Фрэнсис Денсмор

Священные камни

Переводчик неизвестен


 Вторую группу песен полученных во время сна составляют песни относящиеся к 
священным камням.
Видение священных камней считалось у  Тетон Сиу как песня большой важности, 
включая то, что получивший видение выполнял требования своего сна, он становился 
обладателем сверхъестественной силы, проявлением которой он мог использовать 
священные камни.
  Эта сила имела способность лечить болезни, предсказывать будущее и сообщать 
местонахождение предметов на расстоянии области его естественного кругозора.
Камни были местным коричневым песчаником, обычно сферической формы, хотя 
овальные камни и слегка плоские также использовали.
  Главное требование камни должны быть правильной формы и не должны касаться резцом.

Гонимый Медведем: 

"Очертание камня - круг не имеющий ни конца ни начала; подобная сила камня - 
бесконечна.Камень является совершенством своего рода и является творением природы. 
Он не состоит из множества веществ, а является однородным материалом, подлинным и не 
повторяющим что-нибудь еще".

  Говоря об этих камнях, Сиу используют термин tunkan', сокращенно от tunka'sila,
"дедушка". Слово tunkan' - является примером "священного языка", у Риггса дано значение 
этого слова в священном языке, камень, и луна. Таким образом видно, что термин 
"священные камни", используемый в настоящее время не является переводом tunkan', а 
является выражением более близкой идеи в мыслях Сиу.

  Говорят, что знахарь, демонстрируя свою силу получал сообщения посредством  
священных камней, посылая их на далекие расстояния. Спустя какое-то время камни 
возвращались и давали ему нужную информацию. Он являлся единственным человеком,
который мог понять что они говорят, и следовательно он повторял их сообщение человеку, 
просившему его узнать сведение.

  Во время  лечения больного, говорят что камни летали по воздуху в темной палатке, 
иногда били тех кто отказывался верить в них. Эта сила священных камней двигала их в 
воздухе, связана в мыслях Сиу с Ta'kuskan skan, этот термин состоит из ta'ku (что-то, нечто)
и skan skan  (Определенный Риггсом как "двигать, перемещаться, изменять место").

  Несколько более заслуживающих доверие автора информаторов, после консультации
выразили мнение, что Ta'kuskan skan, можно точно сказать, был один из богов Дакота.

  Понд пишет, что термин Ta'kuskan skan это "тот, который движет". Его символом 
является галька.

Дорси пишет:
 
  "Ta'kuskan skan, движущее божество… является более сильным из богов Дакота.
…Более чем другие он влияет на благосостояние и несчастье людей. Он, как предполагается живет в четырех ветрах;
и четыре черных духа могут выполнить его приказания".

Алиса Флетчер, прослеживает связь между таинственной силой и магическими камнями 
в свое статье "Религиозная церемония четырех ветров", где она говорит:

  "Один индеец Cанти сказал мне:
… четыре ветра посланы чем-то, что движется. Те что движутся в каждом из четырех направлений или четвертей…
Среди Санти четыре ветра символизируют ворона и маленький черный камень, размером меньше куриного яйца".

  В отличие от этих маленьких камней, которые человек мог унести, были крупные камни 
или скалы в поле которые были "объектом почитания". Риггс сказал, "крупные валуны
выбирали и украшали красной и зеленой краской, куда набожные Дакота могли прийти
помолиться и предложить свое пожертвование". Интересное сообщение о таком камне,
известном как Eyay Shah, "Красная Скала" дано Hovey. Этот камень Сиу последний раз
посещали незадолго перед восстанием в 1862 году.

  Многие камни в прериях Дакоты, говорят почитались Сиу.
Говорить об этих камнях для Сиу - это "священные разговоры".

  Песни и информация относительно священных камней получены от мужчин, которые в
своем отношении к этим предметам могли представить 5 различных точек зрения:
(1)	Человек, который имел видение священных камней, владели одним или несколькими
из них и использовали их успешно в лечение больного или в нахождении потерянных 
предметов. 

  Храбрый Бык (Tatanka-ohitika) и Гусь (Maga) представившие информацию, были из этого класса.

(2)	Человек, который владел священными камнями и уверены, что они помогают 
различными средствами своим присутствием. Гонимый Медведем (Mato'-kuwa) владел 
священным камнем более 40 лет, который он купил. Он обращался к нему в минуту 
опасности или беспокойства, но никогда не пытался через его использование получить 
выгоду для других, кроме непосредственно своей семьи; Одинокий Человек владел одним 
камнем и верил, что он принесет помощь носившему его человеку.

(3)	Человек, который владел камнем, но не использовал его. Charge Thunder 
(Wakinyan-watakpe), это относится к тому факту, что он "не возлагал на него свою веру, а 
верил в помощь многих других средств.

  Камень был дан ему во время его болезни, с целью восстановления его здоровья и также 
действовал как амулет. Его отец был искусным в использовании камней, и Charge Thunder 
записал песни, которые он сказал были составлены его отцом.

(4)	Мужчины, которые не использовали священных камней, но был одним из певцов, 
когда Белый Щит выполнял замечательное исполнение с ним. Обычно 6 или 8 певцов 
сидели с барабанами и пели с человеком, который демонстрировал их силу. Два Щита 
записал две песни Белого Щита, которые исполнялись в таких случаях. Два Щита являлся 
строгим последователем старых верований, миссионеры не произвели впечатление на него.

(5)	Те, кто засвидетельствовал демонстрацию силы священных камней в лагере, на 
охоте, на военной тропе и были знакомы с песнями использовавшимися в таких случаях. 
Серый Вихрь, Стрелок, Сийа-ка и Медведь Орел. Дополнительная информация дана 
Головой Бизона и Стоящим Солдатом (умер в 1915 г.).

  Среди вышеупомянутых информаторов человек, чье использование священных камней 
в настоящее время более свободно является Храбрый Бык, выдающийся знахарь 
резервации Стоящая Скала. Он родился около места современного г. Поллок (Pollock), 
Сев. Дакота и во время сообщения информации ему было около 73 лет. Его отец был 
ведущим знахарем племени. В описании своего сна о священном камне Храбрый Бык 
сказал: 

  "Когда мне было 10 лет, Я смотрел на землю, реки, небо надо мной, и животных 
вокруг меня и не мог понять, что они были созданы некой великой силой. Я так сильно 
желал понять эту силу, что я спрашивал деревья и кусты. Казалось даже цветы пристально 
смотрели на меня, и мне хотелось спросить их "кто сотворил тебя?" Я смотрел на 
покрытые мхом камни, некоторые из них казались имели черты человека, но они не могли 
ответить мне. Когда я увидел сон, и во сне один из этих маленьких круглых камней явился 
мне и рассказал мне, что творец всего был Вакан-Танка и что в честь него должен 
почитать его творения в природе. Камень сказал, что своими поисками я показал себя 
достойным помощи сверхъестественной силы. Он сказал, что если я буду лечить больных 
людей я могу просить помощи и что все силы природы помогут мне совершить лечение".

