Вайн Делория СОВРЕМЕННЫЕ
ИНДЕЙЦЫ — РЕАЛЬНЫЕ И ВЫМЫШЛЕННЫЕ
Индейцы напоминают
погоду. Любой из нас знает о погоде все, но никто не в силах ее изменить. Когда
предсказана гроза, сияет солнце, когда обещано безоблачное небо, льет дождь. И
точно так же, если вы полагаетесь на непредсказуемость индейского народа, вы
никогда об этом не пожалеете. Быть индейцем —
большое удовольствие, в частности потому, что люди всегда интересуются вами и
вашим плачевным положением. У других групп населения бывают трудности,
невзгоды, тяготы, проблемы или неприятности. Нам, индейцам, традицией положено
«плачевное положение». Основная черта этой
плачевности — наша прозрачность. Людям достаточно взглянуть на нас, и они уже
знают, в чем мы нуждаемся, что следует сделать, чтобы помочь нам, каковы наши
чувства и каков в реальности «реальный» индеец. Жизнь индейцев в ее соотношении
с реальным миром представляет собой непрерывную попытку не разочаровывать
людей, которые нас знают. Несбывшиеся ожидания рождают горе, а мы свою долю уже
получили сполна. Раз людям дано видеть
нас насквозь, то уже невозможно отличить правду от выдумки, факты от мифов.
Специалисты рисуют нас такими, какими они хотели бы нас видеть. Нередко мы
сами рисуем себя такими, какими хотели бы или могли бы быть. Чем больше мы тщимся
быть самими собой, тем больше нас вынуждают защищать то, чем мы никогда не
были. Наиболее уютно американский обыватель чувствует
себя с мифическими индейцами, которые якобы некогда населяли континент.
Мифические индейцы свирепы, они разгуливают в перьях и говорят «уф!».
Большинство из нас не укладывается в этот идеализированный образ, поскольку
«уф!» мы говорим, только объевшись, что бывает редко. Быть индейцем в
современном американском обществе — значит в самом
реальном смысле быть нереальным и неисторичным. В этой книге мы рассмотрим
другую сторону — нереальность, стоящую перед нами как индейским народом.
Именно это ощущение нереальности непрерывно нарастало в нас и угрожает сделать
текущее десятилетие наиболее решительным для индейского народа за всю его
историю. Индейцы сейчас всячески себя изучают, стремясь сформулировать принципы
собственной новой социальной структуры. Племена пересматривают свои важнейшие
нужды, чтобы найти объяснение кричащим расхождениям между их целями и теми целями,
которые сформулировали для них белые. Индейцы реагируют
самым неожиданным образом. Как-то раз на конференции мы запели «Страна моя,
лишь о тебе...» и дошли до строфы: «Земля моя, где
умерли наши отцы, Земля пилигримов, гордость и честь...» Тут некоторые из нас
начинали хохотать, сообразив, что наши-то отцы, бесспорно, умирали, пытаясь помешать этим пилигримам присвоить нашу землю. Собственно
говоря, многие наши отцы умерли, потому что пилигримы убивали их как шаманов.
Особого родства с этими пилигримами мы не ощущаем, кого бы конкретно они ни
приканчивали. Когда какая-нибудь
механическая безделка отказывается работать, мы частенько слышим: «Отдайте ее
индейцам!» Какому народу приятно сознавать, что все свои недействующие безделки
общество предназначает исключительно для его пользования? За те три года, когда
я был заместителем председателя Национального конгресса американских индейцев,
не выпало дня, чтобы мою приемную не посетил какой-нибудь белый и гордо не
объявил бы, что он (или она) индейского происхождения. Наибольшей
популярностью среди таких предков пользуются чероки, и многие люди щедрой рукой
расселяли их повсюду, от штата Мэн до штата Вашингтон. На втором месте по
популярности стоят мохауки, сиу и чиппева.
А иногда меня огорошивали рассказом про то или иное мифическое племя где-нибудь
в нижней Пенсильвании, Виргинии или Массачусетсе, от которого произошел стоящий передо мной белый. Порой мне становилось
обидно, что я всего лишь сиу — такой великолепной была родословная этих людей
по сравнению с моей. Но мало-помалу я понял, насколько
им нужно считать себя отчасти индейцами, и перестал раздражаться. Я поддакивал
самым нелепым историям, которые они рассказывали мне о своих индейских
предках, и добавлял парочку-другую собственных побасенок в надежде, что
впоследствии эти люди примирятся с собой и оставят нас в покое. Белые, в чьих жилах,
по их мнению, течет индейская кровь, обычно способствуют укреплению
традиционных вымыслов об индейцах. За единственным исключением, все претенденты
на индейскую кровь, каких мне довелось встретить, утверждали, что получили ее
со стороны прабабушки. Как-то я сделал обратные выкладки и обнаружил, что в первые триста лет белой оккупации большинство племен,
по-видимому, состояло из женщин. А вот пращуром-индейцем никому похвастать как будто не хотелось. Не требуется особых
познаний в расовой психологии, чтобы понять, чем объясняется комплекс
индейской прабабушки, который лелеют некоторые белые. Предок мужского пола
слишком уж отдает кровожадным воином, первобытным дикарем, зверем, повинующимся
лишь своим инстинктам, чтобы ему можно было отвести почетное место на ветвях
генеалогического древа. Но юная индейская принцесса? Отличнейший способ обеспечить
себе королевское происхождение. Каким-то образом белый, если его прабабушка
была индейской принцессой и сбежала с неустрашимым пионером, оказывается
членом древнейшего, благороднейшего дома. Ведь родство с королями всегда было
бессознательной, но всемогущей мечтой европейского иммигранта. Первые колонисты,
привыкшие к жизни под властью благодетельных деспотов, при попытке разобраться в политической и
социальной структуре индейского племени механически переносили на него свое
понимание европейской политической структуры. Европейские королевские дома
были недоступны для бывших каторжников и слуг, связанных кабальными
контрактами, а потому колонисты возвели индейских девушек в ранг принцесс и
принялись карабкаться вверх по иерархической лестнице, которую сами же и
создали. Если такая тенденция будет развиваться и дальше, в следующем поколении
значительная часть американского населения окажется родственниками Повхаттана* в седьмом колене. Более внимательной
бабушки, чем реальная индианка, ребенку трудно пожелать, но почему стольким
белым понадобилась в качестве праматери неведомая индейская принцесса? Потому
ли, что они опасаются, как бы их ненароком не причислили к иностранцам?
