Вундед Ни 1890 Перевод с англ.: Орлиное Перо, - Новосибирск, 2003 Краткая хронология событий 1. 15 декабря 1890. Вождь Хункпапа - Лакота Сидящий Бык убит племенной полицией. Многие из его последователей бегут на юг в деревню вождя Горба на Вишнёвом ручье. 2. 15 декабря 1890. Из-за отсутствия продовольствия, вождь Большая Нога ведёт свой бэнд Миннеконджу - Лакота на восток к форту Беннет. 3. 21 декабря 1890. Большая Нога узнаёт о смерти Сидящего Быка в лагере Горба. Большая Нога решает вернуться со своим бэндом домой к разветвлению реки Шайен, но по пути встречает полковника-лейтенанта Эдвина В. Самнера из восьмой кавалерии армии США. Большая Нога соглашается взять своих людей к форту Беннет, чтобы сдаться. 4. 23 декабря 1890. Гражданское лицо, Джона Дана, посылают в качестве гонца, чтобы убедить Большую Ногу уехать в форт Беннет. Данн вместо этого убеждает индейцев идти в Пайн Ридж. Вечером, Большая Нога и его люди спокойно покидают деревню, ускользая от солдат. Их цель заключалась в том, чтобы присоединиться к вождю Красное Облако, который хотел сохранить мир с армией США. 5. 24 декабря 1890. Большая Нога пересекает Бесплодные Земли в месте, которое известно сегодня как Перевал Большой Ноги на шоссе 240. 6. 26 декабря 1890. Большая Нога и его бэнд разбили лагерь у ручья Лечебный Корень, спасаясь от непогоды. 7. 28 декабря 1890. Майор Сэмюэль М. Уайтсайд седьмой кавалерии США перехватывает бэнд Большой Ноги у Паркапайн Бьютт. Уайтсайд сопровождает группу под белым флагом к военному лагерю около ручья Раненное Колено (Вундед Ни). 8. 29 декабря 1890. Полковник седьмой кавалерии Джеймс В. Форсайт, приказывает, чтобы люди Большой Ноги сдали своё оружие. В то время, когда солдаты обыскивали лагерь на предмет спрятанного оружия, прогремел выстрел примерно в 9:15. Завязался рукопашный бой между индейцами и солдатами. Спустя минуту, испугавшиеся семьи побежали. Западные побежали в ущелье, а другие на юг. Армия начала стрелять с холма из орудий Хотчкисс по ущелью. К полудню всякое действо прекратилось. Двадцать пять солдат были убиты. Армия вернулась в Пайн Ридж приблизительно в 21:30 с 30 серьёзно раненными индейцами. 9. 4 января 1891. Большая Нога и 145 его людей были похоронены в общей могиле. Более чем 250 мужчин, женщин, стариков и детей были убиты тогда (данные об этом в разных источниках очень разнятся, согласно версии от правительства на Вундед Ни было убито 128 индейцев, по версии Лакота это число возрастает до 250-300 человек, при этом точно неизвестно сколько всего лакотов было в лагере, но это число колеблится от 300 до 400 человек). Их тела пролежали в открытой прерии три или пять дней пока снежная буря не улеглась, и не дала их похоронить. Армия США потеряла в этой резне 28 человек, большинство из них погибло от шальных пуль своих соратников. Цитаты современников Военный отдел телеграфа Миссури, депеша в Вашингтон, округ Колумбия 19 декабря 1890. Командующий, генерал Нельсон А. Майлс: «Сложная индейская проблема не может постоянно решаться на конце этой линии. Это потребует от Конгресса выполнения обязательств соглашений, которые индейцы были вынуждены подписать …, конгресс будет на сессии в течение нескольких недель, и может всего лишь за час подтвердить соглашение, и приспособить фонды для его выполнения; и, если офицеры армии не смогут дать положительную гарантию, что правительство будет действовать в честных намерениях с этими людьми, лояльные элементы уменьшатся, и враждебные элементы увеличатся». Черный Лось, Lakota: " … Мои люди выглядели плохо. Была большая засуха, и реки, и ручьи, казалось, умирали. Ничего не выросло, что сажали люди, и вашичус послали меньше рогатого скота и другого продовольствия, чем