  Вскоре после этого сна Храбрый Бык нашел на вершине высокого холма свой первый 
священный камень, который все еще находится у него. Месяц спустя он нашел несколько 
других, один из которых находится во владении писателя (фото 29). Это почти идеальный 
шар. На одной стороне несколько точек, группа которых наводит на мысль о крошечном 
лице, обратил внимание Храбрый Бык. Камень выкрашен красной натуральной краской, 
цвет которой является любимым цветом Храброго Быка, имеет значение. Камень 
обернутый орлиным пухом хранился завернутым в красную ткань. Говорят, что "есть что-
то между орлиным пухом и камнем, потому, что когда окружают орлиным пухом, он не 
сможет уйти". Камню можно дать поручение наблюдая за ним его владельцем, а когда не 
используют лишают свободы пухом орлиных перьев.

  Храбрый Бык сказал, что лечил много болезней посредством этого камня, которые он 
говорил являются братом первого камня" он нашел. Он сказал дальше, что он "не имел 
власти обладать его сестрами, но то, что это было хорошо иметь несколько братьев 
первоначального камня, объединить с ним". Он "мог чувствовать если вблизи находились 
родственники первоначального камня" и всегда охраняла его. Этих родственников он мог 
отдать, если он желал, но первый камень мало кто видел, за исключением больных людей, 
в чьем лечении он использовался.

  О природе священных камней, Храбрый Бык сказал: 

  "Это существенно, что эти камни были обнаружены не захороненными в земле, а на вершине 
высоких холмов. Они круглые подобно солнцу и луне, и мы знаем, что все вещи которые круглые 
связаны родством друг с другом. Вещи которые подобны в своей природе формировались похожими 
друг на друга и эти камни лежали долгое время наблюдая за солнцем. Много гальки и камней 
были созданы течением реки, но эти камни были обнаружены далеко от воды и были подвержены 
только солнцу и ветру. Земля вмещает много тысяч таких камней, скрытых под своей поверхностью. 
Птица Грома говорят связана родством с этими камнями (см стр. 158) и когда человек или 
животное должно быть наказано, птица грома била человека, и если это было возможно проследить 
ход молнии один из этих камней можно было найти вонзившимся в землю. Некоторые верили, что эти 
камни спустились с молнией, но я полагаю, что они находятся на земле и брошены вниз ударами 
грома. Вся моя вера была предана священным камням. Я жил согласно их требованиям, и они 
помогали мне во всех моих бедах. Я также пытался научиться обращаться к этим священным камням, 
зная, что я не достоин говорить с Вакан-Танкой, я передавал свою просьбу камням и они являлись 
моими посредниками".

№ 59. May You Behold Stone Nation.
Ты можешь созерцать Каменную Нацию.
Храбрый Бык


kola'pila		friends
lehanl' 		now
kola' 		
wanla'ka nunwe 	        may you behold
tunkan'le oya'te wan 	a Sacred stone nation
kola'
wanla'ka nunwe 	        may you behold
lena' 			these
sito'mniyan  		all the sacred stones
lehanl' 		now
kola' 			
wanla'ka nunwe 	        may you behold
tunkan'le oya'te wan 	a Sacred stone nation
wanla'ka nunwe 	        may you behold

  Гусь (Goose), выдающийся лекарь также имел видение священных камней. Он сказал, 
что имел два из таких камней в своем владении некоторое время перед тем как он 
проверил свою силу над ними. Однажды торговец пушниной высмеивал знахарей в его 
присутствии. Этот белый человек сказал, что все что делают знахари было ловкостью рук, 
и что он хотел бы увидеть пример их силы прежде чем он поверит в это. Гусь вступил в 
разговор на эту тему с торговцем, предложившему 10 предметов включая ткань и одеяла, 
если он вызовет бизона к месту где они стояли. Гусь послал оба священных камня вызвать 
бизона. Торговец принес свой полевой бинокль и, осматривая прерию, спрашивал, 
усмехаясь: "Где бизон, которого ты вызвал?" Внезапно торговец увидел двигающийся объект 
вдали. Он приближался пока они не смогли увидеть его без помощи бинокля. Это был 
бизон, и он прошел так близко, что они застрелили его с места, где стояли.

  В последствии Гусь обнаружил ружье, которое упало в воду. Это случилось вблизи 
современной площадки г. Пирр, Юж. Дакота. Несколько лошадей пересекали реку на 
пароме, остальных заставили плыть. В замешательстве белый человек уронил свою 
винтовку в реку. Мужчина сожалел о своей утрате, но не пытался достать ружье. После того 
как этот человек ушел, Гусь решил попытаться найти ружье с помощью священных камней. 
Соответственно он взял камни с собой и плыл по реке пока камни не сказали ему нырять. 
Нырнув он обнаружил ружье на дне реки. Странное обстоятельство произошло когда он был в 
воде - это ясная видимость вместо мутной как обычно. Гусь в последствии имел возможность 
вернуть винтовку владельцу, который его щедро вознаградил.

  (2) В добавление к камню купленному у Храброго Быка, другой камень был передан писателю  
Гонимым Медведем в июле 1912 года. Он (фото 30) слегка крупнее чем Храброго Быка; поверхность 
гладкая и он не был раскрашен. Камень был завернут в кусок оленьей шкуры окружен мелко 
помолотым корнем травы. Гонимый Медведем сказал, что он использовал эту траву как "амулет", 
и также принимал ее внутрь когда расставался с камнем, он отказался дать писателю немного этой 
травы, но она была получена позже и идентифицирована.

  Этот камень был во владении Гонимого Медведем 40 лет, и в течении этого времени он искренне 
выполнял его требование характера и действие. На всем протяжении этого периода, кроме того, что 
он не потерял своих детей, болезнь была почти неизвестна в его семье, и он не испытывал крупных 
неудач от какого-нибудь случая. Во время тревоги, или из-за боязни заболеть или на случай 
несчастья он носил камень в своей лекарской сумке. Гонимому Медведем было 64 года когда он дал 
эту информацию и кажется был совершенно здоров. Он сказал, что камень прежде принадлежал очень 
сильному знахарю по имени Белый Щит, который тогда жил в Стоящей Скале. Но с тех пор переехал 
к Тополиному Ручью, Монтана. Он предостерег писателя, что камень был еще подчинялся вызову 
Белого Щита и что на некоторое время он может исчезнуть из своей обертки, но что если такое 
случится она не должна чувствовать беспокойства, так как он вернется. Он сказал, что Белый Щит 
имел много таких камней, один из которых был в его личном пользовании, его всегда носил в сумке 
из оленьей кожи вокруг своей шеи. Другие были помощниками этого камня и он мог продать их, хотя 
он сохранял право вызывать их если он так желал. Белый Щит имел видение священных камней получив 
право использовать их непосредственно в лечении больных и других целях, и составил много песен 
относительно камней.