Требуется ли им кровная связь с первозданной Америкой и опасностями ее
освоения для того, чтобы они могли ощутить себя американцами? Или это —
попытка уклониться от осознания вины, которую они несут за былые расправы с
индейцами? Явление это носит
повсеместный характер. Только в еврейской общине, обладающей собственной
древней трибально-религиозной традицией,
генеалогическое древо обходится без таинственной индейской праматери, принцессы
и дочери природы. А в остальном, претендуя на индейскую кровь или публично
объявляя себя индейцем, человек ни на что сколько-нибудь полезное рассчитывать не может. Белым мерещится, что лентяй индеец способен свести с пути истинного трудолюбивую
паству господню, и они истово верят в эту опасность. Их все еще гнетут страшные
подозрения, что индейский образ жизни неверен и порочен. Собственно говоря, в
большинстве своем белые чувствуют в индейцах что-то ужасно неамериканское. Недавно я наткнулся на
классическое выражение этой позиции в историческом труде, опубликованном в
начале века. Я часто задумывался, сколько нынешних сенаторов, конгрессменов и
священников впитали в себя идеи этой книги, ощущали их как ясную основу
американской жизни. Ее автор без обиняков восхваляет бога за то, что индейцам
пока еще не удалось развратить Северную Америку так, как они развратили Южную. Быть может, для
будущего Америки было хорошо, что индейцы Севера отвергли цивилизацию. Прими
они ее, и смешанные браки между белыми и индейцами стали бы довольно обычным
явлением, как это произошло в Мексике, а в результате возникло бы население, в
определенной мере состоящее из беспечных метисов. Я ни разу не решился
показать этот абзац моим белым знакомым, претендующим на индейскую кровь, но
про себя нередко дивился, каким образом они умудряются быть столь энергичными,
если несут в себе часть дурного семени. А те белые, которые не
рискуют претендовать на индейскую кровь, обладают особым преимуществом: они
понимают индейцев. Для понимания индейцев
особой магии не требуется. Достаточно прокатиться по Аризоне или Нью-Мексико,
поглядеть по телику документальный фильм, вспомнить, что в армии ты вроде бы
служил с индейцем, а то и просто прочитать о них популярную книжку. Индейцы, по-видимому,
испускают некую тайную эманацию, дающую им возможность мгновенно и волшебно
перекачивать в любопытствующих белых всеобъемлющие сведения о себе.
Физического соприкосновения для этого не требуется. Всяг.ий и каждый, кто знакомится с индейцами или
испытывает интерес к индейцам, тут же понимает всю их подноготную. Можете проверить эту
истину, когда у вас в следующий раз соберутся гости. Упомяните про индейцев, и
сразу окажется что кто-то видел трех-четырех у бензоколонки
в штате Юта, а кто-то присутствовал на гэлла-повских
празднествах, а чей-то дядя Джим нанимал индейца рубить лес в Орегоне, а
кому-то в прошлое воскресенье довелось послушать в церкви заезжего миссионера,
который говорил о плачевном положении индейцев и о задачах церкви в этой
связи. Ничто на земле не
сравнится по удобопонятности с американскими индейцами. Каждое лето трудовые
лагеря извергают орды подростков в разные резервации. Не проходит и месяца,
как юнцы постигают индейцев с такой полнотой, что университетским профессорам
остается только завидовать. Такая легкость
познавания индейцев составляет историческую традицию. «Открыв» Америку, Колумб
привез на родину известия об огромных новых землях, которые, как он считал,
были Индией и, следовательно, кишели индейцами. (Для отличия обитателей
настоящей Индии мы теперь называем «индийцами».) Почти сразу европейский
фольклор обогатился обширнейшими описаниями Нового Света и его населения, в
которых фигурировали «источники вечной молодости», «семь золотых городов» и
многие другие экзотические соблазны. Отсутствие слонов как будто не поколебало
убеждения путешественников в том, что исследуют они именно Индию. К тому
времени, когда они разобрались в своей ошибке, мгновенное познание индейцев уже
стало священной традицией. Миссионеры, узнав
кое-что о религиозных мифах индейских племен, с которыми они соприкоснулись,
торжественно объявили, что жители Нового Света — это десять потерянных колен Израилевых. Таким образом индейцы
получили религиозно-историческое обоснование, куда более величественное, чем
они того заслуживали или хотели. Впрочем, это был абсурд — они никак не
укладывались в мерки Ветхого завета, а потому вскоре пали с высот и получили
куда более низкий статус живописных представителей местной фауны. Подобно оленям и антилопам, индейцы, казалось, более
развлекались, нежели усердно предавались важному делу собирания сокровищ на
земле, где их растаскивают воры. Скальпирование[1],
появившееся по милости англичан еще до войны с французами и индейцами,
подтвердило усугубляющиеся подозрения, что индейцы — это дикие звери, на
которых охотятся, с которых сдирают шкуры. Были установлены премии, и индейский
скальп оказался ценнее бобровых, куньих и других шкур пушных животных. Поправки, внесенные в
конституцию вскоре после окончания войны Севера с Югом, признали за черными
Америки право считаться людьми. До отмены рабства в тех случаях, когда
устанавливалась численность населения для определения числа мест в палате
представителей, негр приравнивался к трем пятым человека. Первые законы о
гражданских правах туманно упоминают, что другие люди получат те же права, что
и «белые», то есть какие-то «другие люди» все-таки имелись. Однако законы о
гражданских правах, проведенные во время и после войны Севера с Югом,
последовательно игнорировали индейцев. Очень долгое время считалось, что
индеец неправомочен подать жалобу в суд, обладать недвижимым имуществом и
давать показания против белых в суде. Индеец не мог ни голосовать, ни покидать
резервацию. Индейцы были пленным народом Америки, не обладавшим даже тенью
каких-либо прав. Затем в один
прекрасный день белые обнаружили, что индейским племенам все еще принадлежат
около 135 миллионов акров. К своему ужасу, они узнали, что значительная часть
этой земли представляет огромную ценность: там имелись и прекрасные пастбища,
и плодородные почвы, и полезные ископаемые, и строевой лес. Животных можно согнать
на клочок земли, но продать его они неспособны. А
потому незамедлительно было обнаружено, что индейцы, в сущности, все-таки люди
и должны иметь право продавать свою землю. Именно земля стала причиной
признания индейца человеком. Это был способ украсть землю с соблюдением
юридических формальностей вместо того, чтобы при присвоить
ее нагло и открыто. Едва индеец был таким образом утвержден в звании человека, установить,
каковы же его цели, не составило никакого труда. Если — таков был ход
рассуждений — индеец во всем похож на белого, значит, и мировоззрение у него должно быть точно
таким же. Тотчас будущее индейцев и в общественной, и в личной жизни было для
них точно запланировано. В первую очередь требовалось отвести им резервации,
чтобы они получили возможность продать свои земли. Предусмотренное господом
новое заселение Американского континента точно отвечало целям индейских племен,
как эти цели определили их белые друзья. Счастье еще, что мы
никогда не были рабами. Мы отдали свою землю, но не свой труд, не свою жизнь.
Негр трудился, и потому его считали рабочей скотиной. Индеец занимал обширные
земли, и потому его считали диким животным. Если бы мы отдали что-нибудь еще —
вернее, если бы у нас было что еще отдать,— нас, несомненно, сочли бы чем-то
другим. Со времени основания
республики белые относились к индейцам и к черным по-разному. Белые последовательно
отказывали небелым в том уважении, на которое те
формально имели право по закону. Верх тут всегда брало презрительное:
«Мало ли что понапишут в законах, мы-то лучше
знаем!» Так, белые упорно не
давали черным пользоваться всеми плодами полноправного гражданства. Они систематически
закрывали черным доступ в школы, церкви, магазины, рестораны и общественные
учреждения, а если кто-то туда и допускался, то с унизительными ограничениями.