когда-либо прежде. Вашичус уничтожили всех бизонов и закрыли нас в резервации. Выглядело так, как будто мы должны были умереть от голода. Мы не могли есть ложь, и не было ничего, что мы могли сделать. " Л. Франк Баум. Редактор и издатель, The Aberdeen Saturday Pioneer, декабрь 1890:«Сидящий Бык, наиболее известный сиу современной истории, мёртв. Он был индейцем с душой белого человека, ненавидел и мстил тем, кто обидел его… С его падением, благородство краснокожего ушло и те немногие оставшиеся – горстка скулящих злых собак, которые облизывают руку, которая их бьёт. Белые, согласно закону завоевания, согласно правосудию цивилизации, являются владельцами американского континента, и лучшее решение обезопасить границы, будет полное уничтожение немногих оставшихся индейцев». Командующий, генерал Нельсон А. Майлс:«Я командовал тогда, когда распространился этот мессианский культ , и произошло восстание, которым угрожали индейцы … В это время племя, под руководством вождя Большая Нога, перемещалось из своей резервации в агентство Красного Облака в Штат Южная Дакота в США под белым флагом. Они насчитывали около 400 душ. По дороге они были перехвачены командой майора Уайтсайда. Он потребовал их сдачи, они согласились, и прошли тем днем приблизительно ещё две или три мили и разбили лагерь, там, где им указали: около лагеря солдат». Черный Лось, Lakota: «Это было в конце Месяца-Когда-Трескались –Деревья, и мне было 27 лет. (Декабрь 1890) Мы слышали, что Большая Нога ушёл из Бесплодных Земель почти с четырьмястами людей. Некоторые из них были из группы Сидящего Быка. Они убежали, когда Сидящий Бык был убит, и присоединилось к Большой Ноге на Хорошей Реке. В его группе было, приблизительно, всего сто воинов, а все другие были женщины, дети и старики. Они все голодали и сильно замёрзли, а Большая Нога был настолько болен, что его были вынуждены положить на волокуши, привязанные сзади к пони. Когда они пересекли Дымную Земную Реку, их нашли солдаты. Солдаты имели все, они не замёрзли и не голодали. Около Паркапайн Бьютт солдаты подошли к Большой Ноге, они сдались и согласились идти с солдатами к ручью Раненное Колено». Командующий, генерал Нельсон А. Майлс: "В течение ночи к майору Уайтсайту прибыло подкрепление в несколько отрядов 7-ой Кавалерии. Следующим утром он развернул свои отряды вокруг лагеря, вывел свою артиллерию на позицию, и потребовал от воинов сдать оружие. Это было выполнено воинами: они выходили из лагеря и складывали своё оружие на землю в месте, где им указали. Вождь Большая Нога, старец, был болен в то время и не мог идти. Его поместили в санитарный фургон». Томас Х. Тиббльз, Omaha World Herald: «Полковник Форсайт разместил солдат по квадрату вокруг лагеря индейцев, он не замышлял ни чего дурного; на западе, возле глубокого ущелья с почти вертикальными стенами, находился лейтенант Тэйлор и его скауты-Шайены. Чуть северо-восточнее, на пологом холме, стояли четыре гаубицы, которыми командовал капитан Илсли… Внутри, за линией солдат, я видел индейцев, которые сидели полукругом перед полковником Форсайтом. Форсайт разговаривал с ними через переводчика. Я видел мужчин и женщин, бродивших по лагерю, среди них несколько белых людей. Там находился священник Крафт в своей чёрной одежде. Капитан Уэллас, как я разглядел, был далеко от своей роты, чем-то торгуя или обмениваясь с индейцами. Почти целый час я сидел в седле, смотря на это. На небе не было ни одного облачка» . Борода Дьюи, Lakota: «… Я не спал той ночью – не ложился до утра – было страшно – не мог отдохнуть, не мог вести себя тихо или беззаботно. Было большое беспокойство среди индейцев всю ночь: ночью большинство индейцев было напугано, что будут