  Камень Белого Щита перешел во владение Гонимого Медведем следующим образом. Около 40 лет 
предшествовавших этой информации, дочь Гонимого Медведем заболела, и он послал за Белым Щитом 
исцелить ее. Белый Щит показал ему священный камень, затем он исчез и в палатке потемнело, спустя 
время свет вернулся после того как камень был обнаружен на девочке, которая стала выздоравливать. 
Гонимый Медведем затем попросил камень который Белый Щит использовал в лечении и Белый Щит передал 
ему камень вместе с песней которую он пел во время исполнения, и которую, сказал следует всегда петь, 
когда обращаешься с просьбой к камню. В обмен за это Гонимый Медведем дал два коня. Песня 
предполагается была составлена Белым Щитом.

№ 60. "Священные Камни Пришли Увидеть Тебя".

he wanni'yank  	                увидеть тебя
au..'we  	                они пришли
tunkan'kin - sito'mniyan  	все священные камни
wanni' yank 	                увидеть тебя
au'we  	                        они пришли


  Расстаться со священным камнем и исполнить эти песни, Гонимым Медведями, кажется, 
побудило искреннее желание, что его внукам следует понимать родные религиозные идеи, 
которыми руководили его жизнью, и чтобы белый человек мог лучше понимать Сиу. Но 
несчастье последовало за его действием. Через несколько недель, когда писатель вернулась 
в резервацию она была информирована, что Гонимого Медведем разбил паралич1, который был 
приписан к продаже своего священного камня и своих песен. Мистер Высокий Орел просил 
посетить Гонимого Медведем и установить было ли сообщение верным. Было обнаружено, 
что Гонимый Медведем был при смерти. Мистер Высокий Орел затем был инструктирован сказать
ему, что камень будет возвращен ему, как только будет измерен, взвешен и сфотографирован. 
Была использована любая попытка, чтобы снять нервное напряжение из-за которого страдал 
пожилой человек. Спустя некоторое время Гонимый Медведями почувствовал себя достаточно 
хорошо, чтобы прийти и стать лагерем около агентства.

1. Чиппева верят, что тех, которые оскорбили "манито" наказывают параличом.
2. Гонимый Медведем умер в 1915 году, более двух лет спустя после того как его разбил паралич.

  Он тяжело шагал опираясь на свою трость. Продукты были посланы к его лагерю, и когда он 
был способен прийти в офис писателя, проиграла для него фонограмму записи песен священных 
камней, которые использовали другие, пытаясь внушить ему мысль, что он не согрешил больше 
чем они. Была поднята длинная тема о травах использованной с камнями, предполагалось, что 
если камень будет возвращен возможно он будет готов позаимствовать с целью выяснения часть 
трав, которая вместе с камнем будет возвращена ему мистером Высоким Орлом. После нескольких 
конференций Гонимый медведями принес растение, которое было определено в Вашингтоне как 
aster sp., с ним он использовал в своей лекарской сумке корень, который он растирал в порошок 
и смешивал с корнем первого растения. Это была сердцевина корня, но ни как не из верхней 
части растения получали его не было установлено. Гонимый Медведем одобрил записи песен 
другими индейцами и было замечено, что его здоровье постепенно улучшалось. Когда писатель 
покинула резервацию несколько недель спустя, он снова достиг своей силы, и год спустя он 
находился в своем обычном здравии.2 Как камень так и травы были возвращены ему при первом 
удобном случае, но это интересная заметка, что выздоровление началось перед тем как предметы 
были возвращены в его владение.

  Несчастье с Гонимый Медведем кажется не побудило какого-нибудь противодействия к писателю или 
к ее работе. В разговоре с теми кто считался авторитетным в этой теме было сказано, что он "должен 
знать лучше, когда продать камень, когда он имел только один".

  Знахарь мог продать "помощника" своего собственного камня, но даже знахарь не мог расстаться с 
камнем, который был средоточием его силы.

Одинокий Человек:

  "С тех пор как я узнал стариков индейцев и их обычаи я видел, что в каком-либо великом деле это 
не являлось достаточным для человека полагаться только на себя. Большинство людей возлагают свою 
зависимость на знахаря, который понимал эту жизнь и все ее окружение и способен предсказать, 
что может произойти. Они имели право совершать эти предсказания. Если мы сидя здесь могли слышать 
голос говорящий с ???? это могло быть потому, что мы имели право слышать то чего не могли другие, 
или мы могли видеть то, чего другие не имели права видеть, потому что они не были подготовлены 
должным образом. Также некоторые права и привилегии знахаря и тех, кто желает познать тайну вещей 
обязан искать помощь. Если человек желал успеха в войне или охоте или желал совершить величайшую 
из всех просьб, которая являлась просьбой о долгой жизни, ему следует сделать это через знахаря, 
который давал ему амулет, вероятно корень травы завернутый в оленью кожу, и он носил этот амулет (161). 
Это не являлось достаточным для человека сделать известить о своей просьбе. Есть обычай которому 
лучше следовать, и сделать жертвоприношение с просьбой.


  Когда я был юношей, я пошел к знахарю посоветоваться о своём будущем. Знахарь сказал: 
"Я не могу много сказать тебе, кроме как помочь тебе понять эту землю на которой ты живешь. Если 
мужчина желает стать удачливым на охоте или тропе войны не обязательно изменять свои наклонностями, 
но поняв повадки животных и свое естественное окружение, может извлечь пользу через тщательное 
наблюдение. 1 Земля огромна, и на ней живет много животных. Эта земля под некой защитой, что 
на время становилось видна глазу. Один вероятно думает это может находится в центре земли (120), 
но его представители появляются везде, в крупных и малых формах - они есть священные камни. 
Присутствие священных камней защитит тебя от несчастья" 2. Он дал мне священный камень, 
который он сам носил. Я храню его с собой куда бы я ни пошел. Он также рассказал мне где 
я могу найти один для себя.