На протяжении ста лет все программы белой Америки, как общественные, так и
частные, посвящались тому, чтобы удерживать черных за барьером. Возможно, было
как-то неловко оказаться рядом с тем, кто еще совсем недавно имел юридический
статус рабочего скота. С индейцами поступали
ничуть не лучше, но прямо наоборот. Вводились все новые и новые законы, требующие,
чтобы они приняли белые институты. Индейских детей похищали и насильственно
запирали в школах-интернатах за тысячи миль от родных мест, чтобы они учились
там повадкам белых. Управление резервациями было передано разным христианским
церквам и очень долго оставалось в их руках. Было сделано все возможное, чтобы
принудительно приобщить индейцев к американскому образу жизни. Дикое животное
превратили в домашнюю живую игрушку, не спрашивая, хочет оно того или нет. Политика, проводимая в
отношении индейцев, потерпела такой же крах, как и политика в отношении
черных. Эти последние в конце концов начали борьбу за
гражданские права. В результате они обеспечили себе некоторые права в системе белого
общества. Индейцы продолжали упорно уклоняться от заигрываний белого общества,
пытаясь сохранить собственные общины и образ жизни. В сущности, ни у тех,
ни у других выбора не было. Черные, пойманные в мир белых символов, замкнулись
в себе. Но аналогичная замкнутость индейцев рассматривалась как
противоестественная, потому что от индейцев ожидалось поведение в духе белых. Белый мир абстрактных
символов стал для индейцев кошмаром. Положения договоров, ясно утверждавших,
что индейцы должны «свободно и без помех» пользоваться своими землями под
защитой федерального правительства, игнорировались белыми
так, словно их вообще не существовало. В одном из договоров с племенами сиу
прямо указывалось, что для внесения в него каких-либо изменений необходимо
получить подписи или знаки трех четвертей всех взрослых мужчин. Однако
правительство принуждением добилось всего десяти процентов требуемых
подписей, после чего спокойно объявило новый договор вступившим в законную
силу. Индейский подход, к
проблеме, сформулированной белым обществом, даже не взвешивался, а самые,
казалось бы, очевидные решения отвергались, если они не укладывались в систему
действий, которую белое общество приняло как единственно верную. Когда Вороний
Пес убил Пятнистого Хвоста, меры были приняты в соответствии с обычаями сиу.
Тем не менее, возмущенные обыватели, рассвирепевшие, потому что Вороньего Пса
не казнили, потребовали принятия закона о семи тяжелейших преступлениях,
согласно которому резервации практически поступали под уголовную юрисдикцию
федерального правительства. Таким образом, индейская жизнь в основных понятиях
справедливости и правосудия оказалась подчиненной чуждым законам и обычаям.
Если, рассуждали индейцы, правосудие служит интересам общества, то почему
нельзя принять наше правосудие? Индейцы пришли к выводу, что они — самый глупый
народ на земле. Слова и реальное
положение вещей словно бы никогда не соответствовали друг другу. Создавалось
впечатление, что белые неизменно выбирают систему действий, которая обязательно
оказывается бесплодной. Белые проповедовали, что помогать бедным — благо, и
палец о палец не ударяли, чтобы помочь беднякам собственного общества. Вместо
этого они подвергали индейцев постоянному давлению, требуя, чтобы те берегли
свое земное имущество, а когда индейцы не накапливали капиталы, но щедро
делились с бедняками, у белых это вызывало самую бешеную реакцию. Некоммуникабельность
создала пустоту, в которую ринулись белые благотворители, миссионеры, консультанты,
ученые и еще всевозможные типы деятелей, верившие, что могут помочь. Белое
общество не сумело понять ситуацию потому, что эта сложно сочиненная помощь
безнадежно запутала и затемнила реальные проблемы. Легендарный индеец
приукрашивался или чернился в зависимости от того, что
именно требовалось посредникам в их борьбе за разрешение вопросов, которые существовали
исключительно в их собственном воображении. Классическим примером может
служить миссионерский ящик былых времен для пожертвований. Люди приходили в
ужас при мысли, что индейцы продолжают носить свою национальную одежду.
Поскольку белые не одеваются в оленьи шкуры и не расшивают их бусами, в их
глазах подобный костюм был воплощением дикости. И вот благотворители на
Восточном побережье начали фантасмагорические кампании по сбору старья, дабы
облачить индейцев в цивилизованную одежду. Вскоре в резервации хлынули посылки
с поношенными вечерними платьями, фраками, теннисными туфлями и мундирами.
Индейцев вынуждали напяливать эти обноски, чтобы цивилизоваться.
Затем белые, жившие в окрестностях резерваций, обнаруживали, что их обитатели
выглядят на редкость забавно, и начинали потешаться над индейцами, дерзко
попытавшимися одеваться как белые. Однако на Восточном
побережье белые приобретали репутацию великих «специалистов по индейцам», самоотверженно
посвятивших свою жизнь помощи дикарям. Едва возникала нужда в индейских землях,
как белые начинали изображать племена в виде ленивых расточителей, не желающих
развивать принадлежащие им природные богатства. Поскольку индейцы не
«используют» землю, доказывали спекулянты земельной собственностью, ее у них
следует отобрать и передать тем, кто умеет с ней обращаться. Белое общество
сосредоточилось на отдельно взятых индейцах вне их группы, забывая, что любое
общество слагается из индивидов. Обобщая, специалисты универсализировали
«индейскую суть» в ущерб истинно индейским ценностям. Индейцев объединяла
общая культурная основа, определявшая сходство систем их поведения. Но от них
ждали, что они будут вести себя как сходные группы белых, а это случалось
редко. Белые же, наоборот, были выходцами из самых разных стран и сословий, и
объединяли их только экономические потребности. Вот почему не существовало
метода, который позволил бы сочетать этические ценности белых и индейское
поведение в жизнеспособной программе или хотя бы послужил основой для
плодотворных обсуждений. Одно из основных
различий между белыми и индейцами — это различие в происхождении. Среди белых
преобладали жители Западной Европы. Первые поселенцы Атлантического побережья
прибыли из Англии и Нидерландов. В подавляющем большинстве они были объединены
общим опытом своих народов и сохраняли мироощущение, которое господствовало в
Западной Европе на протяжении тысячелетий. Индейцы же всегда были
обитателями Западного полушария. Жизнь на этом континенте и взгляды на нее
складывались не в послеримской атмосфере. Мироощущение
людей тут характеризовалось простотой и тайной, а не научным взглядом или
абстракцией. Западное полушарие культивировало мудрость, Восточное полушарие
культивировало знание. Пожалуй, такое
различие выглядит Слишком простым, и кажется, что его
не стоило бы упоминать. Вовсе нет. Я много раз присутствовал на заседаниях
комиссий конгресса и слушал, как председатель восхваляет «наше» великое
англосаксонское наследие закона и порядка. Обводя взглядом зал, я видел ряды
сидений, заполненные чистокровными индейцами, и их лица хранили выражение
полнейшего равнодушия. Для них сэр Уолтер Рэли* был маркой трубочного табака, пачку которого можно купить
на фактории. Когда мы говорим о
европейском происхождении, мы подразумеваем феодализм, королей и королев, их
божественное право повелевать подданными, реформацию, христианство, Великую
хартию вольностей и все прочие события и институты, из которых слагалась европейская
история. Американские индейцы
не причастны к этому наследию. Они не поглядывают ностальгически через море на. старую родину. Апачи не были среди тех, кто вынудил короля Иоанна подписать Великую хартию вольностей. Чероки не
создавали английского гражданского права. Пима не знали зарождения капитализма
и индустриализации. Черноногие не имели монастырей.
