несет несложные орнаментальные рисунки.

Такое использование ременных подвесок для представления крови или кровотечения наиболее универсально среди Дакота. Я видел мешок, сделанный из [шкуры с — прим. набор.] головы теленка, из носа которого свисали четыре полоски, вышитые иглами. Изготовитель, который был Янктон, сказал мне, что эти полоски представляют кровь, которая текла из ноздрей, когда он был убит. Красные подвески к сумкам для трубок, обычно символы крови.,

Расшитые леггины носились девочками, незамужними женщинами. Рисунки на них обычно комплексные, широкое пространство одинаково покрытой площади представляет исключительные возможности для замечательных деталей рисунка. В то время, как сами рисунки похожего стиля, они показывают большое разнообразие в деталях. Поверхность леггин всегда разбита на два пространства — узкое, вытянутое сверху вниз, и большее, идущее вокруг переда и зада ноги. Рисунок на большей площади повторяется, так чтобы одинаковая фигура появлялась как спереди, так и сзади. Между этими фигурами, на внутренней части ноги, обычно длинная полоска некоторого стиля. Здесь также полоска или бордюр вокруг низа леггин.

Две стороны женских леггин показаны на фиг. 1 и 2, илл. LI. Ромбовидный центр большой фигуры состоит из красного, зеленого, синего и желтого треугольников и представляет собой грудь черепахи. Зеленые линии, составляющие крест, представляют четыре направления. Большие голубые фигуры, наполненные маленькими белыми прямоугольниками, являются разветвлениями деревьев, ударяемых градинами. Длинная полоска с симметричными отростками, как сказали, чисто орнаментальна. Крайние вертикальные фигуры — снова деревья и четыре направления. Вокруг низа чистая полоска, ниже которой несколько пар маленьких цветных прямоугольников. Экземпляр, показанный на фиг. 3, представляет незначительный интерес, так как рисунки имеют свое обычное название. Треугольные выступы, как говорилось, наконечники стрел, а длинная линия с поперечинами является рисунком стрекозы.

Фиг. 4, в соответствии с утверждениями старых людей, типичная форма древних леггин. Рисунки декоративны, но острые жестяные колокольчики представляют наконечники стрел. Это леггины ребенка и их полная длина показана на рисунке. Большой рисунок на фиг. 5 представляет собой битву. Ромбовидный центр здесь является телом человека. Большие треугольники — палатки деревни, в которой происходила битва. Зубчатые фигуры представляют раны и кровь, прямые линии против них — летящие стрелы. Пересекающиеся линии представляют стрелы или копья. Можно отметить, что общий стиль этого рисунка такой же, как и на фиг. 1, но представленная идея полностью отлична.

Некоторые типы украшения мокасин, представлены на илл. LII. На фиг. 1 рисунок на подъеме представляет голову и шею человека. Детали на круглой части рисунка, представляют раскраску на лице. Рисунок пера, представляет два орлиных пера с верхушками, носимые на голове. На экземпляре, показанном на фиг. 2, большая площадь зеленого цвета, представляет землю, покрытую травой. Нижние полоски, белая и синяя, изображают дороги. Прямоугольники представляют собой скалы около дорог, а треугольники — пятна красной земли возле дороги.

Треугольные рисунки на фиг. 3 представляют горы, а полоса, лежащая на вершине, дорога или тропа. Маленькие квадраты по сторонам подошвы, представляют следы, оставляемые ходящим народом. Фон для рисунков вышит синим для изображения неба. Эти мокасины были собраны у Ассинибойнов, доктором Кроэбером. Хотя этот народ не считался частью Дакота, они явно древняя боковая ветвь главного ствола. Во многих случаях их идеи искусства похожи на Дакота, но несколько отличны в вопросе вкладывания идеи, ассоциирующейся с рисунками.

