Мифы создания Лакота Перевод с англ.: Панфилёнок А. - Новосибирск, 2003 СОЗДАНИЕ ВСЕЛЕННОЙ Сначала был только Inyan, Скала, он был мягок и не имел никакой формы. Inyan был всесилен, но не существовало ничего, на чём он мог бы использовать свои силы. Тогда он вскрыл себе вены и создал Maka, Землю. Его кровь была синяя, и вытекая из него, она стала водой и большим небом, Skan. От этого Inyan сократиться, и стал твердым, и потерял свою силу. Maka была несчастна, потому что всюду была темнота, а она хотела видеть себя. Так Skan, источник всей энергии, разделил темноту пополам и сделал Han (Темноту) и Anp (Свет). Han был послан в преисподний мир, и Anp был помещен на вершину мира, чтобы делать все видимым. Теперь Maka могла видеть, но она была холодной. Тогда Skan сделал Wi (Солнце) и дал Wi дух по имени Wi-Akan (Дух Солнца). И Wi засиял во всем мире и дал тепло всем вещам. Maka все еще была не удовлетворена. Она хотела облегчения от высокой температуры, и Wi желал немного отдохнуть. Skan успокоил их, разделив время на две равных части. Одна часть, которую он дал Anp, стала днём, когда Wi будет выполнять свою работу и Maka, будет тепло. Другая часть, которую он дал Han, стала ночью, теперь Wi мог отдохнуть, а Maka, могла остыть. Даже после этого, мир не воцарил, потому что Maka пробовала направлять Wi по кругу, на что Wi обижался. Они начали спорить. Skan, решающий судья всех вещей, созвал их всех вместе и сказал: " Я, Skan, и Вы, Inyan, Maka, и Wi - все Tunkasila и происходим из одного и того же источника. Хотя нас четверо, мы в действительности единое целое. Мы одно существо - Wakan Tanka, Великий Дух. " Skan тогда дал каждому из них роль и цвет, чтобы идентифицировать самих себя. Но им было одиноко, тогда Skan позволил каждому, создавать себе товарища. Wi сделал Han Hepi Wi (Луну), бледную, женскую версия себя. Maka создала красавицу, называемую Unk (Страсть). Сын Unk, Gnas (Демон) был также красив, но хитер. Maka скоро стала ревновать Unk и бросила ее в воды (море). Skan создавал дух, называемый Tate (Ветер), который стал его посыльным и путешествовал во всем мире. Inyan сделал бесформенное и ужасное существо, Wakinyan (Крылатый, или Гроза). Каждый, кто видел Wakinyan(а), становился heyoka (глупым), Skan показал ему, как скрыть себя в облаках. Inyan был очень доволен Wakinyan(ом), и вместе они создали мудрого и дружественного Ksa (Мудрость). Skan дал Ksa nagi (дух), и Tate дал ему wanagi (призрака). Но Tate уходил все время, и Skan был все еще одинок. Так что он создал для себя дочь и назвал ее Woohpe (Мир), самое красивое и приятное из всех существ. Наконец, Skan сделал Wican (люди звезды) так чтобы он имел души людей, чтобы они разговаривали с Tate и освещали ему путь в ночное время. Когда все это было сделано, Ksa и Woohpe устроили большой пир. Каждому гостю Skan дал специальный символ, позволяющий им обращаться к Skan(у). Wi был первый и попросил стать покровителем храбрости, выносливости, силы духа, соперничества, честности и уверенности. Wi Win (луна) стала покровительницей постоянства, родства, материнства и всех женских вещей. Maka стала покровительницей пищи, защиты, удовлетворенности, комфорта, и счастья. Inyan стал покровителем строительства и разрушения, нападения и защиты, и постоянства и изменения. Wakinyan(у) (как Heyoka) была предоставлена сила, сражаться с вредными вещами, уничтожать зло, лелеять хорошее и продвигать рост. Tate просто попросил остаться постоянным спутником Skan(а) и выполнять его желания. Unk не желала подчиняться чьей-либо воли и потребовала полную свободу. Она стала покровительницей вод. Gnas захотел стать красивым, и ему была дана сила убеждения, и он стал покровителем планов и интриг. Когда