Ни у одного племени нет эмоциональных, исторических или политических связей с
событиями на другом континенте в иные века. У индейцев есть
собственная политическая история, оформившая мировоззрение племен. До вторжения
белых на Американском континенте были свои великие конфедерации. Ирокезы на востоке образовали могучий союз, так как поодиночке их
племена были слишком слабы, чтобы противостоять более крупным. На
дальнем Юге господствовали три конфедерации: крики с их системой городов, натчезы и повхаттанская
конфедерация, простиравшаяся до берегов Виргинии. Пикводы
и их родичи — могикане владели территорией Коннектикута, Массачусетса,
Род-Айленда и Лонг-Айленда. Демократия,
преобладавшая в индейских племенах в доколумбовы времена, выглядит более истинной, чем все, что наблюдалось с тех пор. Всякая
деспотическая власть была ненавистна племенам, представлявшим собой скорее
охотничьи объединения, чем политические группы. Большинству племен
было крайне трудно приспособить свою абсолютную свободу к жестким европейским
политическим формам, но в целом удалось им это на редкость хорошо. После
утверждения Индейского реорганизационного акта индейцы создали современный вариант
прежней политической племенной структуры и одновременно сумели разработать для
резерваций обширные программы, которые не только выдерживают сравнение с
любыми правительственными, но и превосходят их. Глубокое впечатление,
оставленное в американском сознании борьбой индейцев против белых в прошлом веке,
делает современного индейца словно бы невидимым рядом с его предками. Нынешние
индейцы не бросаются в глаза своим отсутствием. Что очень жаль. Майкл Харрингтон в
«Другой Америке», классическом исследовании бедности, развивает именно этот тезис:
бедняки бросаются в глаза своей невидимостью. Индейцы в его книге даже не
упомянуты. Сто лет назад индейцы в подобной книге занимали бы ведущее место. Невидимыми индейцев,
возможно, делает колоссальное количество неверных сведений о них. Почти все
книги об индейцах разрабатывают абстрактные и эзотерические темы прошлого века.
Современные книги в подавляющем большинстве пишутся белыми авторами, которые
ищут решения «индейской проблемы». Между этими крайностями полный сил народ
живет, храня собственную социальную структуру, и просит только одного — чтобы
его освободили от угнетения посредством культуры. Надежда на подобное
освобождение невелика, потому что белые не понимают индейцев
и индейцы не имеют желания понимать белых. Понять индейцев —
значит понять так называемые «дела индейцев». Дела индейцев, подобно Галлии,
разделены на три части: правительство, частные организации и сами племена. Эти
три сектора мифологически рассматриваются следующим образом: правительство
проявляет патернализм, частный сектор оказывает помощь, когда она требуется, а
племена пребывают в первобытном великолепии. Все три мифа — ложь. Правительство несет
ответственность за положение индейцев, поскольку это оговорено в договорах и
поскольку оно добровольно взяло на себя эту ответственность. Теоретически оно
заботится об индейских землях и о их природных
богатствах. Бюро по делам индейцев, представляющее собой отдел министерства
внутренних дел, обеспечивает ведущим племенам образование, медицинские услуги
и техническую помощь. Но племена поменьше не
получают от Бюро ровным счетом ничего. Поскольку существует около 315 отдельных
племенных общин, а те или иные формы федеральных услуг обеспечиваются только
для 30, в делах индейцев всегда наличествует кризис. Министерство могло бы
разрешить проблему 250 мелких племен за один год, если бы оно этого хотело. Но
оно не хочет. Эта игра в
правительственном секторе носит название «доклад оперативной группы». Каждые
два года какой-нибудь журналист поднимает страшный шум по поводу того, как
Бюро по делам индейцев обходится с индейцами. Это в свою очередь вызывает
огромную озабоченность среди сенаторов и конгрессменов, которым приходится
отвечать на письма избирателей, принимающих к сердцу судьбу индейцев. В
результате запрашивается доклад, оперативной группы об индейских проблемах. Каждый доклад
оперативной группы заключается выводом, что конгресс не выделяет достаточных
денежных сумм, чтобы индейцам могла быть оказана требуемая помощь. Кроме того,
эти доклады утверждают, что, хотя индейцы и добиваются определенного прогресса,
непоследовательная политика конгресса попросту душит этот прогресс. Доклады
рекомендуют последовательное проведение твердой политики самопомощи с
выделением адекватных заимообразных фондов для развития резерваций. Поскольку конгресс
вовсе не собирается выделять на дела индейцев дополнительные средства, доклад
оперативной группы подшивается для будущих справок. Ходят слухи, что под
склад докладов оперативных групп уже отведено обширное правительственное
здание. Прошлый год узрел
плоды, принесенные некоторыми из этих докладов. В 1961 году, когда на сцене
возникла «Новая граница», был подготовлен доклад оперативной группы. Он
предложил «вышеперечисленные» рекомендации. В 1966 году две дополнительные
оперативные группы приступили к поискам решения «индейской проблемы». Одной
была секретная президентская оперативная группа. Другой
— полусекретная министерская оперативная группа. В
марте 1968 года президент запросил десятипроцентного
увеличения фондов, выделяемых на индейские программы: вот так через восемь лет
правления демократов рекомендации одного из докладов оперативных групп были
осуществлены на деле. Правительственные
учреждения трогательно верят, что их оперативные группы засекречены. Они верят,
что безымянные специалисты способны выискать магические ответы во всех
отношениях неразрешимых задач. Поэтому они обычно скрывают фамилии лиц, включенных
в оперативную группу, до тех пор, пока ее доклад не будет опубликован. Однако
они допускают тут роковую ошибку: в оперативных группах у них работают одни и
те же люди. А потому индейцы, услышав, что такая-то оперативная группа
приступила к работе и изучает вопрос, уже знают, что
они об этом думают. Патернализм — это
излюбленная тема оперативных групп. В преамбулах докладов он занимает ведущее
место. Отсюда родилось широко бытующее убеждение, будто в отношениях между
правительством и индейцами доминирует патернализм. Конгресс все время
жаждет покончить с патернализмом. А потому он выработал политику, цель которой
— покончить с индейцами. Не будет индейцев — не будет и патернализма. Однако
правительственный патернализм особой проблемы не составляет. Если служащий Бюро
по делам индейцев попытается что-то навязывать какому-нибудь племени, вопрос
решается быстро. Председатель племени первым же самолетом улетает в Вашингтон.
На следующее утро он входит в приемную министра внутренних дел и поднимает
бучу. Вскоре над вопросом уже трудятся чиновники. Председатель племени, хорошо
пообедав, идет в кино и с последним самолетом отправляется к себе в резервацию.