Среди всех племен прерий парфлеши и сыромятные мешки имели стиль украшения, характерный для каждого из них. Рисунки всегда рисовались и не были пиктографичны. Конструкции парфлеш очень проста, не более, чем кусок кожи, складывающейся в пакет, концы которого связывались и в некоторых случаях узкие полоски по концам становились украшением. Главное использование парфлеша — для хранения пеммикана и другой сушеной еды, приготовленной для зимнего хранения, и число таких заготовок, сложенный в типи, было основным показателем трудолюбия семьи и особенно женщин. Естественно, раскраска парфлешей присоединялась к силе этой демонстрации. Это, возможно, среди женщин Дакота, считалось, что рисунки сохраняли содержимое. В соответствии с традицией, первые парфлеши не были раскрашены, а волос бизона осторожно удалялся, чтобы не повредить пигмент, лежащий на коже. Цвет этого слоя был темно-коричневым. Рисунки затем наносились соскабливанием части этого слоя, что давало эффект света и тени. Интересно отметить, что обычный метод такого украшения парфлеши или шкуры состоял в нагревании на огне куска кожи и прижимании затем к поверхности для нанесения рисунка. Такое воздействие оставляло вдавленную гладкую линию, светлее по цвету, чем остальная [в оригинале перевода — окружающая] поверхность. Эти полосы можно видеть на шкурах Сиу и Черноногих, раскрашенных пигментом от их внешних краев. Таким образом делались и старые парфлеши у Дакота.

Типичный парфлешный рисунок Тетонов показан на фиг. 87. Главным элементом является ромб, включающий две параллельные полоски. Эта фигура обычно известна как парфлешный рисунок. Тип этого рисунка соприкасается с тем, что на фиг. 75, стр. 15, в котором целый рисунок символизирует грудь черепахи.

Экземпляр, показанный на фиг. 88, подобный. Центральная фигура на нем представляет черепаху. Зубчатая фигура представляет скребок или зубчатую лопатку для кожи. Треугольные фигуры — это палатки. Фон красный и синий и представляет облака соответствующего цвета. Красные диски — это градины. Фиг. 89 необычного типа и может представлять внешнее влияние в обрамлении центрального рисунка. Фиг. 90 и 91 иллюстрируют разнообразие в декорировании парфлешей.

Фиг. 92 представляет маленький прямоугольный сыромятный мешок с нарисованными рисунками сзади и спереди. Край мешка отделан единственной полоской бисера. Рисунок сзади прост и, говорят, представляет палатку и четыре направления. Спереди мешка обрамление из фигур палаток зеленого цвета на желтом фоне, последнее представляет землю. Голубая кайма, обрамляющая центральный рисунок, представляет небо. Большой рисунок в центре представляет черепаху.

Фиг. 93 и 94 представляют украшение на двух сторонах очень старого мешка. Край мешка вышит синей бисерной каймой, имеющей простую фигуру в красном. Это декоративная отделка без обозначения. Перед мешка (фиг. 93) раскрашен красным и желтым. Это рисунок видений и владелец видел его в таком виде в видении. Обратная сторона этого мешка (фиг. 94) не представляет собой результат видения. Кресты обозначают четыре направления, округлые линии — радугу, в то время как диагональные линии просто разделяют пространство. Эта сторона только декоративна по мотиву, в то время как предыдущая — символична, так как представляет видение.

В заключение нужно не забывать, что огромное количество рисунков делалось без каких-либо ассоциаций с идеями, кроме как с рисунками-обозначениями. Предыдущие экземпляры, возможно, представляют определенные предметы в различных объяснениях вместо одного. Также возможно, что в некоторых случаях информаторы не думали об обозначениях в своей работе до тех пор, пока рисунок не обсуждался на предмете, однако в таком случае они любили обращаться к известным ассоциациям и таким образом отражали тип племени.

В дальнейшем, уделялось вниманий на время нанесения рисунков. Так они могли быть типичны. Не нужно делать попытки в классификации экземпляров, представленных в предыдущих главах, так как их связи очевидны. В ножнах идея ножа преобладает как мотив украшения. В примерах парфлешей мы имеем узкий круг рисунков, обычный смысл которого утерян, хотя некоторые ассоциации с черепахой имеются. Наиболее очевидное выражение в этих случаях, возможно, в использовании похожих элементов рисунка и даже похожих комплексов рисунков в ассоциации с различными группами идей.



ВОЕННЫЙ СИМВОЛИЗМ

Под этим заголовкам будут обсуждены украшения, которые преимущественно военные по мотиву. Не делается претензий на комплексность, хотя предметы в дальнейшем представленные являются типичными как принадлежащие воинам, или как часть искусства индейцев — противоположная работа женщин.