  Вакан-Танка рассказал священным камням много вещей, которые могут случиться с людьми. Знахарь 
сказал мне наблюдать окружающую меня природу, я наблюдал изменения погоды, повадки животных и всех 
вещей которыми мог руководствоваться в будущем, и я наполнил этими знаниями свою память.
Знахарь также рассказал мне, что камень может являться в образе человека, который говорит и 
поет много замечательных песен. Среди них была следующая песня, в которой говорится, что все 
живые существа обращались к ним за защитой. Эта песня и следующая была составлена и 
использовалась Ite'-oksan-lu'ta [Red-Streaked-around-the-Face], 
человек который имел видение радуги поэтому нарисовал на своем лице дугу. Он использовал 
красную краску для этой дуги, так как красный был его любимым цветом среди цветов радуги".

[1 В этой связи интересно обратить внимание на следующее утверждение Отца Smet, уроженеца Бельгии, 
который прибыл в Америку в 1821 и много лет трудилась как миссионер Иезуита среди Сиу, 
писать экстенсивно их условий(состояний) и потребностей. Он говорит: 

  "Некоторые авторы предположили, что Индейцы руководствуются инстинктом, и даже рисковали 
утверждать, что их дети нашли бы их путь через леса также как те дальнейшим продвинутым в 
возрасте. Я консультировался с некоторыми из наиболее смышленых Индейцев на эту теме, и они 
однородно сказали мне, что они приобретают это практическое знание долгим и пристальным вниманием 
к росту растений и деревьев, к солнцу и звездам.... Родители учат своих детей отмечать такие вещи, 
и они в свою очереди иногда добавляют новые открытия к таковым своих отцов". (Life, Letters, 
and Travels of Father Pierre-Jean De Smet, S. J., edited by Hiram Martin Chittenden and Alfred 
Talbot Richardson, in, p. 1016, New York, 1905)]

[2 Ношение священного камня, чтобы обеспечивать выгоду от его присутствия, по мнению Сиу, 
являлось совершенно другой плоскостью в отличие от ношения "амулета"  (wo?tahe). Это - один из 
многих случаев, в которых Английский язык испытывает недостаток краткого эквивалента для оттенков 
значения на Индейском языке]


№ 61. "Я пою для животных"
Исполнил Одинокий Человек.

maka' tanhan'  	        из земли
waki' lowan yelo' 	я пою для них
sunka' wakan oya'te 	народ Лошадей
waki' lowan yelo'1 	я пою для них
maka' tanhan' 	        из земли
waki' lowan yelo' 	я пою для них
wama' kas'kan 2  	животные
waki' lowan yelo' 	я пою для них

1. Первое salable этого слова было пропущено певцом
2. Один или два salables этого слова было пропущено певцом.

  После песни Одинокий Человек склонив голову произнес молитву:


Maka' tanhan wica'sa wan 
wico'han wan 
awa'hiyaya tka hena'on 
on'simala yo, tuwa'
wanka'tanhan in'itancan he' cina.

"Я человек на земле, 
я пою о случае,  
за который имю сострадание к себе, 
кто бы ни был сверху, 
Ты - высший повелитель."



  Дополняя свой рассказ Одинокий Человек сказал: другая инструкция данная мне знахарем 
была в том, что все травы и корни сделаны для пользы на благо животных или человека. 
Некоторые травы и корни изменяются по цвету согласно времени года, а другие нет. 
Все осторожно испытывали и если обнаруживалось лекарственное средство от определенной 
болезни, ее считали как дар Вакан-Танка и предназначается главным образом как 
средство от этой болезни. Ее следует уважать и это уважение следует внимательно 
соблюдать, так как без него трава не будет эффективной. Потому, что уважение должное 
этим лекарственным травам определенные песни используют, выражая сознание этого. 
Подобно предшествующей песне была использована человеком, который имел видение радуги. 
Ее можно использовать когда раскрашивали коня на тропу войны.

№ 62. "Мой Конь"
Исполнил Одинокий Человек.

Mita' sunke 		мой конь
Kin yan 		летит
Ye 		        вперед
Wa' yelo 		I have caused
Pezu'ta wan 1 		лекарство
Koyag' 		        носить
Waki' yelo		I caused my own
Kin yan 		летит
Ye 		        вперед	
Wa' ye 
Mita' sunke
Kin yan 
Ye 
Wa' yelo

  1. Слово Pezu'ta  спето сокращенно от pezi huta, корень травы, но обычно используется 
в смысле "лекарственную" траву или (как в данном случае) таинственную силу извлекать 
выгоду его присутствием.  Во втором исполнении это слово было заменено 
maka'gi, "brown earth", коричневая земля, и в третьем maka'to, "blue earth", 
голубая земля.

  В заключении Одинокий Человек сказал: 

  "После того как знахарь дал мне эти инструкции 
и научил меня песням, он рассказал мне как действовать в различных опасностях, после чего 
я понял, что я должен полагаться на себя и что если я потерплю неудачу, я должен искать 
помощника от других источников, так как он не ждал, что я могу вернуться к нему".

3. Четыре песни записаны Charge Thunder. Он выучил песни от своего отца Bear Necklace (Mato' napin), 
Медвежье Ожерелье, известного знахаря. Первая песня получена во сне о священных камнях.

Charge Thunder: Его отец охотился на бизона и был сброшен со своего коня, упал на кучу камней и 
ударился головой. Он лежал без сознания почти весь день и был обнаружен вечером. Его рана 
была перевязана и когда к нему вернулось сознание он сказал, что все скалы и камни 
были людьми обернувшимися в камень.

  После этого он нашел несколько камней (подобно фото 29 и 30). Он мог говорить с ними и 
полагаться на их помощь. Однажды военный отряд отсутствовал два месяца; не было известий о 
них получено и боялись что все они убиты. Со своей тревогой люди обратились к Медвежьему Ожерелью, 
прося его установить с помощью священных камней, что случилось с военным отрядом. Медвежье 
Ожерелье попросил их связать свои руки сзади; затем связать пальцы рук и ног, переплетя их 
скрученными сухожилиями. Он был затем завернут в шкуру бизона и связан веревкой. Его лекарский 
барабан, лекарственная сумка, и колокольчик висели высоко на шестах палатки, и он пел следующую 
песню и рассказывал свое видение. Затем палатка задрожала, предметы попадали на землю, его 
веревки ослабли развязались и он стоял совершенно свободный.

  Так скоро как лекарские предметы упали на землю там появился ряд из четырех или пяти 
небольших круглых камней готовых рассказать ему, то что он хотел знать.