все были удовлетворены, Skan спросил Ksa и Woohpe, которые не имели никаких опознавательных признаков, что они хотят. Woohpe попросила только создать удовольствие и гармонию для других. Ksa встал и сказал, что не годится для Woohpe, дочери Skan(а), служить, иначе она будет истощена, и предложил Skan(у) создать существа, которые будут служить им. Так Skan сделал Pte Oyate (Народ Бизоньей Коровы), и Ksa учил их, как жить и служить. Тем временем, Maka снова стала несчастной. Gnas (Интриган) убедил Maka, попросить для себя собственных слуг и красивые вещи. На следующем пиру, она встала и попросила обо всех этих вещах. Skan знал, как она додумалась до этого, и решил дать ей все, что она просила, таким образом преподать Gnas(у) урок. Он дал Ksa, Woohpe, Tate и Wakinyan задачу сделать Maka счастливой. Он также дал им силу создавать растения и животных. Они сделали Maka зеленой, с деревьями, травами, цветами и лелеяли всё это дождем. Затем они создавали животных на земле и под водой. В конце концов, все это было сделано, деревья и цветы, кусты, и травы находились в гармонии с птицами, и все насекомые щебетали радостно. Только рыбы и рептилии остались безмолвными. На пиру с музыкой и танцами, Skan объявлял, что создание завершено. PTE OYATE - Народ Бизоньей Коровы Pte Oyate были созданы Skan(ом), чтобы обслуживать его и других Tunkasila. Pte жили в районах нижнего мира. Старший Pte, Ate, почитался, как отец, а остальные Pte повиновались ему словно дети. Wa, которого также уважали, стал лидером Pte. Однажды Skan попросил своего близкого товарища, Tate, принять облик человека и спуститься к Pte, посмотреть, что они делают. Когда он узнает все, он должен был вернуться к Tunkasila. Когда Pte впервые увидели этого незнакомца, они заинтересовались. Некоторые потребовали прогнать его. Другие хотели его принять. Wa предложил им устроить совет с самым старым и самым знающим Pte, чтобы обсудить ситуацию. Они построили палатку и выбрали своего самого старого и самого знающего – Ate, заседающим на месте вождя. Это было первый совет во все времена. Ate сказал: "Незнакомец - гость, и Вы должны обращаться с ним как с таковым, пока не доказано, что он враг. Таким образом, Вы будете служить Tunkasila." Tate был приглашен Pte и был назван Kola (другом). Tate жил как Kola среди Pte, но никогда не показывал свое истинное обличие. Он заслужил их уважение, и также полюбил их, особенно Ite, дочь Wa и Kan. Однажды Ate, сказал Kola: "Я слаб, и мой дух хочет оставить мое тело. Почему Тебе не жениться на женщине Pte и не иметь детей? Тогда бы Ты стал одним из нас, и Ты бы мог стать Itacan (Вождем)." Kola, в конце концов, был вынужден признаться, Ate, что он был один из Tunkasila и что, хотя он любит Ite, он не мог взять ее в жены без одобрения Skan(а). Tate вернулся к Skan(у), чтобы сообщить ему о Pte. Он также признался Skan(у), что он влюбился в Ite. Skan сказал Tate, что он может жениться на Ite, но он должен оставаться в человеческом облике, пока их дети не вырастут. Tate и Ite могли бы вскоре пожениться, если бы не появился Gnas. Беда пришла, когда Gnas пошел к своей матери, Unk, сказать ей, что он может увеличить её влияние в мире Pte Oyate, научив их безумию, и распространяя амбиции, жадность и разногласия среди этого счастливого народа. Gnas включил Iya в свой план. Iya, был всегда голоден, и Gnas пообещал ему, что, если он спустится в нижний мир, он сможет получить всю пищу, которую он так хотел из хранилища Pte. Так они оба спустились в мир Pte. Iya спрятался, в то время как Gnas отвлекал их, появившись как Ksapela (heyoka). Он развлекал их своими проделками. Однако, Tate/Kola был там и предупредил людей, что они должны остерегаться его. Ksapela назвал