Скальповая рубаха мужчин сейчас наиболее ценима за свою декоративность и стала традиционным одеянием, как и женское платье. Оправданием их обсуждения здесь является их известное военное назначение. В соответствии с утверждениями старых людей, настоящая скальповая рубаха являлась частью регалий обществ, организованных и утвержденных как группы солдат. Каждое общество имело от одной до четырех таких рубах, которые носились признанными лидерами. В те времена никто не смел носить такую рубаху по собственному желанию, и только общество было способно дать такое разрешение своему члену. Когда дни битв начали угасать, общества распались, и желанная скальповая рубаха постепенно приобрела роль традиционного наряда. С этим упрощением пришло название "скальповая рубаха", так как общества обычно располагали маленькие пряди волос на этих рубахах, как трофеи победы.

Прекрасный экземпляр старого типа такой рубахи представлен на фиг. 95. Илл. LIII, представляет экземпляр современного типа. Он имеет множество локонов человеческих волос, как символы скальпов. Верхняя часть рубахи окрашена синим для представления неба, нижняя половина — желтая для представления земли. Подвеска на воротнике представляет солнце.

Все такие рубахи в нестоящее время имеют бисерные полоски по плечам и на рукавах, отороченные скальповыми локонами. Обычно символ луны или звезды располагался внутри голубого пространства. Иногда Птица Грома рисуется спереди, иногда со спины, а иногда и там, и там. Значение рисунков на этих рубахах имеет как декоративную, так и символическую основу, как и на женских одеждах.

Пятьдесят, тридцать и даже двадцать пять лет назад, Дакоты ходили на тропу войны. В 1891 году многие из них видели настоящую службу против солдат Соединенных Штатов. Таким образом, много людей в настоящее время имеют подвиги и рассказывают о них, и вследствие этого получают общественное признание. Старая традиция ношения или нанесения пиктографического и символического значения таких подвигов, остается в силе. Украшение мокасин обычно такого стиля. Например, человек, который был ранен в левую ногу, обычно будет раскрашивать часть или весь левый мокасин красным. Такие примеры геометрических рисунков, используемых как символы подвигов, показаны на илл. LIV.

Фиг. 1 на этой иллюстрации показывает мокасин, украшенный фигурой щита, сделанной иглами. Лучи представляют перья, обычно прикрепляемые к щиту. Изображение планки сверху щита, говорят, имеет некую магическую силу. Поверхность мокасина окрашена зеленым и показывает, что носитель их ходил на тропу войны летом, неся щит, подобный рисунку.

На мокасине, показанном на фиг. 2 мы имеем шашечный рисунок, но здесь квадраты, говорят, являются подсчетом лошадей, украденных у врагов. Некоторые квадраты желтые, что означает, что некоторые лошади были такого цвета. На желтых квадратах маленькие точки красного цвета, это значит, что лошади были ранены, когда преследовались владельцем. На кайме маленькие прямоугольники по три, один красный между двумя зелеными, отмечающие ранения владельца лошади.

На фиг. 3 большая площадь красного представляет кровь, а треугольная фигура внутри нее отмечает наконечник стрелы. Треугольные фигуры по краям представляют холмы, а маленькие точки в них, места, где пули ударили холмы. Маленькие прямоугольники представляют людей, выглядывающих между холмами.

Рисунок на другом мокасине показан на фиг. 96. Белые бисерные полоски представляют военную тропу зимой. Треугольные фигуры — это палатки. Маленькие красные квадраты на полоске через подъем, означают, что носитель был ранен, когда был на тропе войны. На пятке два синих квадрата с красным между ними, что отмечает убийство врага при получении ранения. Рисунок в целом утверждает факт, что носитель ходил на тропу войны зимой, убил врага и получил ранение.

Рисунок, представленный на фиг. 97, изображает битву. Фон рисунка синий, что представляет ночь. Соприкасающиеся треугольники — ряды палаток, деревня ночью. Белая кайма рядом с деревней представляет снег. Треугольные фигуры по сторонам, есть палатки. Маленькие синие прямоугольники отмечают, что враги были убиты. Идея в целом та, что изготовитель принимал участие в удачной ночной атаке на деревню.