убиты». Филип Ф. Уеллс, переводчик полковника Форсайта:«Я переводил для полковника Форсайта …, захваченным индейцам приказали бросить их оружие, но Большая Нога ответил, что его люди не имеют никакого оружия. Форсайт сказал мне: «Скажите Большой Ноге, чтобы он не говорил, что индейцы не имеют никакого оружия, вчера они были хорошо вооружены, когда сдались. Он обманывает меня. Скажите ему, что он не должен опасаться сложить оружие, поскольку я не желаю причинять им вреда». Большая Нога, ответил: «У нас нет никакого оружия, кроме того, что вы нашли. Я собрал все мое оружие в агентстве Шайенн Райвер и отдал его. Оно было всё сожжено». Они имели приблизительно дюжину старомодного оружия, перевязанного сухожилиями…» Джозеф Рогатое Облако, Lakota: «В то время как это продолжалось, тот же самый офицер сказал индейцам: «Я хочу, чтобы вы все встали в ряд перед офицерами …, я хочу, чтобы то же самое число солдат встало в фронт перед индейцами, что бы они зарядили своё оружие и приставили его к их лбам, и держали свои пальцы на спусковом механизме. После этого вы будете свободны». Некоторые из индейцев услышав такой разговор, протестовали, а некоторые говорили: «Теперь он видит, что мы не имеем ничего в наших руках, поэтому он так говорит». Другие говорили: «Мы - не дети, чтобы нам говорили такое». Один воин выкрикнул: «Будьте храбрыми! Будьте храбрыми!». Большая Нога ответил: «Да, будьте храбрыми. Здесь слишком много детей и стариков». Филип Ф. Уеллс, переводчик полковника Форсайта: "В это время шаман , вызывающе одетый и фантастически красивый, начал выполнять движения Пляски Духа, поднимая и бросая пыль в воздух. Он воскликнул: «Ха! Ха!».Это означало, что он собирался сделать что-то ужасное, он сказал: «Я жил достаточно долго». Это означало слова, с которыми он боролся бы, пока не умер. Повернувшись к молодым воинам, которые сидели на корточках вместе, он сказал: «Не бойтесь, позвольте вашим сердцам быть сильными. Много солдат вокруг нас, и они имеют много пуль, но я уверен, что их пули не могут попасть в нас. Прерия очень большая, и их пули будут лететь над прерией и не будут лететь к нам. Если они действительно приблизятся к нам, они растворятся подобно пыли в воздухе». Тогда молодые воины воскликнули: «Хау!». Это было очень серьёзно, и означало, что они присоединяются к шаману … Уайтсайд тогда сказал мне: «Скажите индейцам, что необходимо их обыскать по одному». Старые индейцы согласились охотно, отвечая: «Хау!». И обыск начался. Молодые воины не обращали никакого внимания на то, что я сказал им, но старики – пять или шесть из них – сидящие рядом с нами, проходили через строй и позволяли себя обыскать». Борода Дьюи, Lakota: " … Большинство индейцев бросило своё оружие; было всего несколько человек, стоящих со своим оружием, но солдаты не приближались к ним. Ножи были сложены в центре совета; некоторые молодые воины имели своё оружие и ножи, но на это ни кто не обращал внимания. Был глухой индеец по имени Черный Койот, который не хотел бросать своё оружие; он не понимал, почему все бросали оружие…, борьба за его оружие была коротка: дуло его ружья повернуло вверх, к востоку, и оружие выстрелило. Немедленно раздался залп, прозвучавший как один выстрел, и люди начали падать". Филип Ф. Уеллс, переводчик полковника Форсайта: " … Я услышал, что кто - то слева воскликнул: «Смотрите! Смотрите!». Повернув свою голову и направив своё оружие на лево, я увидел, что пять или шесть молодых воинов отбросили свои одеяла, вытащили из-под них оружие и начали размахивать им в воздухе. Один из воинов стрелял в солдат, которым приказали стрелять в индейцев…, я слышал выстрел из середины толпы индейцев. Я взвёл курок своёй винтовки, я смотрел в