Kola лгуном, и теперь Pte не знали кому верить. Ksapela предложил, чтобы они позволили Ite решать. Ite предстала перед Ksapela и Kola, и выслушав их обоих, не смогла решить, кто был прав. Pte, обсуждали между собой. Самые молодые Pte пошли за Ksapela , чтобы позабавиться. Ksapela сказал им, что он был голоден, и молодые Pte ушли, чтобы принести часть своих запасов пищи ему. Но все запасы были украдены .... Iya. Когда Wa услышал об этом, он не знал, как они будут проводить свой следующий пир для Tunkasila. Ksapela сказал им, что он найдет вора, и Pte смогут отомстить. Pte никогда прежде не слышали о мести, тогда Ksapela объяснил, что это возмездие тем, кто навредил Вам. Ate, когда он увидел то, что случалось с его прежде радостным народом, попросил свою nagi (душу) оставить его тело. Это было сделано, и он умер, но его nagi некуда было идти, и душа находилась поблизости. Когда Tunkasila прибыли на пир, им рассказали, что случилось, включая тот факт, что nagi Ate находится поблизости. Skan сказал им, что Ate, мог все еще советовать им через голос другого. Wa был отобран, чтобы говорить с Ate, и Kola сделал его Wapiya Wichasa (шаманом) так, чтобы он мог услышать слова Ate. Kola затем информировал Pte, что, в наказание за их безумие, Tunkasila больше не будет говорить с ними непосредственно, а только через Wa. Kola взял обещание с Wa, не обманывать свой народ, иначе Tunkasila оставят его, и люди покинут его. Он также заставил Pte поклясться, чтобы они принимали слова Wa как сообщения, приходящие от Tunkasila. Gnas вернулся к Unk и сказал ей, что он сделал Pte, и она была очень довольна. Затем он рассказал ей свою схему похищения Ite. Unk была восхищена. Так Gnas и Iya, который был снова голоден, вернулись к Pte. На сей раз, Gnas замаскировался под красивого незнакомца по имени Yuzan. Он велел Iya укрыться в пещере, в то время как он обманет Pte и украдет большое количество пищи. Gnas/Yuzan пошел к Pte и заявил, что был от земли, где управляла его мать, и что он ищет товарища. Он сказал, что, если возьмет (женщину) Pte в жены, его мать предложила бы людям свое одобрение. Таким образом, началось соперничество между Kola и Yuzan, чтобы жениться на Ite. Ite пошла к своей матери, чтобы помочь ей выбрать между этими двумя истцами. Kan сказала, что она мечтала, чтобы дети Ite будут wakan (священные). Но эта информация не помогла Ite, тогда она пошла к своему отцу, Wa. Он был очень мудр и указал, что Kola, кажется, предлагал более безопасное и устойчивое будущее, чем беззаботный и безответственный Yuzan. Ite поняла, что Wa был прав. Она решила жениться на Kola, и в настоящее время она решила, она поняла, что она фактически любит его. Когда Yuzan понял, что он потерял Ite, он сразу же решил осуществить свой план. Он попросил, Ite, прийти на последнее свидание, и она согласилась. После того как Yuzan и Ite уехали, Kan, которая была провидицей, имела видение опасности и послала Wa и Kola за ними. Опасаясь самого плохого, Kola призвал Skan(а) для помощи, и Skan послал Wakinyan(а). Тем временем, Yuzan и Ite прибыли к месту, где скрывался Iya. Yuzan спросил в последний раз, Ite выйдет ли она за него, но она снова отказалась, сказав, что она станет женщиной Kola. Тогда по сигналу Yuzan(а), Iya вышел из укрытия и схватил ее. Ее бы никогда больше не увидели, если бы Kola и Wa не появились в ту же минуту. Когда Yuzan увидел их, он бросился бежать, а Iya повернулся и ударил Kola о землю. В этот момент, прибыл Wakinyan и заставил Iya отступить, дав Kola шанс унести Ite в безопасное место. Когда волнение утихло, Kola и Ite поженились. Позже, Ite родила четыре сына, всех сразу. Люди обрадовались и устроили пир. Во время пира, Kola предложил Pte Oyate