У министерства внутренних дел патернализм чиновников на местах особого
одобрения не вызывает. А потому в правительственном секторе патернализма
довольно-таки мало — если, конечно, племя знает, что ему нужно. Но в
подавляющем большинстве племена знают, что им нужно. А вот в частном
секторе патернализм присутствует постоянно. Вернее, он — неизменная основа всех
программ. Церкви, белые благотворительные организации, университеты и частные
фирмы являются в резервации и добиваются только одного: оказывать помощь НА
СВОЙ НЕПОВТОРИМЫЙ ЛАД. Никто их туда не зовет. А потому от них очень трудно
избавиться. Ни у одного председателя
не хватит времени еженедельно летать в Нью-Йорк и требовать от церковных
властей, чтобы они положили конец патерналистским программам их миссионеров.
Поэтому тут патернализму раздолье. Впрочем, такие организации обычно мало что
делают. Но вот отдельные лица
в частном секторе не жалеют труда, чтобы сделать индейцев счастливыми. Когда индейцы
начинают ощущать себя несчастными, у них возникает желание вышвырнуть белых
доброхотов вон независимо от патернализма. А если вышвырнуть частные организации
из резерваций, где они будут трудиться? О каких своих успехах будут они
докладывать, когда настанет время собирать пожертвования? Церкви, например,
тратят значительные суммы на подготовку белых миссионеров для деятельности
среди индейцев. Если бы вдруг появилось слишком много миссионеров-индейцев, им
могло бы взбрести в голову, что имеет смысл обзавестись собственными церквами.
Но тогда исчезла бы возможность обращать язычников в христианство. А куда
деваться священникам-неудачникам, как не в индейские миссии? Вот почему в частном
секторе патернализм имеет весьма сложную форму. Он замаскирован коллегией
«индейских советников», которые отбираются среди индейцев данной резервации.
Эти «советники» нужны для создания видимости полного благополучия. Заявления
коллегии индейских советников обычно изобилуют похвалами трудам какой-либо
частной организации. Ее даже просят трудиться еще больше, ибо только таким
образом, утверждают «советники», может быть восстановлена справедливость по
отношению к их народу. Если послушать
некоторых людей, получается, что индейцы и сказочно богаты благодаря
отчислениям за добываемую на их землях нефть, и одновременно бедны как
церковные крысы. А если послушать других, то выходит, что индейцы лишены всех
удовольствий, которыми наслаждаются те, кто находится в главной струе, уличных
беспорядков, загрязнения воздуха, снайперов, язв желудка и бешеного уличного
движения. И в результате индейцы попадают в число «обездоленных» нашего
общества. Племенам иногда
приписывают первобытную чистоту. Некоторые племена сохраняют свои ритуалы,
другие не сохраняют. Лучше всего племена характеризуются следующим: они упорно
держатся за все, что, по их убеждению, им нужно, и отбрасывают все, что, по их
убеждению, не имеет отношения к их современным потребностям. Традиции умирают
нелегко, и новое утверждается тоже нелегко. Индейцы
на протяжении тысячелетий выживали в самых разных условиях. Они не кидаются от
моды к моде в поисках новизны. Это-то и делает их индейцами. На мой взгляд,
достаточное понятие о том неизъяснимом ощущении реальности, которое
свойственно индейскому народу, позволяют получить три книги. «Когда умирают
легенды» Хэла Борланда верно
рисует индейскую молодежь. «Маленький Большой Человек» Томаса Бергера дает правильное представление об индейском
мироощущении. «Держись подальше, Джо» Дэна Кашмена —
книга, очень популярная среди индейцев,— юмористически, но верно повествует о
проблемах, которые возникают на пересечении двух образов жизни. Тот, кто сумеет
уловить, понять и оценить духовные силы, запечатленные в этих книгах, сумеет и
достаточно четко разобраться в том, что, собственно, нужно индейцам. Есть немало других
неплохих, исторически верных книг, но написаны они, в сущности, не об индейцах.
В целом они искажают индейскую реальность, превращают ее в картину, которую
трудно понять и которая в результате оказывается совершенно неверной. Статистические данные
об индейцах можно найти во многих книгах. Для того же, чтобы понять, в каком состоянии
находятся теперь дела индейцев, необходимо знать, как организованы племена в
настоящее время, как они сотрудничают и чего ждут от будущего. Это очень
сложная тема. Итак, начнем. В 1932 году был
утвержден Индейский реорганизационный акт. Он давал жителям резерваций право орга-низовываться для целей
самоуправления. Почти две трети резерваций провели такую организацию.
Резервации отнюдь не идентичны племенам. «Племенами» по Акту 1932 года стали
называться остатки более крупных исторических племенных групп, размещенные в
разных районах. Есть девятнадцать
отдельных племен чиппева, пятнадцать племен сиу,
четыре племени потаватами, некоторое число пайютских племен и несколько объединенных племен, которые
состоят из двух разных групп, волей судьбы загнанных в одну резервацию. Примерами объединенных
племен могут служить сэлиши и кутенаи
в Монтане, шайенны-арапахо
в Оклахоме, кайова-команчи-апачи в Оклахоме, а также
манданы, хидатса и арикара в резервации Форт-Бертольд в Северной Дакоте. За последние
десятилетия племена убедились, что им необходимо объединяться, если они хотят,
чтобы их услышали. А потому в большинстве штатов есть межплеменные советы,
состоящие из представителей племен данного штата и регулярно собирающиеся для
обмена идеями. В некоторых районах, особенно на Северо-Западе,
существует представительство на региональной основе. Северо-западные
объединенные племена — это организация племен Монтаны,
Айдахо, Вашингтона и Орегона. Аналогичный ей Западновашингтонский
межплеменной координационный совет состоит из племен, живущих в районе Пюджет-Саунда. Племена лишь очень
редко игнорируют границы штатов. Хотя насчитывается пятнадцать племен сиу,
«Объединенные сиу» представляют только племена Южной Дакоты. Группы сиу в
Северной Дакоте, Небраске и Миннесоте туда не приглашаются. У индейцев есть две организации
«основной струи»— Национальный конгресс американских индейцев (НКАИ) и
Национальный совет индейской молодежи (НСИМ). В НКАИ могут вступать племена,
организации и отдельные лица, как индейцы, так и белые. Национальный конгресс
заинтересован главным образом в привлечении племен, поскольку он
преимущественно занимается законодательными вопросами, а законодательство
исходит из индивидуальных нужд отдельных племен. НСИМ, организованный в 1962 году, особенно активно работает среди
молодежи, только что окончившей колледжи и приобщающейся к делам индейцев. Хотя
история НСИМ коротка, он уже стал силой, с которой приходится считаться в
национальных делах индейцев. В целом НСИМ более либерален и мобилен, чем НКАИ,
и предпочитает эффектные кратковременные проекты длительным программам.
Соперничество между этими двумя группами весьма остро. Менее известны давние
организации, за которыми, однако, может оказаться будущее. Ведущей среди них
является наиболее старая Лига наций всех индейцев Америки. Ее президент Альфред
Гейн выработал на основе национальных проблем и
лучших сторон подлинно индейской жизни последовательную практическую
философию. Если эта группа когда-нибудь получит достаточно субсидий, чтобы
обзавестись сотрудниками на местах, она вполне способна кардинально изменить
процедуры, которые выработало правительство для дел индейцев. Она давно ведет
борьбу с Бюро по делам индейцев (БДИ) и стремится возродить исконные индейские
обычаи. Благодаря стараниям Лиги наций во всех племенах возникли союзы
приверженцев старых обычаев. В июне 1968 года они собрались в Оклахоме и
организовали Национальную конференцию коренных жителей континента. На ней
велись дискуссии по самым различным вопросам — от религиозных пророчеств до практической
политики. Эта конференция должна была в ближайшие годы обеспечить заметный
национальный подъем в резервациях. Другая заслуживающая
упоминания группа — это Американское индейское историческое общество в
Сан-Франциско. Основанное Рупертом Косто, кауийя, это общество
организовало издание превосходных современных
материалов об индейцах. Прекрасные научные работы и обширные познания об
индейском народе сделали его голос весьма влиятельным в делах индейцев. Недавно во время Марша
бедняков индейцы, его участники, сплотились в Коалицию американских индейских
граждан. Несколько неопределенный и, возможно, временный союз недовольных
молодых людей, эта Коалиция внесла в дела индейцев ощущение неотложности.