На фиг. 98 зеленое пространство отмечает победу или смерть врагов. Фигуры в виде песочных часов представляют схватку за обладание раненым человеком, две треугольные части представляют противоположные отряды, а красная поперечная полоска — раненого человека на земле. По краям мокасина мы находим фигуры подобного же символа. По структуре они имеют комбинации частей этого символа и рисунок палатки. Эта форма того, что известно как символ "спасения" и будет обсуждена позднее. Красная кисточка на язычке отмечает, что носитель был ранен в битве, когда был пешим.

Другими предметами, несущими военную символику являются сумки для трубок. Эти типы предметов были представлены на предыдущих страницах, но короткое описание необходимо в этом случае. Фиг. 99 и 100 дают нам рисунки обеих сторон типичного экземпляра. Снизу прикреплена двойная бахрома, — верхняя часть полностью жесткая, сделана из полосок сыромятной кожи, обернутой иглами дикобраза; нижняя часть, не показанная на фигуре, просто состоит из ремешков мягкой оленьей кожи. Верхняя или игольная часть бахромы, говорят, представляет текущую кровь, нижняя или ремешковая часть называется "веревка", подразумевая лассо. В соответствии с верованиями старых людей, ,"веревка" подразумевает старую традицию нести лассо и сумку для трубки в одной руке или привязыванием их к седлу. Естественно, что сумка всегда располагалась перед лассо, а оно обычно висело ниже сумки. Возможно, это были два предмета, неразделимые в сознании индейцев. Прямоугольники на игольной части обнаруживаются на большинстве сумок для трубок. На рассматриваемом экземпляре они относятся к подвигам владельца. Красное на бахроме означает, что он был ранен, пурпурное — что ОН убил врага, а белое представляет время года, снежное время.

Бисерный рисунок фиг. 99 представляет сцену битвы. Белое — это снег. Две зеленые линии отмечают полет стрел. Выступающие красные линии на конце представляют раны, сделанные стрелами. Наконечник стрелы представлен треугольными фигурами напротив выступающих линий, они показаны снова как прикрепленные к концу стрелы (а). Большая центральная фигура — это тело человека: ромбовидная масть — туловище, ответвления — голова, руки и ноги. Темно-синий цвет туловища показывает, что человек мертв. Маленькие белые прямоугольники, включающие красную точку, представляют удары или раны, которые опрокинули человека. На верхней масти сумки, крайняя фигура (с) показывает победу, в которой лошадь владельца, представленная зеленой ромбовидной фигурой, была ранена, что показано красным пространством внутри символа лошади, (6) представляет перо и означает, что владелец сумки был способен носить орлиное перо в своих волосах, как знак того, что он убил врага. Фигуры трубки отмечают право владельца нести официальную трубку мира.

Другая сторона сумки (фиг. 100) в объяснении подобна. Два флага наверху означают, что владелец сражался с солдатами Соединенных Штатов. Фигуры в верхней части имеют значение, подобное описанному выше. Кресты представляют смерть, голубые — для людей, зеленые — для лошадей. Фигуры палатки (а), показывает, что владелец предложил людям "победный танец", в подтверждение подвига. Центральный рисунок не ясно выражен, но идея может быть такова, что он представляет сцену важного момента в битве: один из военного отряда упал раненым, и схватка велась за обладание им. Крайние выступы представляют символ "спасение" или бросок на противника. Крестообразная фигура в центре — тело раненого, вокруг которого и происходила схватка. Синяя часть прямоугольной фигуры представляет смерть, красная —ранения и кровь.

Другие примеры похожего мотива представлены на илл. LV. Сумка, показанная на фиг. 1, отличается от предыдущих в том, что красные бисеринки присутствуют на игольной части бахромы. На верху сумки, на обеих сторонах, мы находим рисунок пера. Красные ремешки по сторонам представляют кровь. На одной стороне этой сумки показаны четыре руки — две красных и две синих. Красные руки отмечают, что враг был ранен в рукопашной схватке. Синие руки — символ владельца, который захватил женщин и детей врага. Руки всегда изображались ладонями к лицу, а большим пальцем наружу. Кресты на ладонях рук и другие части сумки орнаментальные. Треугольная кайма также орнаментальная.

Сумка для трубки, украшенная иглами, показана на фиг. 2 и фиг. 3. Большой рисунок наверху фиг. 2 представляет женщину или более правильно, ее платье. Это можно понять так, что носитель сумки убил женщину. Красные ремешки представляют кровь, а маленькие бубенчики — это пули. Красный фон на всем рисунке — это кровь, зеленая площадь — трава или лето. На другой стороне сумки (фиг. 3) прямоугольный рисунок видения.