выбрать Itacan (лидера). Pte хотели Kola, но так как он был в действительности Tunkasila, только временно в человеческом облике, они не могли его выбрать. Kola сказал, что с тех пор как Wa стал wapiya wichasa - шаманом и говорил слова Tunkasila людям, он мог также говорить слова людей для Tunkasila. Народу понравилась эта идея, и Wa был избран Itacan Pte Oyate. СОЗДАНИЕ ЧЕТЫРЕХ НАПРАВЛЕНИЙ Pte Люди были созданы Skan, чтобы служить Tunkasila. Их Itacan, Wa, был женат на Kan, провидице и самой знающей из женщин. Их дочь, Ite, которая была самой красивой из женщин, женилась на Tate, и они имели четырех сыновей. Рожденного первым назвали Yata, рожденного вторым Eya, третьего Yanpa и четвертого называли Okaga. Пятый сын, Yum всегда оставался с другим братом, который заботился о нем. Однажды, Tate увидел, как с неба упала звезда, и пошел посмотреть ее. В том месте он нашел очень красивую женщину, которая несла сверток. Tate сразу узнал ее, это была Woohpe (дочь Шкана) и что сверток был сообщением от Skan(а). Там говорилось, что, так как не существовало каких-либо направлений в мире, четыре старших сына должны были отправиться к краю мира, чтобы установить четыре направления. Там, где каждый сын установит свое направление, это и будет то место, где он будет жить. Это путешествие также установит четыре времени - год - для этого будет взят один год, чтобы выполнить задание. Woohpe останется с Tate, и позаботиться о Yum. Когда пришло время для Eya, Yanpa, Yata, и Okaga, отправляться в свое путешествие, Woohpe дала каждому из них подарки и запасы пищи. Eya, Yanpa и Yata она дала большие тюки, заполненные пищей и одеждами. Okaga она дала маленький мешочек и крошечный круг меха. Okaga поместил эти таинственные предметы рядом со своим сердцем. Когда они вышли, они не знали, куда они шли, так как не было никаких направлений. Однажды ночью, после того, как они сделали лагерь, и Okaga развел теплый огонь, старик (замаскированный Wazi) подошел к ним. Он попросился провести ночь около их огня и спросил поесть. В ответ на эту помощь он помог бы им в их путешествии. Все братья кроме Okaga отказались делиться своей едой, но Okaga, имеющий только маленький мешочек, который ему дала Woohpe, предложил ему поесть, независимо от того, что сам имел мало. Okaga открыл мешочек и обнаружил маленький кусочек пищи. Он пах замечательно, и он дал немного старику. Они оба ели и наслаждались этим - было очень вкусно. И они заметили, что независимо от того, сколько они брали, в мешочке всё равно оставалось то же самое количество. Тогда Wazi сказал Okaga, что это было пища Tunkasila и дана ему из любви. Wazi также сказал ему, что пока Okaga будет есть только, эту пищу, он никогда не будет голоден. Когда пришло время спать, Okaga взял маленький клочёк меха, и он вдруг магически вырос, и стал достаточно большим, чтобы закрыть, и его и старика. На следующий день, четыре сына услышали ужасные шумы, идущие от вершины близлежащей горы. Они знали, что эти звуки исходят от Wakinyan (Грома), и Yata упорно утверждал, что это был Iktomi, а не Wazi, который привел их к этому опасному месту. Он отказался подниматься на гору. Только Eya был достаточно храбр, чтобы подняться, и он встретил Wakinyan(а), который сказал ему, что, когда каждый из братьев установит направление, они должны поместить камень на то место. Камень станет огромной скалой, которую не возможно передвинуть. И каждый должен смотреть на эту скалу, пока не прилетит птица, и не приземлилась на ней, и эта птица, и все ее потомки будут посыльными этого брата. Eya догнал своих братьев, но не сказал им ничто из того, что случилось. Wakinyan посоветовал ему хранить молчание. Тем вечером, они прибыли к подножью другой