Сохранится ли она или нет, зависит от того, насколько ее члены преданы целям,
которые она провозгласила. Конкретные проблемы
иногда вызывают создание региональных групп. На северо-западе организация
«Уцелевшие американские индейцы» сосредоточивает свои усилия исключительно на
правах рыболовства. В Оклахоме возникла Организация первозданных общин чероки,
защищающая охотничьи права чероки и права, предоставленные им договорами. В наиболее
урбанизированных районах имеются городские центры или клубы, членами которых
состоят индейцы. Чаще всего такие центры обеспечивают помещение, где могут
встречаться и общаться индейцы, живущие в городах. Из них наиболее известны
центры в Лос-Анджелесе, Окленде, Чикаго и
Миннеаполисе. В других больших городах все время появляются новые центры.
Пожалуй, в каждый данный период в стране функционирует не менее тридцати
подобных центров или клубов. В любом случае урбанизированные районы
представляют наиболее благоприятную почву для прочных долговременных
организаций, и, как только городские индейцы обретут стабильность, их прогресс
будет поразительным. Все эти объединения в
первую очередь интересуются конкретными проблемами и требованиями. Чикагский
«Костер индейского совета» работает главным образом в области пропаганды
индейской культуры. Общество развития американских индейцев занимается
вопросами работы с молодежью и развития индейских общин. Существует ряд белых
организаций, старающихся помогать индейцам. Поскольку без них нам было бы лучше,
я ограничусь только этим упоминанием и не стану их называть. Движения в индейских
делах возникают очень легко. Племена, как правило, чутко следят за проблемами и
требованиями независимо от того, формулируются ли они индейцами или белыми.
Редкое событие остается незамеченным. Тщательное наблюдение за действием «мокасинового
телеграфа» показывает, что индейцы более склонны организовываться и
сплачиваться в связи с определенными проблемами, а не с общими идеями. Эта тенденция
нагляднее всего проявляется в деятельности Национального конгресса
американских индейцев. Количество членов в нем колеблется в зависимости от
важности национальных проблем, с которыми сталкиваются входящие в него
племена. В НКАИ вступают только те племена, которые конкретно интересуются его
программой. Лозунг «Единство во имя единства» пока еще не принят племенами. Не
в ходу и идея единства ради будущих действий. В самом
НКАИ его политика и программы определяются личностью руководителей. В 1954
году конгресс предпринял решительную попытку урезать права индейцев с помощью
ряда «завершающих» законопроектов, которые после их утверждения лишили бы
племена федеральных услуг и защиты. К счастью, в НКАИ в то время ведущая роль
принадлежала северо-восточным племенам, которыми руководил Джозеф Гэрри, председатель айдахских кёрдаленов. Гэрри удалось объединить
под своим руководством достаточное число племен, чтобы остановить такие
поползновения. С тех пор положение остается неизменным: конгресс ждет, когда
племена утратят интерес к этой проблеме, а племена бдительно следят, не
предпримет ли конгресс новой попытки в этом направлении. Гэрри был президентом НКАИ с 1953 по 1959 год. Благодаря ему на северо-западе установилась традиция экономического
сотрудничества между племенами. Национальные дела индейцев и теперь окрашены
памятью о могущественной коалиции той эпохи. С тех пор как Гэрри
занимал пост председателя, практически никакие решения в делах индейцев не
принимаются без предварительной консультации с руководством северо-западных
племен. Недавний союз племен северо-запада с аборигенами Аляски, несомненно,
приведет к тому, что НКАИ в ближайшее время окажется под полным влиянием
северо-западных племен и вновь будет восстановлено индейское политическое
равновесие. Влияние северо-запада
уравновешивалось деятельностью и политическим авторитетом сиу. Из двадцати
пяти лет существования НКАИ четырнадцать лет руководство в нем принадлежало
сиу. Однако их царствование приближается к концу, так как другие племена становятся
более политически сознательными и начинают оказывать
все большее влияние на общенациональной политической арене. На политическом
съезде НКАИ в Омахе в 1968 году было замечено, что висконсинско-миннесотские
группы чиппева становятся немалой силой. Поскольку чиппева и сиу — традиционные враги, а чиппева
теперь состоят в союзе с северо-западными племенами, то в ближайшие годы чиппева, возможно, начнут главенствовать в делах индейцев.
Им теперь не хватает только энергичного руководителя, который сумел бы привлечь
к решению политических проблем другие племена. До сих пор племена
Калифорнии, Канзаса и Невады не торопились принимать участие в национальной
политической борьбе индейцев. Но если они вступят в нее всей массой, то,
объединившись, могут полностью подчинить НКАИ своему влиянию. В настоящее
время, когда в национальных делах индейцев начали играть такую роль Коалиция
американских индейских граждан и Национальный совет индейской молодежи,
Калифорния и Невада могут оказать огромное воздействие на другие племена, если
получат на съезде НКАИ полное право голоса. НКАИ нужен индейскому народу,
только когда он обеспечивает форум для обсуждения насущных проблем. Порой в нем
начинают доминировать несколько племен, и тогда его значение стремительно
падает. На съезде в Омахе в 1968 году присутствовали внеплеменные
группы, рассчитывавшие, что им будет разрешено участвовать в его работе.
Вместо этого их категорически отвергли, и во время съезда все внеплеменные силы сплотились, минуя обычные пути в делах
индейцев. Этот трагический промах НКАИ может привести в будущем к острому
конфликту между теми группами, которые связаны с резервациями, и теми, которые
с ними не связаны. Совершенно очевидно, что индейцы, живущие в больших городах,
обладают большими возможностями, чем индейцы, живущие в резервациях, а теперь
городские индейцы и Национальный совет индейской молодежи объединились в
сотрудничающих организациях, борющихся за интересы городских индейцев и
индейской молодежи. По всей вероятности, пройдет несколько лет, прежде чем
индейские племена осознают значение этой новой коалиции, а к тому времени,
возможно, будет уже поздно. Между отдельными
племенами существуют поразительные различия. Но ни одно из них не сопоставимо
по важности с солидарностью племен. Те из племен, которым удается разрешить
конфликты у себя в резервациях в традиционном индейском духе, обычно и по прогрессу,
и по своим программам превосходят племена, постоянно приспосабливающиеся к
системе ценностей, принятой у белых. Индейцы пуэбло в Нью-Мексико сохранили
прочные и деятельные общины и теперь, с притоком молодежи, закончившей
колледжи, приступают к осуществлению значительных программ развития. Несмотря
на огромные различия между поколениями, индейцы пуэбло сумели сохранить общеплеменные цели и сплоченность, так что любое начинание
проводится при полном согласии всех членов общины. Еще более поразительны
успехи апачей Юго-Запада —
племен мескальеро, сан-карлос,
уайт-маунтин и хикарилья.