  Сидящий Бык присутствовал и предложил бизонью шкуру священным камням и просил, 
чтобы он стал известен. Медвежье Ожерелье завернул один из камней в оленью кожу и 
дал камень Сидящему Быку. Сидящий Бык носил его в сумке на своей шее до самой смерти, 
и был захоронен с ним.

  Медвежье Ожерелье, тогда дал верную информацию о военном отряде. В тот раз он доказал свою силу, 
дав информацию с помощью священных камней, и в последствии камни всегда говорили ему имена тех, 
кто был убит на войне, имена оставшихся в живых, и день в который они могли вернуться. 
Эта информация была всегда верной.

  Песня Медвежьего Ожерелья в то время когда он ушибся и была спета им во время 
демонстрации своей силы, перешедшей по воздуху от камней в темной палатке.

  Говорят, что человек, который не верит в силу камней был часто поражен ими, или  
причиняли вред другими предметами по воздуху в полной темноте.

№ 63. "Достойный уважения"
Charge Thunder

1 Исполнение

wi-yo hi yo h.peyata 1	       в направлении заката
tate 2 	                       ветер
uye'cin  		       дует
na 		               и
tunkan'le 	               эти камни
mime 			       один круг
me'ya		               другой круг 
kin yan  	 	       летают
*ki yu'ze 	               продолжая летать
wan  yan'ki ye  	       заметь их

2 Исполнение

wazi'yata 	         на север
tate' 	
uye'cin 	
ta'ku 	
wakan 	
kin yan' 	
au'we 	
wan  yan'ki ye 	

3 Исполнение

wiyo' hin yan pa'ta 	  в направлении восхода солнца
tate' 	                  ветер
uye' cin                  дует
na 	                  и
tunkan'le 	          эти камни
mime 	                  один круг
me'ya	                  другой круг 
kin yan'  	          летают
au'we	                  около
wan  yan'ki ye 	          заметь их

2. Певец опустил последнее e заменив его первой буквой следующего слова, спев, tatu.

4 Исполнение

ito' kagata 	          на юг
ta'ku 	                  достойный
wakan 	                  уважения
o'ta 	                  много
kiyu' ze 	          продолжая летать
wan yan' ke ye 	          заметь их

  Следующее исполнение Белого Щита отличается от предшествующих рассказов 
в этой работе, так как оно имело место в доме и камень Белый Щит 
держал в руке вместо того чтобы положить на землю. Рассказ был дан 
Bull Head, который засвидетельствовал исполнение. Он сказал, это происходило, 
когда правительство впервые снабдило индейцев упряжками и повозками. В то 
время старики "kept close track" все что им было выдана правительством и 
ценили это очень высоко. Один старик потерял часть упряжки. Зная, что Белый Щит 
часто возвращал потерянные предметы с помощью священных камней, он обратился к 
нему, прося найти его упряжь и также красивый кисет для табака и трубку. Белый Щит 
пришел и дал исполнение держа камень в ладони своей руки говоря " Это исчезнет". 
Бычья Голова сказал, что хотя он наблюдал очень внимательно, камень внезапно исчез 
перед его глазами. Долгое время, что камень отсутствовал зависело от расстояния, 
которое он должен пройти в поисках объекта пропажи.  В этом примере камень 
отсутствовал долгое время. Наконец был услышан стук в дверь,  Белый Щит прекратил 
пение и сказал "камень вернулся, будьте готовы получить его". Он открыл дверь, 
и камень был обнаружен на пороге. Белый Щит принес его и услышал сообщение. Камень 
сказал, что пропавшие предметы забрал некий человек, который боясь быть обнаруженным 
бросил их в реку. Камень сказал следующее, что предметы могут принести назад этой 
ночью и оставлены там где их видели в последний раз. Следующим утром все потерянные 
предметы были обнаружены в месте, где их видели в последний раз. Их появление показало, 
что они находились под водой несколько дней.

№ 64. "A Sacred Stone Nation is Speaking"


tu' wa			some one
to'kiya 		somewhere
take yelo 		is speaking
wazi' yatan 		from the north
tunkan' oya'te wan 	a Sacred stone nation
ia' 			is speaking
naya'honpi 		you will hear
tu'wa			some one
to'kiya 		somewhere
take yelo 		is speaking

№ 65. "They Move With a Purpose"

lena'ke 		all these
waku' wapi kte 	        move with a purpose
lena'ke 		all these
waku' wapi ktelo' 	move with a purpose
tunkan' oya'te wan 	a Sacred stone nation
waku' wapi kte 	        move with a purpose
lena'ke 		all these
waku' wapi ktelo' 	move with a purpose

№ 66. "From Everywhere They Come"

to' kiyatan keya' 	from everywhere
au'we 		        they come
kin yan'  		flying
wazi'yatan' 		(from) the north
tatu'ye 		the wind is blowing
maka'ta 		to earth
icas'na		        rattling
kin yan'  		flying
au'we 		        they come
au'we 		        they come
to' kiyatan keya' 	from everywhere
au'we 		        they come

4. Две следующие песни Белого Щита записаны Два Щита

№ 67. " ВОЛЧИЙ НАРОД НАЗЫВАЕТ МЕНЯ "ОТЕЦ""
Два Щита.

Tu'wa 		         some one
Hema'ki yelo' 	         told me
Sun'ka oya'te wan        (that) a Wolf nation
Ate' ema' ki yelo'       called me "father"

№ 68. "I Have Caused Them to Roam"
Два Щита.

Wakan' yan 	in sacred manner
Ma'ni waye'tun kan oya'te wan I have caused a Sacred Stone nation to roam
Wakan' yan 	in sacred manner
Ma'ni waye'	I have caused them to roam

  Два Щита заметил, что он часто пел под барабан когда Белый Щит использовал  
эту песню, певцы на барабане подхватывали песню с ним.

  Во втором исполнении слова "Волчья Нация" было использовано вместо 
"Нации Камней". Говорят что более одного случая, когда слова "Волчья Нация" 
были использованы лекарская сумка из волчьей шкуры ожила и ходила вокруг.

№ 69. "These Are My Spies", " Они - Мои Шпионы ".
Серый Вихрь.

He'na 		        these (are)
Mita 			my
Tonwe'ya 		spies
Kin yan' 		flying
A'ku we 		returning
Tunkan oya'te kin 	the Sacred Stone nation
A'ku 			returning
He'na 		        these (are)
Mita 			my
Tonwe'ya 		spies
Kin yan' 		flying

№ 70. "I Am Required to Roam"
Серый Вихрь.

Tunka' sila 	   grandfather
Mako' ce kin 	   the world
Iye' kiya 	   observing
Ma'ni 	           roaming
Ma' si ye 	   (this) I am required (told)

В этой и следующей песне священные камни обращаются к своему  
владельцу. Записаны Oku'te , Стрелок.