горы, появился Wazi, и сказал Eya положить камень на тропу, где они стояли. Eya сделал, так и камень немедленно начал расти. Следующим утром, когда они все проснулись, они видели, что камень превратился в огромную скалу, которую не возможно было передвинуть. Wazi тогда сказал всем, что это было первое направление, и с этого момента Eya будет иметь все права, рожденного первым вместо Yata. Yata сильно разозлился, но Wazi был непреклонен и сказал Yata, что его трусость, язвительность, и высокомерие стоили ему своего положения. Однако он сказал, что Yata может установить второе направление. Yata был сердит, что он не был больше первым и не имеет привилегию, и он пробовал запугать Eya. Но Eya не имел бы ничего из-за этого, и они ссорились бесконечно. Они, наконец, сделали предложение Tunkasila для окончательного решения этого вопроса. Hupucasakala (ласточка), посыльный Wakinyan(а), появился и объяснил братьям, что Wakinyan сказал, что Wazi дали полномочие, выражать желание Skan(а). Так что предоставление первого направления Eya было справедливо. В гневе, Yata схватил камень и бросил его в ласточку, но как только он делал это, был тут же заморожен. Wazi внезапно появился и объявил, что Yata, раз он такой равнодушный и подлый, будет навсегда заморожен во льду, и все живые существа будут избегать его. В присутствии Yata, ничто не будет расти на земле. Той ночью, Okaga сидел на краю мира и играл мелодию на своей флейте. Звезды, собрались поблизости, чтобы послушать его и под властью музыки они растаяли навсегда в облако звезд, протянувшееся поперек неба - Млечный путь. Следующим утром, четыре брата продолжили свое путешествие. Прошла одна луна, с тех пор как они покинули палатку Tate. Однажды ночью, появился старик у огня их лагеря. Его лицо было закрыто, и они все подумали, что это должно быть Wazi. Старик показал братьям азартную игру, чтобы скоротать время. Они были настолько увлечены ею, что в течение трех дней совершенно забыли о своей миссии и задержались в том же самом месте, ожидая старика, который появлялся вновь каждый вечер. На четвертую ночь, старик появился как обычно. На сей раз, он отвел Yata в сторону и сделал большую ставку. Зная, что Yata потерял, свое наследство, старик обещал, что, если выиграет Yata, его неотъемлемое право будет восстановлено. Он только попросил добывающие огонь предметы Okaga, которые Yata украл у своего брата ради ставки. Но Yata хотел рискнуть даже за более высокие ставки, и поставил свое положение Tunkasila и женщину, которую он любил, Woohpe, против обещаний старика. Yata обманывал весь вечер, ожидая выигрыша. Но старик победил. Когда Yata обвинял его в обмане, старик с готовностью признался. Но он сказал, что Yata должен был ожидать этого, сказав, "я научил Тебя правилам, что, если игрок обманывает, он будет обманут. Я играл согласно этим правилам, и Ты не можешь жаловаться". Yata кричал и глубоко переживал, потому что он потерял все. В конце концов, старик показал тогда, кем он был в действительности. Это был вовсе не Wazi, а Iktomi. Он сказал, что все сыновья поверили его уловке, и он заставил их выглядеть смешными. " Это будет известно навсегда, что, в то время как Вы, как предполагалось, выполняли работу Tunkasila, Вы пренебрегли этим, чтобы сыграть в азартную игру, " объявил он. Всем четырем братьям было грустно и стыдно. На следующий день, они продолжили свое путешествие. Той ночью, без трута и кремня, что Yata проиграл Iktomi, они не имели огня, и им было холодно. Eya призвал к помощи Wakinyan, чья ласточка, посыльный прибыл и сказал им, что они дорого поплатились из-за пренебрежения к своей миссии. Но он также сказал им, как добыть огонь трением, стремительно вращая сухой палкой по