Эта сумка имела интересное использование. Давно, в танцах, человек должен был вступить в обладание знаками воина, неся сумку для трубки, символизирующую, что он убил женщину. Это всегда вызывало большое веселье, так как носитель претендовал на звание великого воина, но был способен убить одну женщину врага. Глашатай обычно произносил напыщенную речь, описывая великий подвиг, и так далее. Точно установлено, что сумка принадлежала экипировке клоуна.

Хороший пример символизма, в полной мере можно видеть в украшении бисером безрукавки илл. LVI, фиг. 2. Рисунок в целом дает схематическое представление битвы, в которой владелец принимал участие. Фон белый, как время года, когда это произошло. Время месяца отмечено фазой луны, цвет луны, темно-синий, сообщает, что битва происходила ночью. Треугольные фигуры — палатки, и смысл в том, что атака на лагерь врага предпринималась ночью. Несколько крестов симметрично расположены на белом фоне. Они представляют тела убитых. Красный крест подразумевает раненого воина, синий — убитого. Маленькие прямоугольники красного и синего цвета представляют удары, что ранят или убивают соответственно. Орлиное перо, прикрепленное к одному из крестов, относится к подвигу владельца безрукавки: он ударил одного из врагов. На рогах луны, маленькие кресты, представляющие звезды, что характерно для сознания этого народа. Весь край одеяния опоясан прямой красной полоской.

Безрукавка мальчика илл. LVI, фиг. 1 также сделана из символов военного значения, но имеет только декоративный смысл, в отличии от предыдущей. Интерпретация этого украшения следующая: палатки с флагами Соединенных Штатов отмечают лагеря солдат. Маленькие отростки на палатках — это сигнальные флажки, используемые солдатами. Окантовка по краю несет фигуру половины креста, встречающегося и на прорезях безрукавки. По низу, орнаментальная окантовка в красном и зеленом. Два всадника представляют две экспедиции против солдат Соединенных Штатов, но они, видимо, были неудачны, так как отсутствуют символы побед. Утверждают, что фигура креста в данном случае не имеет значения. Эта безрукавка носилась маленьким мальчиком и демонстрировала успехи его семьи.

Крест, как военный символ, представляет специальный интерес. Его орнаментальная форма, свойственная индейцам, показана на экземпляре на фиг. 101 и 102. Этот пример не более, чем муслиновая рубашка, на которой наиболее важные подвиги владельца представлены нарисованными пиктографическими и символами, изображенными рукой владельца. Х-образный рисунок утверждает тот факт, что художник спас жизнь друга, и этот символ спасения встречается на предыдущих рисунках. Индейская война — была родом игры, в которой подсчитывались снятые скальпы или победные касания. Когда человек падал или был ранен, враги бросались на него, чтобы сделать касание, в то время как друзья стремились спасти его. Друг, который успевал спасти товарища, совершал великое дело с большим риском для себя. Этот человек совершал подобный подвиг в трех случаях — каждый из них отмечен символом на рубахе. По низу рубахи изображены десять человеческих фигур. Они представляют индейцев Кроу, врагов владельца. Четверо из них несут раны им причиненные, а пятеро несут копья как эмблемы высокого ранга или заслуг. Над фигурами Кроу четырнадцать (13) подков, то есть полное количество украденных лошадей в течение жизни владельца. На спине рубахи два пересекающихся лука, относящихся к рукопашной схватке, в которой сражающиеся били друг друга своими луками. Два знака ранения нарисованы на левом рукаве и два на теле рубахи, отмечая число и расположение повреждений, полученных владельцем. Руки спереди отмечают, что враг однажды был опозорен им голой рукой во время атаки. Этот экземпляр типичен в своем классе. Но вернемся к символу спасения. Индейцы верят, что эта крестообразная фигура является схематическим изображением схватки противоположных отрядов перед упавшим. Другими словами — это все то, что это выражает.

На фиг. 98 мы видим другой рисунок, выражающий эту же идею. Вместо Х-образного креста, простой крест с поперечиной. Комплекс символических рисунков креста обычно представляет тело человека, но любая крестообразная фигура отдельно выражает идею спасения товарища.