№ 71. "Father, Behold Me".
"Отец, посмотри на меня"
Стрелок.

Ate' 			father
Maka'kin 		the earth
O' wakiyin kte 		I intend to help
Ate' 			father
wanma' yanka yo 	behold me


№ 72. "I was ordered to Return".
"Мне приказали вернуться".

  Siya'ka спел три песни о священных камнях и рассказал случаи которые он  слышал, 
о их использовании в нахождении бизонов и обнаружении врага. Он сперва описал 
исполнение Crooked Foot (Siha'h.min, Кривая Нога), который умер в 1877 году. 
Кривая Нога просил установить посредством священных камней где можно обнаружить 
бизонов; камень который он использовал был яйцеобразной формы и он говорят обнаружил 
его на вершине высочайшего холма вблизи своего дома.

  Когда (производя устраивая показывая) исполнение Кривая Нога клал камень в сумку. 
Он сказал камень сейчас ушел следить за бизонами, но когда он вернется назад ты 
увидишь его. Люди затем готовили место в котором ожидали появления камня. Земля 
была растерта для места около квадратного фута и покрывали это место шкурой бизона 
или куском красного одеяла. Все смотрели на это место и через некоторое время камень 
появлялся на нем. Кривая Нога спрашивал камень относительно месторасположения бизонов, 
и племя, действуя по его советам находило стадо как он указывал. Если он занимался 
индивидуальным обнаружением лошадей или другого имущества, которое было потеряно, 
человек нанимавший его зажигал трубку и предлагал ее камню как только камень появлялся. 
Перед передачей трубки собравшимся этот человек спрашивал камень. Ответы могли быть даны 
владельцем камня, как он предполагал был единственным человеком который понимал, что 
говорил камень. Он повторял, что ему говорил камень, и человек, который нанимал его 
воспринимал это как сообщение камня. В словах песни Кривой Ноги камень представлен 
говорящим своему владельцу, называя его "отец" и просил чтобы он не требовал от него 
чего-нибудь неблагоразумного.

№ 73. "Father, Sing to Me"
Siya'ka

Ate' 	        father
Maki' lowan yo	sing to me
Wana' 	        now	
Hibu' we 	I come
He 	        in this
Ta'ku 	        thing
Aiye'cin 	be reasonable

  Когда Siya'ka был на тропе войны священные камни были призваны Heha'ka-na'zin 
(Standing Elk, Стоящий Лось), который отправил камни на поиски, и затем сказал воинам:

  "Рано утром вы встретите одного человека и убьете его. Вы встретите волка идущего с севера 
прежде чем вы увидите этого врага. Пусть каждый мужчина помолится волку, называя его "дедушка" 
и попросит чтобы он мог получить ку1. Вы также встретите большую ворону летящую к вам с севера. 
Пусть каждый мужчина сделает такую же молитву вороне. После того как вы увидите ворону вы 
увидите одного врага идущего с севера."

  Каждый сделал как указывал камень. Они встретили волка и ворону, затем они увидели 
одного человека и убили его. Этот человек был разведчиком, но Сиу не знали этого. 
Вражеский военный отряд следовавший за разведчиком атаковал Сиу. В вражеском отряде было 
14 человек и четверо Сиу встали против них и прогнали их прочь.

1. Военная почесть дающая право ношения пера в волосах.

  Враги были Арикара и Манданы. После того как мир был установлен, Сиу говорили с ними о этой битве и 
узнали, что имя разведчика было One Feather. Siya'ka был одним из четверых, кто прогнал их и 
получил "ку" в этот раз. Он сказал, что следующая песня была использована Стоящим Лосем в 
исполнении своей просьбы камням.

Без барабана.
№ 74 "A Spirit has come"

  В другой раз Siya'ka был с военным отрядом, вождем которого был Wanbli'-wica'sa  
(Eagle Man, Человек Орел), который был знахарем. Человек Орел имел помощника по 
имени He-lu'ta (Red Horn, Красный Рог).
  Они выступили и пройдя некоторое расстояние, когда Человек Орел сказал, что он 
спросит священные камни узнать новости о враге. Он сказал своим товарищам приготовить 
место земли и  принести ему маленькую гальку.  Выкрасив гальку  красной краской. Он положил 
ее на красное одеяло, которым было расстелено над приготовленной землей. Он пел следующую песню.

№ 75. "From Whence the Winds Blow"
Siya'ka
СЛОВА

To'pakiya 	        at the four places
Ina'zin	                to stand
Maye 	                I was required
Tate' ou' ye 	        the places from which the winds blow
To'pakiya 	        at the four places
He'na wanyank'ya  	behold
To'pakiya 	        at the four places
Ina'zin	                to stand
Maye 	                I was required
Tate' ou' ye 	        the places from which the winds blow
To'pakiya 	        at the four places
Ina'zin	                to stand
Maye 	                I was required

  Красный Рог затем предложил трубку маленькой красной гальке и просил его пойти 
вперед них как разведчик. Человек орел спел свою песню снова, и камень исчез. 
Военный отряд пошел дальше и встал лагерем на ночь. К утру Человек Орел сказал, что камень 
вернулся, и что они встретят врага следующим днем, но не назвал времени, добавив что в вражеском 
отряде будет не более 10 человек. Камень был оставлен на красном одеяле, где он появился после 
своих поисков. Утром отряд выступил снова и Siya'ka и другой мужчина были выбраны разведчиками. 
Они обнаружили 6 человек пьющих воду в яме с воды, после чего они немедленно вернулись и сообщили 
об этом военному отряду. Они попытались окружить людей но потерпели неудачу и шестерка неприятеля 
убежали. Однако они встретили одного мужчину - Омаха - идущего присоединиться к этому отряду и 
убили его. Красный рог застрелил его, и таким образом получил первый счет "ку" и Siya'ka стал 
четвертым по счету. Человек Орел пел следующую песню во время демонстрации священных камней. 

№ 76. "Something I Foretold"
Siya'ka
СЛОВА

He tu' wa 	                one whom
Wakon' za 	                I pretend to be
Tiya' ta hina'zin waye' 	stands at the place where I have caused him (to stand)
Hu non' pa 1 	                a man
Wakon' za 	                I pretend to be
Tiya' ta hina'zin waye' 	(one who) stands at the place where I have caused him (to stand)
He tu' wa 	                one whom
Wakon' za 	                I pretend to be
Tiya' ta hina'zin waye' 	stands at the place where I have caused him (to stand)

1. Полная форма этого выражения wahu non'pa, "two-legged object", двуногий объект, 
исрользуемый знахарями для обозначения человека.