древесине, как сделал Okaga. После трех месяцев пути, Wazi появился и велел Yata положить камень. Но они не смогли найти никаких камней, потому что все было покрыто льдом. Так Wazi сказал Yata, положить кусок льда на тропу. Утром, кусок льда, что Yata положил на тропу, превратился в огромный утес. Поскольку они пристально глядели на него, halhate (сорока) прилетел и приземлился на утес. Так как сорока не считалась полезной птицей, Wazi сказала, " Tunkasila объявляют, что сорока должна быть твоим посыльным, Yata. Это - вредная птица, враг всех других птиц. Это - птица служит дурным предзнаменованием, когда она прилетает как твой посыльный, она приносит плохие новости". Следующий день, братья путешествовали. Они прибыли к большому озеру, около которого они шли в течение месяца. Затем они вышли на песчаное место без растений и почти без воды. Они шли несколько дней без воды. Наконец перед ними появилась старуха, и сказала, что она была голодна. Okaga немедленно разделил свой кусочек пищи с ней. В обмен, женщина взяла pangeska (раковина) из своего мешочка и пила из нее. Она передала ее братьям, и в ней было пресной воды более чем достаточно. Она велела Okaga хранить pangeska в его мешочке. После шести месяцев, братья, наконец, прибыли на место, где Wazi появился и велел Yanpa положить свой камень и установить свое направление. Но Yanpa не смог найти какой-либо камень, поскольку было темно, тогда Wazi сделал так, чтобы он положил ветку дерева на землю. К утру, ветка превратилась в огромный дуб. Когда они смотрели на него, hihan (сова), села на него, таким образом, hihan стал известен как посыльный Yanpa, Восточного Ветра. Yanpa собирался присоединиться к своим братьям, но заблудился. Он услышал странный звук сверху. Это был его hihan. Сова привела его назад к его братьям. Yanpa обещал сове, что когда он станет Tunkasila, он даст сове, в награду, большую власть видеть в темноте и способность лететь бесшумно, так, чтобы она могла преследовать свою добычу беззвучно. Братья путешествовали намного больше дня, пока они не прибыли на место, где Wazi проинструктировал Okaga положить свою pangeska. Когда следующим утром братья проснулись, они обнаружили, что раковина стала прекрасным, красочным tipi. "Tasiyagnupa" (meadowlark, луговой жаворонок) сидел на tipi и стал посыльным Okaga. Братья продолжали идти по тропе вокруг края света, так что они смогли возвратиться к месту, где их путешествие началась, и таким образом совершили круг вокруг света. Последним вечером двенадцатой луны - год спустя - они прибыли на место, где первое направление было установлено. Eya, Okaga, Yanpa и Yata, тогда вернулись к палатке Tate, и там был устроен большой праздник. Когда Woohpe и Okaga увидели друг друга снова, они поняли, что влюбились. Woohpe устроила большой пир с помощью Wazi и Wakanka. Вся семья и все животные пировали, и даже Tunkasila прибыли на праздник. После этого, Tate и его пять сыновей прекратили быть людьми и стали Wakan. Wazi и Wakanka обслуживали Tunkasila, поскольку они имели, прежде они были высланы. Iktomi обслуживал животных. После пира, Skan отдал распоряжение, что Tate должен снова стать невидимым компаньоном Skan и никогда снова не принимать человеческий облик. Четырех братьев похвалили за установление этих четырех направлений и также четырех времен года. Каждый из братьев было сказано, что они должны жить там, где они установил свое направление. Eya был бы известен как Западный Ветер, Yata как Северный Ветер, Yanpa как Восточный Ветер и Okaga как Южный Ветер. Yum , чтобы также быть Tunkasila, отвечал за развлечения, игры и любовь. Он стал известен как Вихрь. Woohpe попросила остаться навсегда с Okaga. Skan сказал, что, так как она его