направлении шамана. Он или какой-то другой шаман приблизился ко мне в пределах трех или четырех футов с длинным ножом для сыра, он направил остриё снизу, чтобы нанести мне удар. Борьба между нами не позволила мне наблюдать что-нибудь еще в то время. Он нанес мне удар в течение схватки и почти отрезал мой нос. Я сдерживал его, пока я не смог повернуть свою винтовку, таким образом, чтобы поразить его. Я стрелял и убил его при самозащите, на войне, как только стало достаточно места, чтобы нацелить свою винтовку и выстрелить". Чарльз В. Аллен, редактор Chadron Democrat: " … Борьба продолжалась в течение, приблизительно, получаса, затем продолжился расстрел в течение другого часа. Когда дым рассеялся перед палаткой, где это началось, лежали 45 мертвых индейцев с их непобедимыми рубашками Пляски Духа, они лежали мёртвыми на месте приблизительно 200 ярдов в диаметре". Борода Дьюи, Lakota: "… Я был тяжело ранен и очень ослаб. В то время как я лежал на своей спине, я смотрел вниз на ущелье и видел много женщин, убегающих и кричавших. Когда я увидел этих женщин, девушек, маленьких девочек и мальчиков, я поднялся. Я видел, как солдаты с обеих сторон ущелья стреляют в них, пока они не убили каждого из них, …, пройдя немного далее, я натолкнулся на свою мать, которая двигалась медленно, будучи очень сильно раненной …, когда я поддержал её, она сказала: «Сын мой, оставь меня; я собираюсь сейчас умереть». Когда она поднялась, солдаты с обеих сторон ущелья выстрелили в неё и убили её… Я слышал орудия Hotchkiss или Gatling, стреляющее в них с холма. Теперь там слышалась смесь песен смерти от этих умирающих людей, которые заставят самое твердое сердце плакать. Каждый пел различную песню смерти, которую он выбрал. Песни смерти выразительны, из-за желания умереть. Это – своеобразный реквием умирающим. Это означает то, что певец также стремится умереть". Американская Лошадь, Lakota: "Была женщина с младенцем в руках, который был убит, она держала в руках белый флаг…, мать была подстрелена с ее младенцем. Ребенок, не знающий, что его мать была мертва, все еще сосал грудь … женщины, убегающие со своими младенцами, были убиты вместе, стреляли повсюду… и после того, как большинство из них были убиты, послышался крик, что все те, кто не был убит или ранен, должны идти дальше, и будут в безопасности. Маленькие мальчики … вышли из своих укрытий, и как только они пришли в нужное место, много солдат окружило их и они были забиты на смерть". Пронырливая Медведица, Lakota: «Мы пытались бежать, а они стреляли в нас, как в стадо бизонов. Я знаю, что бывают добрые белые люди, но солдаты, должно быть, были самыми ужасными людьми, так как они расстреливали женщин и детей» . Томас Х. Тиббльз, Omaha World Herald: "Хотя активное нападение продолжалось, возможно, двадцать минут, обстрел продолжался в течение часа или двух, всякий раз, когда солдат видел признак жизни. Индейские женщины и дети убежали в ущелье на юг, и некоторым из них удалось уйти в прерию, но солдаты следовали за ними и убивали их беспощадно". Кавалерист:"Медленно, длинная колонна раненных покидала поле битвы, где оставались лежать зимней ночью тёмные пятна крови, и это подпись мира, белого флага, развевающегося на ветру". Черный Лось, Lakota: "Это был хороший зимний день, когда все это случилось. Солнце сияло. Но после того, как солдаты завершили свою грязную работу, начал падать тяжелый снег. Ветер дул ночью. Была большая снежная буря, и от этого стало очень холодно. Извилистую лощину глубоко засыпало снегом, и это была одна общая могила убитых женщин, детей и младенцев, которые никому не делали ничего плохого, а только пытались убежать". Командующий, генерал Нельсон А. Майлс: " … Отделение