  Замечательная демонстрация священных камней Белым Щитом была рассказана Siya'ka. 
Siya'ka сказал, что однажды он потерял двух лошадей и просил Белого Щита найти их. 
Перед тем как его связали сухожилиями (р. 218). Белый Щит спросил: "Какой знак принесет 
камень показать где твои кони, у ручья или в прерии?" Siya'ka ответил: "Если они у ручья, 
пусть камень принесет маленькую черепаху и кусочек раковины моллюска, а если они в прерии пусть 
камень принесет лугового жаворонка.

  Белый Щит затем послал камень на поиски. В то время пока камень отсутствовал люди 
приготовили квадрат хорошо растертой земли, как уже описывалось. Был вечер когда камень вернулся. 
В типи было темно, так  просил как огонь был потушен, но там была сухая трава? Положить ее когда 
Белый Щит распорядится зажечь. Наконец камень появился на месте  приготовленном для него и рядом с 
ним маленькая черепаха с небольшим кусочком раковины моллюска в одной из ее лап. После этого Белый Щит 
сказал Siya'ka: твои лошади находятся 15 миль западнее Холмов Дикобраза у рукава ручья Дикобраза. 
Если ты не хочешь идти за ними есть путешественник идущий этим путем, который возьмет их и приведет 
их для тебя". Это оказалось правдой. Сосед Siya'ka отправился в поисках диких фруктов и на своем 
пути домой он увидел лошадей у рукава ручья Дикобраза; узнав их как Siya'ka, он привел их назад.
Bear Eagle, Медвежий Орел сказал, что он был однажды вождем военного отряда против Кроу. 
Одним из членов этого отряда был Ожерелье из Раковин, который мог получить сведения у священных камней.
Однажды ночью в лагере Медвежий Орел попросил Panke'-ska-napin' (Shell Necklace) узнать новости 
про врага. Место на земле было приготовлено и покрыто красным одеялом. Когда камень вернулся 
Shell Necklace покрыл себя бизоньей одеждой (robe) всего вместе с головой, и спросил какие 
новости он (камень) принес. Когда обычная трубка была предложена священным камням был услышан 
вой волка на расстоянии. Ожерелье из Раковин сказал, что камень доложил, что на следующий день 
они могут встретить двоих мужчин верхом и увидят крупный лагерь врага. Камень рассказал мужчинам 
приготовиться, и они смогут убить врага, который упадет на "приготовленную" или мягкую землю. 
Затем камни сказали, что хотят утром бизона как вознаграждение, что мужчины могут убить 
бизона стрелой, и что он упадет своей головой на юг. Следующим утром мужчины убили бизона 
как предсказывал камень и положили свежий шалфей в рану. Рядом с приготовленной землей, 
где лежал камень была раскрашенная палка-дар с табаком привязанным к верху. Они положили 
эту палочку на голову бизона, которого убили, оставив его в прерии как жертвоприношение. 
В тот день они встретили двух врагов и убили обеих.

  Две следующих песни спеты Ожерелье из Раковин во время демонстрации сперва в 
отношении себя, прося благосклонности священных камней. Вторая относительно своей силы 
как знахаря, что давало ему возможность контролировать людей на расстоянии.

№ 77. "Священным образом я живу"
Медвежий Орел.
СЛОВА

wakan kan yan  	Священным образом
waon 	        я живу
mah.pi'ya ta 	to the heavens
wa'kita ye 	I gazed
wakan kan yan  	in sacred manner
waon 	        я живу
mita' sunke 	my horses
o'ta yelo' 	are many 



№ 78. " Голос я Посылаю "(Каталог № 633)
Певший ОРЛОМ МЕДВЕДЯ
СЛОВА

anpetu kin  	   сегодня
mita waye 	   мой (я объявляю)
wahu nonpa wan     человеку
hoye 	           голос
waki ye 	   я посылаю
co? maya?ku welo?  ты подарил мне
anpe tu le 	   этот день
mita waye 	   мой (я объявляю)
wahu  nonpa wan    человеку
hoye 	           голос
waki ye ci? 	   я послал
wana? 	           теперь
hi 	           здесь
yelo  	           (он) 


  Следующее сообщение о демонстрации священных камней Белым Щитом отличается  
от предшествующих рассказов, так как происходило в доме, и камень Белый Щит держал
в руке вместо того, чтобы положить на землю. Рассказ дан Бычьей Головой, кто 
засвидетельствовал демонстрацию. Он сказал, что это произошло когда правительство 
впервые выдало упряжь и фургоны индейцам. В то время старики берегли и ценили очень 
высоко все, что было выдано им правительством. Один старик потерял часть упряжи. Зная, 
что Белый Щит часто возвращал потерянные предметы при помощи священных камней, он 
обратился к нему, чтобы найти отсутствующую часть его упряжи и также красивый мешочек 
табака и трубку. Белый Щит прибыл, и исполняя обряд держал камень в ладони своей руки, 
сказав, "Он исчезнет. " Бычья Голова сказал, что, хотя он следил очень внимательно, 
камень внезапно исчез с его глаз. Отрезок времени, что камень отсутствует, зависит от 
расстояния, которое он должен путешествовать в поисках потерянного объекта. В этом случае 
камень отсутствовал долгое время. Наконец раздался стук в дверь. Белый Щит остановил 
пение, и сказал, "камень вернулся; будьте готовы получить его". Он затем открыл дверь, 
и камень был обнаружен на пороге. Белый Щит принес его и услышал сообщение. Камень 
сказал, что отсутствующие предметы были взяты неким человеком который, из страха быть 
обнаруженным, бросил вещи в реку. Камень сказал далее, что вещи будут возвращены ночью 
и оставлены там, где их видели последний раз. Следующее утро все вещи  были найдены в 
месте, где их видели последний раз. Их внешний вид указывал, что они были под водой в 
течение нескольких дней. 







 
ФРЕНСИС ДЕНСМОР СТАНОВИТСЯ PTESAN'NON 'PAWIN:
ДВА БЕЛЫХ БИЗОНА

Фото: Типи совета

  Денсмор провела три лета, работая среди Дакота и Лакота Сиу. Она сделала сотни записей 
и фотографий. Собрала дюжины религиозных и повседневных предметов быта. К концу ее пребывания, 
Денсмор принимали настолько хорошо, что она стала приемной дочерью старика Лакота потерявшего 
свою собственную дочь.
  Денсмор собрала свои сведения в монументальный том названный, Музыка Тетон Сиу, опубликованный 
Бюро Американской Этнологии в 1918. Книгу все еще читают ученые и люди народа Лакота.