дочь, она может иметь то, что она хотела. И так, существуют Четыре направления и Четыре времени, двигающиеся по кругу. Время Дня, Время Ночи и Время Луны кружатся над миром, а Время Года перемещается по кругу вокруг всего света. ДУХИ - БОЖЕСТВА ЛАКОТА Anung Ite - Двойное лицо. Двуличный Бог. Прежде Ite, жена Tate. Также называемая Wakanka. Anp - День. Имеет свойства света. Can Oti - обитатели Дерева. Etu - Время. Eya - западный ветер. Gnas - Демон. Покровитель заговоров. Мужского рода. Красивый, очаровывающий, хитрый, и обманчивый. Также замаскированный как Yuzan. Han - Темнота. Имеет свойства темноты. HanHepi wi (или Win Wi) - Луна. Женский род. Покровительница постоянства, родства, материнства, всех женских вещей. Heyoka - меняющаяся личность Wakinyan. Обладает силу сражаться с вредными вещами, уничтожать зло и лелеять хорошее и продвигать изобилие и рост. Hunomp - Медведь, Медвежий дух-божество. Двуногий. Стал младшим Богом Мудрости. Это было необходимо после того, как Iktomi стал обманщиком, и потерял свое положение как более высокий Бог Мудрости. Ibom (или Iya) - Циклон. Наслаждающийся разрушением Inktomi - Обманщик. Ловкий. Причиняет недовольство. Символ максимально вызывающего поведения. Прежде Ksa. Inyan - Скала. Владение - все камни, горы и высокие холмы. Первый Бог. Твердый. Цвет: Желтый. Ite - Жена Tate. Iya - Всепожирающий монстр. Зло. Сражается с Ksa. Имеет голод, не удовлетворяемый пищей. Также называемый Ibom. Ksa - Мудрость. Мужского рода. Мудрый и любезный. Приносит пользу и нравится всем. Изобретатель языка. Адвокат Богов-духов. Ksapela - Маскировка, используемая Gnas, чтобы обмануть Народ Pte. Maka - Земля, Земной Дух, Богиня Земли. Женского рода. Владение - все страны кроме гор и высоких холмов. Покровительница поддержки, защиты. Защита, удовлетворенность, комфорт, счастье. Мелочная, недовольная, ревнивая, материальная. Цвет: Зеленый. Okaga - южный ветер Pte Oyate - Народ Бизоньей Коровы. Созданы Skan(ом), чтобы исполнять желание Wakan Tanka. Skan сделал их, взяв кое-что от всех Богов - Inyan: материал для костей. Maka: плоть. Unk: кровь. Wi: теплота. Tate: дыхание жизни. Ksa: ум. Heyoka: мощь. Wi-Win: любовь и сильное желание иметь детей. Skan (или Nagi Tanka) - небо. Он изменяет вещи. Высшая власть всюду. Мужской род. Высший арбитр, духовный, нематериальный. Цвет: Синий. Tatanka - Бизон, Дух Бизон. Tate - ветер. Посыльный Skan. Постоянный друг Skan. Муж Ite. Отец четырех ветров. Tokapa - первый человек. Посланный Духами, чтобы научить человечество, как жить. Один из Народа Pte. Unk - Страсть. Владение - воды. Красота, страсть, напряженность, порочная, чрезмерная. Wakanka - старуха. Wakinyan - Птица Грома, крылатый, гроза. Созданный Inyan(ом). Противопоставление и упрямство. Двойственная натура. Сердитый бесформенный, ужасающего вида. Два крыла с множеством суставов, огромными когтями но без ног или лап. Безо рта, но с огромным клювом с зубами, которые могут рвать что-либо. Нет горла, но голос, который является громом. Нет головы, один глаз, чей взгляд - молния. Любой, кто увидит его в этом образе, будет действовать глупо или шутовски. Он использует облака как одежды, чтобы скрыть себя. Wazi - колдун. Также Waziya. Wi (или Wi Akan) - солнце. Выше всех царств, выше мира. Мужского рода. Покровитель храбрости, постоянства, силы духа, выносливости, честности, уверенности, соперничества. Цвет: Красный. Wi Can - звезды. Люди Звезды. Wi Win (или Han Hepiwi) - луна. Женский. Постоянство, родство, материнство, женские вещи. Woohpe - красивая женщина, посредник. Женский род. Дух дружелюбия, сострадания, красоты и счастья. Имеет божественную силу. Yanpa - восточный ветер. Yata - северный ветер. Yum - вихрь, Дух любви. |