Во всех четырех племенах едва ли наберется десять человек с дипломами
колледжей, они ревностно хранят свои традиции и считают, что древние церемонии
крайне важны для будущего племен. Без помощи хваленого образования белых эти
четыре группы апачей проводили развитие своих
резерваций с необычайным умением и предусмотрительностью. Апачи
мескальеро владеют лыжным курортом, который стоит
более миллиона долларов. У хикарилья есть современный
торговый центр. Племя уайт-маунтин в интересах
развития туризма создало великолепную систему из двадцати шести искусственных
озер с форелью. Сан-карлос успешно занимаются
коммерческим скотоводством и в настоящее время создают индустриальный
комплекс. Сравните с апачами чиппева, и картина
получится не столь утешительная. Чиппева живут в
Миннесоте, Висконсине и Мичигане, в довольно близком соседстве с такими
большими городами, как Чикаго, Миннеаполис, Милуоки и
Детройт. На протяжении многих лет утечка инициативных, энергичных людей из
резерваций чиппева в города была огромной. Миграция в
города означала продажу земли, вялое развитие местных ресурсов и отказ от
племенных традиций. Из племен чиппева заметного
прогресса достигло только племя ред-лейк. А оно, пожалуй,
из них всех наиболее предано старым традициям. Сиу, мои соплеменники,
традиционно были очень воинственны. Мы — единственная индейская нация, которая
три раза подряд нанесла сокрушительное поражение кавалерии США. А когда мы не
находим, с кем бы поссориться, мы частенько деремся между собой. Беда сиу —
избыток инициативы и энергии. В прошлом столетии за период в
двадцать лет сиу на пространстве от Лакросса в штате Висконсин до Шеридана
в штате Вайоминг сражались с кроу, арапахо, шайеннами, манданами, арикара, хидатсами, понка, айова, пауни, ото, омаха, виннибаго, чиппева, кри, ассинибойнами,
сак и фокс, потава-тами,
юта и гровантр. Это — помимо непрерывных стычек с
кавалерией США. Правительству Соединенных Штатов пришлось созвать специальную
мирную конференцию, только чтобы уладить споры между племенами в восточной
половине этой огромной области. Это был единственный договор, заключенный между
племенами под эгидой федерального правительства. Но сиу никогда не
переставали сражаться. Проведение собственных программ в резервациях постоянно
тормозится внутренними сварами. Каждые выборы в любой
резервации сиу — это обычно драка до самого конца. Большинство в десять
голосов из поданных полутора тысяч — это в краю сиу поистине подавляющая
победа. К счастью, в нескольких резервациях сиу у руководства на долгое время
оказались сильные председатели, так что некоторые племена достигли заметного
прогресса. Однако у нас по-прежнему сохраняется тенденция решать все наскоком. У северо-западных
племен также имеются свои воинственные и мирные стороны. Последние двадцать
лет не прекращаются конфликты между западными племенами и комиссиями по
рыболовству и охоте в штатах Орегон и Вашингтон. Из-за нарушения установленных
договорами прав на рыболовство якима могут броситься
на берег реки с ружьями так стремительно, что у случайного зрителя душа в
пятки уйдет. Еще до того, как
указанные два штата стали штатами, Айзек Стивене
проехал по Тихоокеанскому побережью, подписывая от имени Соединенных Штатов договоры
со всеми тамошними племенами. Эти договоры гарантировали племенам постоянные
права на охоту и рыболовство, если они согласятся оставаться в пределах
резерваций. После второй мировой войны, когда у любителей рыбной ловли и
охотников-спортсменов появилось много свободного времени, власти штатов
попытались отменить договоры. Однако в законе о принятии Вашингтона в состав
Соединенных Штатов имелся специальный пункт, согласно которому этот штат обязывался
никогда не притеснять индейские племена в пределах своих границ. В последние годы
небольшие племена неоднократно пытались поднять в Вашингтоне вопрос о
рыболовных правах. К сожалению, более значительные племена их не поддержали.
Большие племена словно бы не понимают, что юридическое ущемление прав малого
племени создает прецедент, который может быть распространен и на большое племя.
Не исключено, что в конце концов рыболовство у всех
индейцев будет регулироваться властями северо-западных штатов. Это неминуемо
обернется трагедией, так как между спортивным рыболовством и рыбной ловлей у
индейцев существует принципиальная разница. Индейцы ловят рыбу на пропитание
себе и своим семьям. Любители ловят рыбу для развлечения. Если ситуация и
дальше будет развиваться так же, индейцам, возможно, придется голодать, чтобы
белые могли приятно проводить выходные дни на лоне природы. Однако северо-западные
племена в этом веке взяли на себя инициативу отстаивать свои права в судах. В
прошлом веке чероки неоднократно обращались в Верховный суд США и положили
основу индейскому законодательству в годы его развития. Точно так же в нашем
веке племена штатов Вашингтон, Орегон и Айдахо выиграли большинство наиболее
важных судебных процессов. Такие решающие дела, как «Сквайр
против Кейпомена», которое прояснило вопрос об
освобождении отведенных государством земельных участков от обложения подоходным
налогом, «Соединенные Штаты против Уиненса»,
уточнившее права на пользование водоемами и рыболовные права, «Мейсон против Сэмса» (еще одно
дело о рыболовных правах) и «Сеймур против управляющего» (дело, поднявшее
вопрос о юрисдикции и давшее более современное определение понятию «индейского
края», крайне существенное для сохранения прав, установленных
договорами)—все они были возбуждены племенами этой
области. В 1967 году
телевизионная компания Эй-Би-Си начала передачу
своего злополучного многосерийного фильма, посвященного Кастеру.
Ассоциация племенных прав индейцев на землю возглавила общенациональную борьбу
за запрещение серии. Затем НКАИ и другие группы заявили Эй-Би-Си
протест против демонстрации этих фильмов, и разгорелась великая индейская
война. НКАИ окрестила Кастера, чья личность никогда
особо светлыми красками не рисовалась, «Адольфом Эйхманом»
XIX века. Тем не менее принудить
Эй-Би-Си к переговорам никак не удавалось. В конце концов Джеймс Хоувис, адвокат племени якима,
разработал план, согласно которому каждое племя подавало жалобу на местные
филиалы Эй-Би-Си и требовало предоставления равного
телевизионного .времени. Когда племена в различных
районах последовали этой рекомендации, Эй-Би-Си через
правление своих филиалов организовала поездку в Калифорнию, чтобы обсудить
программу с НКАИ. Нескольким племенам, подавшим жалобы на местные филиалы Эй-Би-Си, было выделено телевизионное время, чтобы
одновременно с показом первых фильмов серии они могли изложить индейский взгляд
на историю Кастера. Позже нам говорили, что каждая
жалоба, если бы их подали все племена, обошлась бы Эй-Би-Си
в три тысячи долларов. Правда это или нет, мы так
никогда и не узнали, но в любом случае северо-западные индейцы вновь выработали
юридическую стратегию, благодаря которой индейцы, как национальная этническая
группа, получили возможность громогласно выразить свой протест. Показ серии
был прекращен на десятом эпизоде. Величайшие
потенциальные возможности сулит Невада. Этот штат, небольшое общее население
которого сосредоточено главным образом в Лас-Вегасе и Рено,
сейчас находится на пороге развития. В Неваде живет около двадцати шести
племен, в основном пайюты и шошоны.