Цвета имеют официальное символическое значение в зависимости от геометрической формы. В военном символизме они имеют следующее обозначение:

красный отмечает кровь или ранения;
синий или черный — победу или убитого врага;
желтый — лошадей;
белый — снег или зиму;
зеленый — траву или лето.

Сиу предпочитали синий цвет. Насколько было возможно автору изучить этот вопрос, синий пигмент был не известен им до прихода белых торговцев, но когда-то он был принят как заменитель для черного. Когда военный отряд отмечал победу или убийство врагов, они раскрашивали свои тела черным. Когда синий стал заменителем черного, он получил подобное же значение. В работе бисером имелись вариации обозначения, пурпурный и зеленый иногда использовались для подобного значения.

Желтый цвет использовался как символ военной лошади, потому что темно-желтые или серо-коричневые лошади особенно ценились.

Зеленый — это новый цвет, в таком же смысле, как и синий. Он иногда заменял синий или желтый, но обычно относился к лету. Иногда он использовался для обозначения вождя.

Эти цвета, возможно, получили свои основные значения от их расположения. Красный на одежде мог означать, что владелец ранен в тело; красный на оружии, что им ранен враг, и так далее, как можно видеть выше в описаниях, данных для предметов.

Очевидно, что мы имеем определенную моду в использовании элементов рисунка в декоративном искусстве женщин, подразумевая, однако, что мужчины были первыми, кто использовал символы. В любом случае один пол имел свойственные ему рисунки, используемые другим для выражения расходящихся идей, и таким образом мы видим, как даже внутри одного племени две или более моды для выражения символического мотива могли дать одновременное использование подобных графических рисунков.

Когда женщины делали вышивку бисером и иглами, они должны были быть подвержены важнейшему фактору в конструировании реального типа символических рисунков. В соответствии с верованиями Сиу, раскрашенные рисунки предшествовали всем другим. Мокасины красились женщинами в традиционных стилях, позже они научились делать их иглами. Сначала маленькие рисунки располагались на подъеме, но когда мужчина возвращался с тропы войны, он наносил символы своих побед на оставшейся площади. Когда же это получило постоянную форму, женщины начали делать их иглами. Таким же образом это происходило и с другой одеждой. В прошлые времена мужчина мог диктовать рисунок женщине, или он мог просто отбирать рисунки, уже сделанные для отображения своих подвигов. С другой стороны, женщина могла желать своему мальчику стать героем во многих битвах, и выделывать символическую композицию того, что он мог достигнуть, или она могла вкладывать свой собственный смысл и делать военные символы по своему усмотрению. В таких случаях она следовала моде мужчин. Интересно отметить, что такое символическое использование обнаруживается и в пиктографическом искусстве.

Идеальный путь для Сиу в представлении военных событий — делать пиктографии. Изображение подвигов на тропе войны делает эту сторону их искусства наиболее серьезной из всех украшений. В конце концов, можно отметить, что пиктографическая мода в этих случаях старше, чем использование геометрических символов, но иногда на предметах встречаются обе формы или их комбинации.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индейцы Сиу в своем искусстве стремились отобразить все формы и виды своей деятельности. Это выражалось в использовании как символов, так и в реалистическом изображении. Они имели устойчивые цветовые идеи, которые в настоящее время перешли в просто декоративное украшение. Так белый фон сейчас наиболее распространен, хотя его смысл есть снег или то время середины зимы, когда все военные отряды шли на тропу войны.

Подобные геометрические формы рисунков имели различные смысловые значения, так как владелец или изготовитель вкладывали в них определенный смысл. В данной работе мы видим две основные формы и группы, которые относились к женским и мужским ассоциациям.

Для полного отображения искусства индейцев Сиу необходим дальнейший сбор информации и экземпляров этой их деятельности, так как этот народ расселен на значительном расстоянии друг от друга и весьма многочисленен.




Примечания:


[1] Это не надо путать с другим рисунком в виде квадрата с выдающимися концами, описанных мисс Флетчер. Основная идея, в этом случае, является выражением сущности Бизона, Ветров и Земли, которые тесно соприкасаются.


Внимание!!!! Более качественные фотографии представленных здесь вещей, вы можете посмотреть вот здесь: Clark Wissler




Сайт управляется системой uCoz