солдат послали в лагерь, чтобы найти любое оружие, оставшееся там, и сообщалось, что их грубость пугала женщин и детей. Также сообщалось, что было сделано замечание одним из солдат, что "когда мы получим их оружие, мы можем сделать с ними всё что угодно", это могло быть воспринято как указание на уничтожение. Некоторые из индейцев могли понимать английский язык. Это и другие вещи встревожили индейцев, и произошла драка между одним воином, который имел винтовку в своей руке и двумя солдатами. Винтовка выстрелила, и произошла резня. Не только воины, но и больной вождь Большая Нога, и большое количество женщин и детей, которые пытались убежать, рассеиваясь по прерии, были выслежены и убиты". Томас Х. Тиббльз, Omaha World Herald: "Ничего подобного я не видел за целую свою жизнь, что настолько бы впечатлило меня, как то, что я видел той ночью в той церкви. Одна невредимая старуха … держала ребенка на коленях …, я дал кружку воды старухе, говоря ей дать это ребенку, который схватил кружку, как будто сгорал от жажды. Поскольку он глотал поспешно, я видел, что у него с права эта вода, запачканная кровью, выливалась через отверстие в шее". Подавленный, я пошел в …, нашёл хирурга …, он замер на мгновение там, около двери, наблюдая , большие страдания и умирающих женщин и детей … тишина, которая царила здесь, была настолько полной, что очень подавляла… Тогда, к моему изумлению, я увидел, что хирург, который, я знал, служил в Гражданскую Войну, посещая раненных … от Дикой местности до Appomattox, побледнел… «Это - первый раз, когда я видел много израненных женщин и детей», - сказал он, - «Я не могу выдержать это». В Раненном Колене, из-за того, что начался сильный шторм, сопровождаемый снежной бурей, тела убитых индейцев лежали нетронутыми в течение трех дней, замороженные в тех позах и местах, где они упали. Наконец они были захоронены в большой траншеи, вырытой непосредственно на поле битвы. На том третьем дне полковник Колбай … увидел, что с одного трупа упало одеяло … Под одеялом он нашёл, прижимавшегося к своей мертвой матери ребёнка – девочку, сосущую грудь". Черный Лось, Lakota: "Я не знал тогда, сколько было убито. Теперь же, когда я оглядываюсь назад с этого высокого холма своёй старости, я могу все еще видеть убитых женщин и детей, лежащих в том извилистом ущелье и рассеянных по равнине, как тогда, когда я видел их глазами, наполненными молодостью. И я вижу, что там, в окровавленной земле, погибло что-то ещё, и было захоронено в снежной буре. Мечта людей умерла там. Это была красивая мечта …" Личные отчёты о Раненном Колене, взяты из интервью Эли С. Рикера, Говорит Черный Лось, а так же сообщений и доказательств, касающихся Армейского расследования Сражения у Раненного Колена и Кампании Сиу 1890-91. Фотографии Диаграмма ситуации сражения у Вундед Ни. Вид на лагерь Лакота у Вундед Ни. Тело вождя Большая Нога. Тело вождя Большая Нога с другого ракурса. Убийцы позируют у тел индейцев Лакота. В эту траншею захоронили тела людей Большой Ноги. После расстрела, «тела убитых индейцев лежали нетронутыми в течение трех дней, замороженные в тех позах и местах, где они упали». После расстрела, «тела убитых индейцев лежали нетронутыми в течение трех дней, замороженные в тех позах и местах, где они упали». Американские солдаты на фоне поля битвы. Офицер седьмого кавалерийского полка на поле после побоища. Та самая лощина. Солдаты собирали тела и складывали их на повозки. Тело шамана Жёлтая Птица. Офицеры армии США на битве у Вундед Ни. Госпиталь. Из таких орудий солдаты армии США расстреливали людей Большой Ноги. Ворота на мемориальном кладбище Лакота у Вундед Ни. Публикация подготовлена переводчиком по материалам интернета |