Если эти племена когда-нибудь сплотятся в прочный политический или
экономический союз, они приобретут в штате колоссальное влияние. В индейском
населении Невады преобладает молодежь, и есть все шансы, что, достигнув
избирательного возраста, она обеспечит индейское большинство при голосовании. Пожалуй, еще больше
обещает распределение индейских земель в этом штате. За последние годы прошлого
века в Неваде обширные резервации не учреждались. Группы индейцев были
немногочисленны и широко рассеяны, а потому им отводились участки поблизости
от самых крупных невадских городов. Эти группы получили название «колоний», и
индейцы жили там совершенно неорганизованно «неподалеку от города». В настоящее
время невадским племенам принадлежит чрезвычайно ценная земля в районах, в
которых, если невадские города будут продолжать расти, неминуемо должно начаться
строительство. За немногими исключениями, участки пустыни прошлого века в
настоящее время прекрасно подходят для индустриальных комплексов и жилых районов.
Если невадские племена сумеют провести продуманную политику обмена земельных
участков, у них в недалеком будущем появятся значительные земельные владения и
внушительные банковские счета. Индейские племена быстро
приспосабливаются к социальным
механизмам современного мира. Еще в прошлом поколении мало кто из индейцев
знал, где находится столица США Вашингтон. Нынче редкое племя не отправляется
туда раз в год, чтобы побеседовать со своей делегацией в конгрессе, побывать в
правительственных учреждениях и вернуться домой с новой программой или
проектом, выбранным из уже существующих правительственных программ. Многие
племена получают бюллетени конгресса, значительное число подписывается на
ведущие газеты и журналы страны вроде «Уолл-стрит джорнэл»,
«Лайф», «Тайм» и «Ньюсуик».
Редко какое событие остается вне поля зрения племенных групп, которые
внимательно за ними следят.
Кроме
того, племена приобрели немалую сноровку в получении субсидий. Для больших,
более опытных племен программы в миллион долларов — явление обычное. Кое-какие племена отточили зубы в шестидесятых
годах на Управлении районного развития.
Когда был создан Отдел экономических возможностей, они немедленно предложили неимоверно сложные
программы и, несмотря на конкуренцию, добились выделения средств на них. Программа жилищного строительства в резервации
сиу Роузбад представляет собой комбинацию программ,
предложенных пятью правительственными учреждениями. Сиу добились, чтобы каждое
из этих учреждений финансировало определенную часть жилищной программы их резервации. Некоторые племена
ежегодно увозят домой в виде правительственных и частных субсидий на развитие
своих резерваций до десяти миллионов долларов. И многие, объединяя различные
ресурсы, обзаводятся собственным агентом, ответственным за планирование и
осуществление будущих программ. Апачи уайт-маунтин первыми из племен организовали собственный
отдел по связям с общественностью, чтобы обеспечить равные отношения с
окружающими городами и поселками. После того как
конгресс сменил политику борьбы с самоуправлением племен на политику ее
поддержки, более чем вероятно, что на протяжении
жизни следующего поколения племена смогут добиться экономической независимости
от федерального правительства. Большинство племен управляется согласно своим
конституциям, разработанным в согласии с законом об индейской реорганизации,—
управляется, вероятно, лучше крупных городов и, уж во всяком случае, много
честнее. В пятидесятых годах
племена потеряли около десяти лет из-за попыток лишить их самоуправления. Произвольные
и неразумные придирки к местным программам, отказ в кредитах на программы
развития и давление, оказывавшееся на племена с целью заставить их самоликвидироваться,— все это способствовало тому, что в
течение десяти лет племена были не в состоянии развивать свои ресурсы. В настоящее время у
индейского народа есть отличные возможности продемонстрировать всей стране,
чего можно достичь развитием общин в сельских районах. Из-за перенаселенности
городов развитие сельских местностей выходит на первый план, и внимательное
знакомство с программами племен может указать методы заселения огромных
просторов сельской Америки. Такой прогресс
резерваций и надежды на лучшее будущее приводят к тому, что индейцев начинает
особенно возмущать капкан, в который они пойманы мифологией белой Америки.
Для нас потомок Покахонтас — непостижимая тайна, не
имеющая к нам прямого касательства. Мы уже не дикие животные, вольно скачущие
по прериям. У нас нет ничего общего с последним из могикан. Мы сыты по горло
оперативными группами. Несколько лет назад,
на заседании одной из комиссий конгресса кто-то спросил у Алекса Бьющего
Сокола, тридцать лет
состоявшего членом совета шайеннов и речных сиу: — Что, собственно, нужно вам, индейцам? Алекс
ответил: — Закон, чтобы нас оставили в покое. Главная цель и
потребности современных индейцев заключаются отнюдь не в том, чтобы нас жалели
и для утешения ссылались на собственное происхождение от Покахонтас.
Не требуется нам и чтобы нас зачисляли в полубелые,
проводя программы и проекты, которые должны выбелить нас еще больше. Не нужно
нам и того, чтобы нас и дальше изучали, проверяя, не отвечаем ли мы тем-то и
тем-то меркам и стандартам. А нужна нам новая политика конгресса, которая
признавала бы наше право жить спокойно, не подвергаясь назойливой опеке. Нам
нужно, чтобы были наконец оставлены и забыты мифы,
столь долго окружавшие нас. Нам нужно стремительное сокращение числа
«специалистов» по индейцам. Короче говоря, нам
нужно культурное соглашение, которое принудило бы оставить нас в покое и
теоретически, и практически. [1] Вспомните, например, следующую прокламацию: «Дана на заседании
совета в Бостоне третьего дня ноября 1755 года, на двадцать девятом году
царствования нашего государя Георга Второго, милостью
божьей короля Великобритании, Франции и Ирландии, защитника веры. По приказанию
его чести Дж. Уилларда, секретарь. Боже, храни
короля! Поелику племя
индейцев пенобскотов не единожды коварным образом
нарушало торжественную клятву покорности Его Величеству, принесенную давно и с
тех пор часто возобновляемую, я, следуя пожеланию Палаты Представителей, счел
необходимым издать сию Прокламацию и объявить племя пенобскотских
индейцев врагами, бунтовщиками и изменниками Его Величества... И посему я
приказываю подданным Его Величества в этой Провинции пользоваться всеми
случаями, дабы преследовать, брать в плен, убивать и уничтожать всех и каждого
из вышепоименованных индейцев. И Генеральный Суд
этой Провинции постановил, дабы премии... даровались и выплачивались из казны
Провинции... в следующих суммах: за каждый скальп индейца мужского пола,
представленный в доказательство его убиения, как выше указано,— сорок фунтов. За каждый скальп
индианки женского пола или индейца мужского пола, не достигшего двенадцати
лет, представленный в доказательство их убиения, как выше указано,— двадцать
фунтов».— Прим. автора. |