  "В 1911... Я провела лето вдоль границы между Северной и Южной Дакотой... работая среди Хункпапа Сиу. 
Это был народ Сидящего Быка. Многие старики жили с этим великим вождем. Я просила, чтобы старики 
восстановили Танец Солнца... который правительство США запретило в 1882, чтобы обратить индейцев 
в христианство. Моими информаторами были Красная Ласка, Гонимый Медведями, Трава, Атакующий Гром, 
Щит Орла и Одинокий Человек".

  Денсмор опросила более пятидесяти стариков о священной церемонии Танца Солнца. 
Ее наиболее важным информатором был 80-летний Лакота по имени Красная Ласка.

  "Он шел очень неохотно, путешествуя 43 мили, на фургоне с остановками и, когда он прибыл и  
принял табак, который, Я предусмотрела, он сказал, что он пришел против своего желания, и 
не хотел рассказывать мне что-нибудь. Он сообщил, что истины Танца Солнца были очень 
священны для него, и считал должны умереть вместе с ним.

  В конечном счете, Красная Ласка и многие другие, смягчились, когда Денсмор настояла, 
разрешить ей записать ритуалы Танца Солнца для сохранения их в Вашингтоне. Интервью проходили 
в виде серии торжественных конференций. Старики говорили почтительно, часто с чувством страха. 
Всех остальных не допустили. Это было - и осталась - общее убеждение среди индейцев 
традиционной веры, что неуместный разговор о священных вещах может закончиться несчастьем 
и даже смертью. Во всяком случае, Денсмор удалось убедить многих из них.

  В один замечательный полдень, Денсмор и несколько ее информаторов выехали в прерию, 
чтобы определить место последнего Танца Солнца, проведенного 29 лет назад. Некоторые старики 
надели свои военные головные уборы из перьев и куртки из оленей шкуры. Они нашли священный 
череп Бизона со слабыми следами красной церемониальной краски. Это была трогательная сцена, 
и Денсмор не могла не внести немного романтики, когда писала свою книгу о Тетон Сиу.
"Трубка переходит из рук в руки по старому обычаю. Немного шутили [sic]. Вон там 
мужчина рассказывает прекрасную историю своего участия в Танце Солнце - показывая свои шрамы".

 КОГДА ДЕНСМОР ИЗУЧАЛА Танец Солнца в резервации Лакота "Стоящая Скала", старик по имени Красный Лис 
заявлял на собрании вождей, что, он хочет ее удочерить. Согласно Денсморе, этот "очень 
выдающийся вождь" имел дочь с таким же именем, которая давно умерла.

  В следующем году, Денсмор сказала, "тысячи индейцев" собрались на реке Большой (Grand), 
Южная Дакота, для празднования Четвертого Июля. Событие включало утверждение ее принятия 
в общину Хункпапа Лакота.

  Как этнолог, Денсмор записала и изучила песни, которые Красный Лис исполнил в ее честь. 
Она опубликовала их в своей огромной работе, Музыка Тетон Сиу, не упоминая, что эти песни были 
в ее честь. Прочитаем текст Денсмор:

Песни в Честь Личности

  "Следующая группа из 123 песен иллюстрирует обычай Сиу введения нового имени в песне похвалы, 
используемой для других лиц, и также образуя новые слова для песен...
Женщина, Два Белых Бизона, чье имя появляется в песнях, была принята Красным Лисом 
вместо своей скончавшейся дочери и Френсис было дано ее имя. Красный Лис заявил, что 
у него было право давать это имя, так как он убил двух белых бизонов. Всякий раз, когда 
эти песни исполнялись, ожидалось, что Красный Лис сделает подарок певцам от имени Двух 
Белых Бизонов. Красный Лис был очень уважаемым человеком в племени, и эти песни часто исполнялись".

Бедных много
 
  Это - песня созданная в честь Денсмор во время обряда удочерения Красным Лисом. 
Песню исполнил Первый Стрелок, и Денсмор записала ее. Несколько Лакота присутствовали во время 
сеанса записи. Песня начинается с устного вступления, и заканчивалась энергичными возгласами.

Ptesan' -non pawin    Женщина Два Белых Бизона 
wakta' yanka' yo      видет 
o'hunke sni           бедных 
o'taye                много
heya' pi can'na       всякий раз, когда это говорят 
sunka' wakan          лошадей
wecun'we              Я жертвую

ИСТОЧНИК: Библиотека Конгресса, Архив Народной Культуры, цилиндр #10,557:B2

  Денсмор продолжала общаться с Красным Лисом после того, как она покинула территорию Дакоты. 
В 1917 Красный Лис умолял свою дочь, навестить его, говоря, что ему плохо от того, что он не видит ее.

Примечание Денсмор:

  "Это сообщение, содержащееся в письме от друга, было отправлено 2 Июля, 1917. Этот друг способствовал  
моей работе среди Чиппева и знал о моей работе среди Сиу. По служебной командировке в Дакоте он встретил 
много индейцев, которых я знала, среди них, был Роберт Высокий Орел, который выступил в качестве моего переводчика".

Фото: Красного Лиса и его жены

Сообщение Красного Лиса Денсморе:

 "Я хочу снова увидеть мою дочь, на нашей Ярмарке, если это возможно. Я не видел ее и я 
печален. Мне кажется, больно не видеть ее. Во всем этом районе люди тоже хотят видеть ее; 
у ее матери есть коллекция бисерной вышивки и типи раскрашенный краской; когда она приедет получит это.
Я получил крест и четки от - нее, которые были освящены священником; мы все еще храним их, это лучшее, 
что мы имеем. Это было нашим обычаем в прошлом, почитать наших возлюбленных, так, что мы обычно отдавали 
головные уборы из перьев бедным.

  Я также дал ей 2 лошади; и управлял ими вплоть до их продажи; они - в моем лагере для нее. Я не 
послал ей деньги; она (моя жена) хотела, чтобы я продал их, но я хочу сохранить их до ее прихода.
Я хочу дать ей эту трубку и кисет; Я берег их для нее, чтобы она могла передать их президенту.
Если она приедет, она может сообщить Призраку Вороны, моему племяннику; и ее кузен сможет 
доставить ее вплоть до моего места. Это все".
 
Постскриптум Денсмор:

  "В объяснении этого можно сказать, что индейцы не делают, различая между словами 
"данный" и посвященный. Таким образом, лошадь или другой объект считается собственностью 
человека, которому она "дана" хотя она остается во владении жертвователя. Получатель имеет право 
потребовать его в любое время". 




Сайт управляется системой uCoz